Где и как теперь запускать онлайн-курсы психологам, маркетологам и другим экспертам. Читайте на Cossa.ru

13 апреля, 15:05

Где и как теперь запускать онлайн-курсы психологам, маркетологам и другим экспертам

Продолжаем постить в привычные сети и осваиваем новые.

Где и как теперь запускать онлайн-курсы психологам, маркетологам и другим экспертам

Колонка основателя компании Younesis Татьяны Маричевой.

Допустим, вы практикующий психолог с многолетним стажем и «созрели» до запуска онлайн-курса по вашему профилю. Привлекли коллег, сформировали программу, записали теоретический материал, прописали воронку продаж и начали «прогревать» аудиторию в своём аккаунте. Но то, над чем вы усердно работали в перерывах между клиентами, стало неактуальным: соцсеть с прогретой аудиторией признана экстремистской, охваты падают. Да и кому вообще в такое время нужны онлайн-курсы. Что делать дальше?

Учиться в соцсетях

Хорошая новость: чтобы преодолеть финансовые сложности и вернуть привычное качество жизни, люди должны будут не экономить, а больше зарабатывать. Как? Либо расти в своей сфере, прокачивая скиллы, либо переучиваться на более высокооплачиваемую специальность. В любом случае придётся вновь «сесть за парту». Для взрослых людей наиболее приемлемый вариант обучения — краткосрочные онлайн-курсы.

Facebook* и Instagram*: не рубите с плеча

Если вы уже работали в Facebook* и Instagram*, не принимайте поспешных решений: заблокировать или удалить аккаунт всегда успеете. Оставайтесь там и работайте со своей аудиторией настолько долго, насколько позволит стремительно меняющееся российское законодательство.

Перфоманс-маркетинг в 2022 году

Спецпроект Cossa и Zorka.Agency — про чёткие цели, умные данные и измеримые результаты.

Догнать своего пользователя →

Спецпроект

Да, будет отток подписчиков, охваты упадут. Но здесь вы понимаете, какой контент «заходит», как его делать. Пока вы «растёте» в других соцсетях, используйте Instagram* для анонсирования активностей на сторонних площадках и для касаний со старой аудиторией прежними способами. Привычные 3–4 сториз 3 раза в день могут также прогревать пользователей и приводить их к покупке. Сториз, как и прежде, могут служить эмоциональными «крючками» для перехода на полезные посты, участия в прямых эфирах, формирования образа блогера как «своего» человека. Как в начале 2010-х, в этой сети вовлекать и увеличивать число подписчиков теперь можно только органически. Вспоминаем про «забытые» хэштеги и геотеги.

Если вы новичок и только выбираете площадку для продвижения себя как эксперта или запуска онлайн-курса, точно не сто́ит делать официально запрещённые соцсети основными. Заводить аккаунт только в них нежелательно, даже если кажется, что ваша аудитория именно там. Люди сейчас ищут иные площадки и свыклись с необходимостью «мигрировать».

Telegram: подтвердите экспертность

Примерно 14 млн россиян «мигрировали» в Telegram в марте. Приходя на эту площадку, стоит помнить, что принципы вовлечения здесь отличаются от других соцсетей. «Я проснулась и желаю вам удачного дня!» — подобные посты не подходят. На такой контент не только не придут новые подписчики, но и ядро старых «перетащить» не удастся. В Telegram важно доказать экспертность в своей нише. Размещайте обзоры техники, подборки книг и переводы зарубежной прессы, прогнозы финансового рынка, разборы рекламных текстов, рецепты, вакансии. На этой площадке работают «в долгую». Запустить здесь за две недели до старта продаж курса лайфстайловый прогрев в стиле «я могу и вы сможете», транслируя образ «успешного успеха» неуместно и даже комично.

Какой бы сложной ни была ваша специализация, важно сохранить вирусный формат контента, чтобы подписчики пересылали его друг другу и подписывались на канал. Вовлечённость в Instagram* была высокой именно из-за возможности почувствовать сопричастность. Подключите реакции и чат обратной связи, чтобы общаться с аудиторией.

По статистике, рейтинг персональных телеграм-каналов выше тематических. Поэтому с самого начала делайте себя лицом канала в прямом и переносном смысле: высказывайте собственное мнение — здесь это ценится.

Попробуйте формат телеграм-подкастов: для старта не нужна сложная звукозаписывающая техника. Запишите на диктофон контент, который планировали изложить в тексте поста. Не начитывайте текст, а именно рассказывайте, ведите виртуальный диалог со слушателями. Прогрев к новому запуску курса по продюсированию в «Школе продюсера» строился именно на экспертных подкастах длительностью 15–20 минут. Сначала опрашивалась аудитория канала, выявлялись актуальные темы, записывались подкасты. Охват у таких постов достигает 50%.

Сейчас телеграм-канал стал основным источником трафика на «живые» вебинары перед запуском нового курса. Благодаря использованию «классических» механик прогрева из Instagram* (подогрев ожидания, демонстрация процесса создания продукта, первые положительные отзывы о покупке), подкастов и голосовых чатов доходимость до вебинара составляет до 90%.

В Telegram широко доступны только такие, органические методы продвижения. Здесь нет таргета. Можно покупать рекламу в пабликах по вашему профилю и продвигаться через коллаборации с другими каналами. Возможно, в будущем здесь появятся сториз, возможность настраивать таргетинг, другой привычный функционал. Сейчас я рекомендую использовать Telegram для взаимодействия со знакомой аудиторией. Главное условие успеха здесь — регулярность. Из-за отсутствия ленты иконка с вашим профилем окажется в самом низу списка каналов, если не будут появляться новые посты.

ВКонтакте: возвращаемся в 2007 с новым опытом

ВКонтакте можно рассматривать как основной канал продвижения и продаж. Но есть нюансы. Рекламодатели перенесли туда бо́льшую часть рекламных бюджетов, но продолжают вкладываться в контент на других площадках, да и сами предпочитают привычные соцсети.

То есть аукцион разогрет, бюджет прокручивается, а трафик не растёт, потому что пользователей немного, а времени на площадке они проводят катастрофически мало. Дело в том, что людям не интересно следить за своей лентой. Получается замкнутый круг: контент не цепляет — идём в другие соцсети — трафик в ВК падает — мотивации делать качественный контент нет.

Есть несколько основных моментов по продвижению в ВК. Во-первых, если вы уже ведёте бизнес и пользуетесь интеграторами сервисов для онлайн-школ вроде GetCourse, перенесите в ВК свою аудиторию. Во-вторых, подпишитесь на профессиональные паблики вроде «Церебро таргет», чтобы быть в курсе обновлений и применять их сразу же после выпуска. В-третьих, создавайте контент с учётом особенностей площадки. Если вы раньше выходили в сториз 3–4 раза в день и за раз снимали 3–4 истории, то в ВК это равносильно 2–3 коротким постам в день. Один из которых, возможно, будет с опросом и посылом на комментирование. Нежелательно использовать слова «лайк» и «комментарий» ни в тексте, ни на картинке: это пессимизирует охват. Предлагайте обсудить тему другими словами.

Чем раньше вы начнёте создавать качественный контент, которого в ВК пока мало, тем вероятнее получите преимущество в охватах.

Проведите тест: за 10 тысяч рублей можно купить охваты на ±50 тысяч пользователей на 3 поста в бизнес-нише. Рекомендую смотреть набор подписчиков не через статистику рекламного кабинета, а через реальный прирост в статистике сообщества или в статистике личной страницы. При выборе тем постов учитывайте, что группа — для экспертного контента. Свои мысли и эмоции лучше транслировать на личной странице.

В-четвёртых, используйте возможности ВКонтакте для создания воронки продаж. С этой соцсетью интегрируются и упомянутый выше GetCourse, и сервис рассылки в мессенджерах BotHelp. Здесь можно полностью собрать онлайн-школу. Используйте Senler — внутренний сервис, который позволяет настроить рассылку ВК. Для пользователя перейти на сторонний сайт — дополнительное действие и дополнительный трафик. Сейчас должна быть огромная мотивация, чтобы нажать на рекламу и дождаться загрузки сайта. Использование сервисов для рассылки позволит повысить конверсию: в автовебинарной воронке человеку не нужно переходить за пределы одной социальной сети. Он подпишется на рассылку, которая с помощью сильного торгового предложения и цепочки дожимных писем доведёт до записи на автовебинар, где вы получаете необходимые данные для других каналов привлечения лидов (email-, sms-рассылки). Наш показатель открываемости рассылки: 30–35% после цепочки на автовебинар. Стоимость регистрации может быть в 3 раза ниже, чем в классической воронке.

Резюмируем по ВКонтакте. Предстоит обустроить площадку так, чтобы прежде всего всем нам было интересно на ней находиться.

  • Удаляем весь массфоловинг и группы, которые были актуальны 8 лет назад.

  • Подписываемся на тех, кто делает качественно: анализируем рубрики, формат контента, адаптируем под себя.

  • Пишем посты вместо сториз, вовлекаем вопросами вместо «реакций».

  • Настраиваем рекламу и смотрим, как люди реагируют на контент.

  • Удерживаем их с помощью интеграции с разными сервисами.

В качестве удачного примера — школа психолога Алёны Никоновой, полностью реализованная на площадке ВК. Несмотря на то, что аудитория группы небольшая, она лояльна, охваты и вовлечённость стабильно высокие, что способствует продажам на высокие чеки.

Не буду детально останавливаться на Одноклассниках. Соцсеть не обладает каким-то уникальным функционалом. Плюсами являются наличие таргета, пользовательская лояльность и стабильность: на трафике в этой соцсети внешние факторы вроде пандемии или санкций сказываются незначительно. Если считаете, что именно там ваша целевая аудитория, протестируйте канал.

Яндекс.Дзен: готовьтесь много писать

Сразу обозначим главный минус Яндекс.Дзена на сегодня: площадка продаётся, поэтому перестала ранжироваться в поиске Яндекса, трафик снизился.

Раньше он был высоким, но на фоне хорошо работавшего Инстаграма* это было не очень заметно. В Дзене заходят довольно длинные тексты, а ещё некоторые переносят сюда свои YouTube-каналы. Если у вас есть, что регулярно рассказывать аудитории в таких форматах — пробуйте размещаться здесь.

В скорректированной стратегии на 2022 год мы планируем использовать Дзен как инструмент работы «вдолгую». Из-за небольшого трафика создавать широкую воронку и быстро генерировать лиды здесь вряд ли получится. Но поскольку продажи на высокие чеки требуют длительного прогрева аудитории, будем и здесь размещать экспертный контент. Раньше других это начал делать Skillbox, собрав за пару лет аудиторию в 179 тысяч человек.

Куда вести трафик

В условиях неопределённости стоит завести аккаунты на всех российских платформах и попробовать разные виды контента. Как только нащупаете контакт с аудиторией, делайте акцент на эту соцсеть. Эксперту должно быть комфортно общаться с аудиторией, иначе не получится поставить работу на поток. А в нашем бизнесе касания с аудиторией должны быть постоянно.

Контент для ключевого канала эксперт должен готовить самостоятельно. С остальными соцсетями работает команда, если она к этому моменту уже сформирована. До недавних пор в нашей команде было так: я занималась Инстаграмом*, а помощники остальными площадками. Мы вели с них трафик, пусть и не такой существенный.

Мы сейчас все «обнулились»: вернулись примерно в 2015 год и заново учимся взаимодействовать с аудиторией, делать для неё контент. Это хорошая новость и для экспертов, и для тех, кто их продюсирует. Обладая опытом ведения соцсетей и понимая критерии нужного вашей аудитории контента, появится шанс вырастить с нуля большой аккаунт и монетизировать экспертность.

*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

Источник фото на тизере: 

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is