Гайд для лид-дизайнера: как управлять креативной командой. Читайте на Cossa.ru

07 марта, 14:19

Гайд для лид-дизайнера: как управлять креативной командой

Советы для руководителя, который хочет найти подход к творцам.

Команды продуктового дизайна не просто рисуют цифровые продукты — результат их работы напрямую влияет на бизнес-показатели компаний. Что должен знать и уметь руководитель, чтобы эффективно управлять такими специалистами, рассказал дизайн-директор mos.ru, куратор программы Product design lead в Британской высшей школе дизайна Геннадий Мохов.

В первую очередь — дизайнер

Руководитель команды продуктового дизайна должен в первую очередь быть сильным UX/UI-специалистом: не только уметь работать с основными программами и инструментами, но и иметь определённый набор хард-скилов.

Знать основы визуального UI-дизайна

В том числе уметь работать с цветом, композицией и шрифтами, использовать микроанимацию, чтобы проектировать понятные и эстетичные пользовательские интерфейсы.

Источник: miro.com

Знать основы мобильной и веб-разработки

Фронтендер и дизайнер работают в связке и решают общую задачу — делают интерфейс, который должен быть удобен пользователю, поэтому важно, чтобы они имели представление о специфике работы друг друга.

Проводить исследования с UX/UI-специалистами и уметь интерпретировать результаты

Чтобы создавать простые в использовании интерфейсы, важно хорошо знать свою целевую аудиторию, её потребности, поведение, мотивацию. Перед тем как передавать решение в разработку, иногда нужно провести тестирование — узнать у пользователей, насколько удобен интерфейс, ясно ли им, куда и зачем нажимать. Это позволяет понять, что сделано хорошо, а что плохо — и как это исправить.

Разбираться в метриках продукта

Дизайнер должен понимать, зачем он рисует тот или иной цифровой продукт и как его работа влияет на достижение бизнес-целей. Например, если речь идёт о лендинге банковского продукта, целью может быть оформление дебетовой карты для 500 тысяч клиентов. В этом случае метрики — это, например, конверсия, то есть сколько посетителей стали клиентами банка, и как быстро они проходили заложенные сценарии.

Работать с гипотезами

Например, если перед дизайнером стоит задача улучшить определённую метрику, ему нужно сформировать гипотезы, как это сделать с помощью дизайна, и выбрать оптимальные инструменты. Не всегда обязательно разрабатывать большой кусок интерфейса, иногда достаточно добавить уведомление или кнопку, чтобы пользователь понял, что нужно сделать. Навыкам создания интерфейсов, организации UX/UI-исследований, а также проджект-менеджмента можно научиться не только «в полях», но и на специальных курсах.

Не только дизайнер, но и менеджер

Руководитель продуктовой дизайн-команды должен иметь сильные управленческие навыки: в его зоне ответственности не только визуал, но и много «недизайнерских» задач. Их можно объединить в четыре блока.

Продукт

Это всё, что связано с работой продукта и достижением обозначенных руководством продуктового офиса целей. Условно говоря, если нужно улучшить конверсию, лид разбирается, как можно повлиять на эту метрику с помощью дизайна, и ставит соответствующие задачи команде.

Процессы

Лид отвечает за весь процесс создания дизайн-продукта, в том числе разрабатывает дизайн-стратегию. Например, если бизнес планирует запустить новый продукт, значит, нужна новая визуальная стилистика, правила оформления. Важно оценить, хватит ли в дизайн-команде компетенций под эту задачу, и если нет, то разобраться, сколько и каких специалистов нужно нанять. Всё это прописывается в дизайн-стратегии.

Источник: miro.com

Пиар

Речь идёт о внутреннем и внешнем пиаре. В первом случае лид представляет результаты своей и командной работы руководству и другим департаментам. Во втором мы говорим об экспертных статьях и колонках в СМИ, выступлениях на ТВ, подкастах или конференциях. Присутствовать в публичном поле необязательно, но крайне желательно, потому что это работает на бренд компании, в том числе позволяет привлекать в команду сильных специалистов.

Команда

Этот блок включает все задачи, связанные с развитием команды: наймом, онбордингом, мотивацией. Всем этим нужно эффективно руководить.

Как управлять дизайн-командой

Есть общие свойства, которые отличают все сильные дизайн-команды: неравнодушие, самостоятельность и инициативность сотрудников. Такая команда не просто выполняет свои функции, но и сама предлагает варианты, как улучшить продукт. Построить её сложно, но возможно. Для этого лид-дизайнеру стоит обратить внимание на следующие вещи.

Следить за эмоциональным состоянием команды

Выгоревший сотрудник тянет весь коллектив вниз. Чтобы вовремя заметить признаки выгорания, нужно разобраться в причинах и постараться их устранить, важно держать руку на пульсе. Например, лид может еженедельно проводить встречи one-to-one с каждым из членов команды, обсуждать рабочие вопросы и общаться с ними в неформальном ключе. Это позволяет выстроить доверительные отношения. Хорошо работают ретроспективы — когда вы раз в месяц собираетесь командой и разбираете, что получилось хорошо, а что не очень, какие есть проблемы.

Поддерживать здоровую конкуренцию

Это обязательное условие для развития команды. Можно, например, отмечать на летучках достижения отличившихся сотрудников и их вклад в общее дело. Важно придерживаться правила: если хвалить, то при всех, если ругать, то только с глазу на глаз.

Доносить до команды результаты

Лучшая мотивация для дизайнера — видеть, что его работа не идёт в стол, а влияет на продукт: люди пользуются интерфейсом, и им нравится, а продажи бизнеса растут. Это повышает вовлечённость и инициативность команды.

Помогать членам команды развиваться

Один-два раза в год можно проводить с сотрудниками оценочные интервью. Это помогает каждому члену команды понять, каких компетенций ему не хватает, чтобы получить следующий грейд, и составить персональный план карьерного развития.

Аккуратно давать обратную связь

Дизайнеры — люди эмпатичные. Они очень чувствительны к критике. Поэтому обратную связь важно давать деликатно и обязательно аргументировать, почему, например, макет не годится.

Слушать и слышать сотрудников

Авторитарный лидер не приживётся в творческом коллективе. В дизайн-команде директивный стиль управления не работает. Здесь каждый должен иметь возможность предлагать решения и знать, что его мнение важно. Это основа психологической безопасности — тот фундамент, на котором строятся все успешные команды.

Источник: miro.com

Сохранять баланс

Руководителям креативных команд часто приходится совмещать две роли — дизайнера и менеджера. Это обычная практика. Исключение составляют разве что крупные корпорации, которые могут себе позволить держать большой штат и разделять эти роли.

Нужно рисовать или нет, каждый руководитель решает это самостоятельно.

Если вы умеете получать результат должного качества чужими руками — замечательно.

Значит, дизайнить самому не стоит. Разве что по какой-то причине вам не хватает людей в команде и есть необходимость лично включиться в процесс. При этом важно регулировать нагрузку. Не стоит выходить за рамки своих функциональных обязанностей или работать в личное время, потому что это верный путь к выгоранию.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is