Опасность: менеджеры поколения Z
Как когда-то пелось: «...жестокие дети, умеют влюбляться, не умеют любить...».
Московский коллега недавно сказал примерно такую фразу: «многие региональные студии хотят в партнёры столичное агентство — они думают, что там будет стопроцентно хороший менеджмент. Но это нихрена не так». Ясно-понятно, что агентства бывают разными. Но есть одна глобальная вещь — называется «поколение Z у руля».
Вообще для тех, кто пропустил хайп-волну трехлетней давности, поколение Z — это те, кто родился в конце девяностых или начале нулевых. То есть люди, которым сейчас уже вполне может быть лет 20. Они дееспособны, самостоятельны и хотят работать. Если рассматривать нашу сферу, аккаунт-менеджеры, проджекты-юниоры — такие должности им поручают. То есть они ставят задачи и вообще ведут проекты.
Всё бы ничего, молодым дорога и всё такое, но есть одна деталь. Пойдём по порядку.
Разница поколений
Помните ту самую статью про то, как ставить задачи поколению Z? Ну это там где:
Задача для обычных людей | Задача для поколения Z |
---|---|
Нарисуй дизайн главной страницы. Вот техническое задание и ещё вводные от клиента, разберись. |
Нужен дизайн главной страницы. Берёшь фотошоп, иконки можно взять вот с этой библиотеки. Подходящие фотки на этом стоке. Как лучше сделать меню — спроси нашего арт-директора. Сайт должен нравиться человеку 40-45 лет без высшего образования. Тестируй на нашей уборщице. Если сделаешь за два дня, а не за три — получишь ачивку «шустрила» в интранете. |
А теперь — в чём принципиальная разница. Первый тип сотрудника не нуждается в дополнительном потыкивании палочкой — он разберётся во всём сам и сделает задачу. Почему? Он в душе чувствует себя всемогущим, он вырос во времена вседозволенности и перемен, он смелый бунтарь.
Я получил власть, которая и не снилась моему отцу! ©
Второй тип не будет активно шевелиться, если при этом подвергается риску. Задачи ему нужно разжёвывать, давать дополнительный стимул, направлять. Ему важнее маленькое одобрение здесь и сейчас (лайкни меня, ну лайкни!), чем головокружение от успехов. Он будет стремиться поскорее выполнить и «спихнуть» с себя задачу. Что-то не получается? Можно пойти к «старшим», которые подскажут и помогут.
Люди поколения Z не хотят обжигаться. Они видели, как разбиваются мечты предыдущего поколения, и дали себе слово не повторять их ошибок. Это поколение-лич: они берут от мира всё, пресыщены и их одолевает почти печоринская скука (жаль, у того не было Periscope). Если для «игреков» социальные сети стали инструментом, то для «зетов» — это просто привычная среда, где у них по 2000 друзей. У «игреков» в детстве ничего не было, и они хотели всего. У «зетов» было всё, и они не знают, чего хотеть сейчас. Поколение Z относится к жизни легко: они безболезненно меняют друзей, работу и место жительства. Они не мотивированы что-то созидать (в себе, в мире вокруг) — им легче всё бросить и начать заново.
В интернетах пишут, что такой подчинённый — на самом деле клад (который, правда, нужно откопать). Окей, согласимся, может быть.
Но всё меняется, когда представитель Z не выполняет задачи, а назначает их.
Зорро клеймит врагов знаком Z
Итак, что происходит с постановкой задач, когда твой менеджер — из поколения Z.
Снова сравнительная табличка:
Задача от обычного менеджера | Задача от Z-менеджера |
---|---|
Нужно сделать макет для главной страницы. Задачи сайта такие-то. Целевая аудитория такая-то. Стенограмма нашего последнего разговора с пожеланиями клиента лежит вот здесь. Техническое задание и блок-схемы — в этой папке. Клиенту нравятся вот эти сайты. А не нравятся эти. |
Привет! ))) Нужна главная для сайта. Это прям очень-очень срочно! Будет здорово, если справишься ко вторнику. Если что — я всегда на связи, спрашивай! )) |
Что спрашивай? Ты же менеджер! Где моя задача, эй! — примерно такая реакция будет у исполнителя задачи, если он принадлежит к другому поколению.
Мы видим следующую картину: Z-менеджер проецирует свой стиль мышления на людей вокруг. Ему такая постановка бы понравилась: он мотивирует, задает точный дедлайн, подразумевает общение. Всё как он любит!
Перечислим ошибки, которые обычно совершает юный Z-менеджер, разберёмся, как сильно это бесит окружающих, и поразмышляем над тем, как вылечить эту болезнь.
Как вычислить типичного Z-менеджера
У него есть несколько характерных черт, так что это будет несложно:
1. Он считает, что ты экстрасенс
Если задача прилетает в формате «додумай это» — звучит тревожный звоночек. При этом, если результат не устроит клиента, Z-менеджер воспримет поражение легко (он всё так воспринимает).
— Мэн, надо переделать этот макет, оказывается, мы всё не так поняли ))) Окей? ))
2. Он играет с тобой в угадайку
Я овощ? Я длинное? Я сиреневое? Формула такой задачи: постановки минимум, а теперь задавайте ваши вопросы.
— Задача написать контент-план на сентябрь... Ну, спрашивай, что не понятно )))
3. Он считает, что ты должен помнить всё
Легкомысленность Z-менеджера даёт о себе знать. В его задачах нет ссылок на вводные данные, ведь он как-то полтора года назад их уже присылал.
— Какие товары должны быть на главном слайдере? Ну ты чего, я же присылал в прошлом месяце, помнишь? Те же, что промоутируются сейчас в конкурсе в ВК, посмотри там )))
4. Он использует пятьсот каналов связи
Z-менеджер с малых лет привык много общаться. У него есть ватсап, вайбер, «ВКонтакте», мессенджер Facebook, Telegram, Slack, две рабочих почты и бог знает что ещё.
Он не склонен упорядоченно вести переписку скучными емейлами — это касается как его коммуникации с клиентом, так и с исполнителями.
— Чувак, но я же скидывал тебе ТЗ. Посмотри в телеграме. Ну примерно недели две назад. А, постой, может и в ВК писал, не помню! )))
5. Он выслуживается перед тем, кто главнее
Работая с Z-менеджером, готовься к тому, что он не станет защищать твой проект перед клиентом. Ему важно получить одобрение старших, не важно, какой ценой.
— Надо уменьшить радиус скругления у всех элементов. Я пытался объяснить клиенту, но он настаивает. Нет, давай сделаем.
6. Он компенсирует свои провалы исключительно милым поведением
Не зря говорят, что сегодня интернет на 90% состоит из позитива. Позитив — это и образ жизни, и универсальное оружие. Z-менеджер будет косячить, но потом очень мило извиняться, виновато шутить и ставить много смайликов.
— Вот теперь — очень крутой дизайн! Я бы отправил это на конкурс! Круто, молодец! Успеешь ещё 5 страниц к вечеру? )))
Что с этим всем делать
Скорее всего, Z-поколение — тоже хорошие ребята. Просто они отличаются от предыдущего, и им сложно работать вместе. А когда такому хорошему парню доверяют заниматься постановкой и контролем задач — наружу вылазит слишком много непривычных проблем.
Что ж, главное — терпеливое воспитание, как и со всеми детьми. Вам поможет вот этот добрый зверёк.
Это выдрочка. Она помогает воспитывать хороших менеджеров.
До встречи в следующем выпуске. Ваши любимые ADN ))
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.
Серьезно?
Представьте какого сейчас ребятам возрастной категории "поколения Z", которые не попадают под такое гипертрофированное, снобское описание. Обобщение как рекламная конструкция, творит чудеса, ха.
Проработав больше 4 лет в диджитале, получая тестовые и творческие задания от коллег и клиентов 30-45, btw которые не отвечают даже в будни на почту по несколько дней, в духе: "Привет! Найди-ка контента/стратегии/площадки для нашего новенького супер-проекта, у тебя неделя!", без брифа и ответов на технические вопросы, потому что "это будет подсказкой" (о какой подсказке может идти речь, ты с клиентом не в угадайку играешь), вы еще что-то говорите про молодых, неопытных, но амбициозных?
Забейте их публично камнями, у них нет опыта работы!
Давайте не обобщать в частное отдельные случаи =)