Руководство для молодых лидеров: путь к успеху и развитию в мире бизнеса

6 сентября 2023, 11:09
0

Руководство для молодых лидеров: путь к успеху и развитию в мире бизнеса

Григорий Полкан, генеральный директор маркетингового агентства Demis Group, расскажет о 5 качествах, которыми должен обладать сильный руководитель, чтобы увлечь команду и достичь с ней больших высот.
Руководство для молодых лидеров: путь к успеху и развитию в мире бизнеса

Имя Григория Полкана уже давно знакомо многим в мире управления и бизнеса. Окончив Академию Государственной службы при Президенте РФ, реализовав себя на госслужбе, он пережил своего рода трансформацию – от рядового специалиста до Исполнительного директора крупной федеральной компании.

Сейчас Григорий является генеральным директором крупного маркетингового агентства Demis Group, имеющего несколько филиалов в России и тысячи клиентов. Он активно участвует в общественной и деловой жизни как резидент и амбассадор бизнес-клуба «Атланты» и сооснователь GR-клуба «Сеть лидеров». Более 20 лет опыта в управлении и бизнесе помогли ему занять почетное место в рейтинге топ-1000 управленцев России.

Но Григорий Полкан — не только успешный предприниматель. Много времени он уделяет и обучению молодых управленцев. Как преподаватель MBA и спикер многочисленных конференций он делится своими знаниями с будущими лидерами. В этой статье Григорий Полкан расскажет о 5 качествах, которыми должен обладать сильный руководитель, чтобы увлечь команду и достичь с ней больших высот.

1. Ставить высокие цели и мотивировать команду на достижения

Если перед лидером и коллективом нет единой цели, нет и понимания, зачем мы все здесь и куда идем, люди в хаосе. Но как только вы нарисовали смелую, амбициозную цель и озвучили ее всем, вы уже сформировали самую необходимую основу для движения вперед. Вы уже лидер, ибо из неопределенности создали для всех большое будущее, яркое пятно в конце туннеля. 

Но если вы еще и нарисуете путь, как туда дойти, дадите понимание, что цель реальна и что для ее достижения нужны вот такие-то действия, возможно, вы окажетесь самым конструктивным человеком в жизни всего коллектива. Вы не просто ткнули пальцем в точку, куда надо дойти, а уже ведете туда свою команду благодаря дорожной карте! Вы компас и предводитель, вы тот, кто создал в умах команды путь, вы нашли проход сквозь дебри неопределенности.

А если вы еще и дали понимание, что всех ждет в конце этого пути, то вы просто геройский герой, практически сложившийся харизматичный лидер!

На стратегических сессиях многие бизнесмены невольно упускают принципиальный и, как мне кажется, главный элемент успеха. Я бываю на них в дружественных компаниях или в качестве приглашенного эксперта и, как правило, слышу следующее: «Наша цель — получить такую-то прибыль, завоевать такую-то долю рынка или добиться такого-то роста капитализации! И вот теперь наша задача — придумать, как мы это сделаем. Давайте устроим мозговой штурм и составим список крутых идей».

Супер, все правильно. И цель понятна, и идеи сгенерирует команда. Но сами идеи могут быть гораздо круче, сильнее, эффективнее, да и реализация пойдет в совершенно ином темпе, если открыто задать вопрос участникам сессии: «Ребят, а зачем каждому из вас достижение этой цели? Может, первый мозговой штурм устроим на эту тему?» 

И только в том случае, если цель не просто понятна, а выгодна каждому, у команды рождается синергетический эффект и личная вовлеченность каждого в реализацию плана и достижение новых высот. Проверьте, на ваших стратегических сессиях задается этот вопрос? Спросите любого вашего топа, выгодна ли ему цель, которую вы поставили перед всей компанией? Действительно ли он понимает и разделяет цель по росту капитализации? Цель + дорожная карта + пробуждение личной заинтересованности внутри команды — такая формула делает вас не только конструктивным, но и харизматичным лидером, который знает, куда идет, и ведет свою команду к победе.

2. Быть организатором!

У меня есть товарищ в руководстве Министерства здравоохранения. Были случаи, когда я обращался к нему по ряду поводов, связанных с повседневным здоровьем своих маленьких детей. Стоит ли волноваться, если появилась сыпь? Какой препарат лучше дать? И однажды в ответ он сказал мне фразу, которая стала культовой для моего развития: «Послушай, друг, я тебе помогу всем чем смогу. Но я не многопрофильный медик, я организатор медицины». И действительно, я не могу себя назвать крутым специалистом в области продвижения сайтов и интернет-маркетинга, но я смог организовать вокруг себя работу высококлассных профессионалов, собрал отличную команду экспертов, которая может решить любую поставленную задачу в области digital-продвижения. Они все на 10 голов выше меня, но я смог поставить их работу на поток. Они — профессионалы. Я — лишь организатор. 

И считаю, что это отличная синергия. Есть такая поговорка: «Если ты самый умный за столом — значит ты не за тем столом». У меня нет комплексов относительно моих незнаний, более того, я всегда открыто и уверенно говорю об этом, и это лишь помогает сплотить команду. Помню на определенном этапе карьеры много лет назад меня, имеющего за плечами крутой опыт клиентского сервиса, попросили возглавить один из отделов в совершенно новой для меня сфере интернет-маркетинга с невероятно сложным производственным процессом и кучей терминов, которые страшно даже было произносить вслух. Были реальные опасения, что, если неправильно их назову, вызову всеобщий смех своей новой команды — сотрудников, которые уж точно разбирались в этом гораздо лучше меня.

Моей целью было как можно скорее сплотить команду и вывести подразделение на новый уровень результативности. У меня был выбор: либо предстать в роли холодного чопорного руководителя, скрывающего свою некомпетентность в этой теме, либо уверенно выставить отсутствие у меня данных знаний напоказ, решив все здесь и сейчас. Решение принял сразу. Вышел на середину офиса, попросил у всех минутку внимания и прямо уверенно сказал: 

«Всем привет! Меня зовут Григорий, я ваш новый руководитель и я полный ноль в той теме, которой вы занимаетесь. Я ничегошеньки в этом не понимаю от слова совсем. Но! Я отлично разбираюсь во взаимоотношениях с клиентами, знаю, как сделать их счастливыми и как нам всем на этом заработать. Поэтому вам придется меня учить, как первоклассника, азам интернет-маркетинга, а я сделаю все, что от меня зависит, чтобы наши с вами клиенты были довольны, а ваши карманы пополнились».

Тишина...

Пару минут все были в шоке от такой откровенности. Никому и в голову не могло прийти, что новый руководитель в первую же минуту окажется настолько откровенным, принизит себя, не станет строить самого умного. Но сказано это было настолько уверенно, что команда моментально почувствовала объединяющий стержень и уверенность в дальнейшей работе. А дальше благодаря именно организации процесса работы и синергии с их знаниями они действительно стали зарабатывать больше, а клиенты стали счастливее, многие из них даже до сих пор с нами.

3. Уметь побеждать свои страхи

Каждый день в бизнесе — это не только четкий процесс организации или, наоборот, реализации творческого потенциала, это еще и испытание, преодоление, переживания и ответственность перед клиентами, сотрудниками, акционерами. Зачастую приходится принимать очень сложные решения, инновационные для всей отрасли, запускать масштабные проекты. 

И надо научиться работать со своими страхами, чтобы они уступили место возможностям. Есть отличный пример из жизни. В реальности я очень стеснительный человек. Для меня выступить на сцене, да даже просто произнести речь перед коллективом — целое испытание. Но без этого не родится харизма. Благодаря моей супруге я нашел отличный способ побороть в себе страх перед выступлениями. Это было совсем нелегко, это был вызов для меня, но именно клин клином, как говорится… 

Супруга однажды отвела меня в караоке и сказала: «Спой, милый!» Я, конечно, милый, но я вспотел 10 раз, наблюдая, как микрофон от столика к столику приближается ко мне с очередной песней. И вот его несут уже мне, а у меня не то что громкого голоса, у меня вообще голоса не осталось, я даже не могу сказать: «Спасибо, но отдайте микрофон супруге». 

И вот она, минута позора… но одновременно это была и минута моего преодоления себя, своей неуверенности. И я понял в тот момент, что нужно делать! Если я боюсь сцены — пойду и буду петь не за своим столиком, а в центре зала. Если я боюсь высоты — полетаю на всех видах дельтапланов, парапланов, воздушных шарах. Если я боюсь говорить громко — буду самым громким. Момент преодоления был пройден. Возможности взяли верх над страхами. И конечно, с тех пор я периодически выбираюсь в караоке.

4. Быть проактивным!

Наверное, это самый главный навык по жизни. Вот смотрите. Каждый день на протяжении всей своей карьеры я часто слышал от своих коллег и сотрудников: «Это невозможно сделать». Чем выше я поднимался по лестнице, тем серьезнее и амбициознее становились задачи и… тем чаще я слышал вокруг: «Это невозможно». Да и сам иногда начинал так мыслить… Но является ли слово «невозможно» тем самым, что приведет меня к успеху? Можно ли за счет слова «невозможно» добиться хоть чего-то стоящего в жизни?

В середине нулевых, когда я начал работать на рядовой позиции менеджером в маленьком филиале небольшой компании, я видел, как мои коллеги сидели с низкими зарплатами, потому что не было достаточного количества заказов, не было клиентов. Руководство филиала каждый день повторяло фразу: «Невозможно в нашем маленьком городе привлечь хоть каких-то клиентов, даже пробовать не стоит! Нам обещали дать клиентов из центрального офиса, но так и не дали, это их проблема. Они должны понимать, что в этом городе невозможно найти клиентов! Не-воз-мож-но!» 

Но чтобы попасть на работу в эту трендовую и перспективную компанию, я прошел кучу собеседований, ушел с хорошего поста на госслужбе, я мечтал работать с крупными брендовыми заказчиками, да и за родной город все-таки было обидно. Я хотел расти и зарабатывать больше. Тогда я задал себе вопрос: «Как можно привлечь заказы?» 

Я не знал, как это сделать. У меня не было в этом опыта. Но я задал себе этот вопрос, и мои рассуждения вылились в пару бессонных ночей и список из 25 идей, как все-таки обеспечить филиал заказами. Руководство филиала покрутило у виска, в очередной раз сказав: «Это невозможно сделать». Но (спасибо ему на всю жизнь!) разрешило мне переслать эти идеи генеральному директору компании в центральный офис. Это был четверг… 

На следующий день, в пятницу, раздался звонок гендиректора всей компании. Его речь была очень короткой, но это была одна из самых крутых речей в моей жизни: «Привет. Я все прочитал. Иди домой, собирай чемодан, в понедельник жду на работу в центральный офис». Коротко. Но какая мощь… 

Моя мама все-таки отпустила меня (спасибо ей), хотя и надеялась, что это лишь временно, а в результате я так и не вернулся жить обратно в свой родной город, хоть и люблю его всей душой и часто там бываю. Но в понедельник с чемоданом в руке я уже был в другом городе на пороге центрального офиса, на пороге новой жизни. 

Что было дальше? Мне поручили фронт привлечения клиентов, и через 3 месяца мой родной маленький филиал был просто завален заказами от крутых иностранных и федеральных клиентов. Заказов было очень много, и ребята были очень довольны. 

Еще через 6 месяцев генеральный директор попросил меня сформулировать ответ на вопрос «КАК успешно открыть филиалы в других городах?». Не можно ли их открыть, а КАК это сделать успешно? И в течение последующих двух лет я исколесил всю Россию, жил во многих городах, искал офисы, собирал своими руками мебель, прокладывал провода, нанимал сотрудников, приводил клиентов, выводил на прибыль филиал и переезжал в следующий город. 

К 2008 году я уже руководил крупной филиальной сетью, которую сам и создал, включая мой родной город и центральный офис (Самара, Саратов, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Москва). Я это сделал, потому что всегда задавал вопрос «КАК мне это сделать?». Какая бы ни была сложная задача с тех пор, у меня перед глазами всегда тот случай из маленького филиала, который дал дорогу в жизнь. И всегда передо мной выбор: «Невозможно!» либо «КАК мне это сделать?». Первый вариант ведет в тупик или вниз. Второй — всегда вперед и вверх. 

5. Постоянно расширять границы. И в бизнесе, и личные

Есть такое мнение, что ты — это суммарный образ твоего ближайшего окружения. Со временем твои ежедневные дела, твой график, твои увлечения, твои мечты обретают границы. Ты можешь сколько угодно писать список личных целей и мечтаний, но все они находятся в уже известных тебе ограниченных предпосылках. Обязательно нужно постоянно расширять свой круг общения. Чем больше ярких людей и примеров перед тобой, тем дальше будет собственный горизонт. Пределы твоих прежних задач и мечтаний оказываются лишь маленькой точкой на жизненной карте.

К примеру, ты видишь перед собой человека, который каждый месяц находит в своем плотном графике время на то, чтобы поплавать с китами в разных точках мира. Ты общаешься с тем, кто изобретает новую прорывную технологию или вкладывает душу в восстановление разрушенных храмов. Ты внимательно записываешь за товарищем формулу его успешного опыта кратного роста инвестиций и видишь примеры, как строятся по-настоящему большие бизнесы. И слегка завидуешь тем, кто даже ставит спортивные рекорды в серьезных видах спорта, являясь бизнесменом, или заканчивает очередную диссертацию, не говоря уже о постоянных восхождениях на Килиманджаро или Эверест.

Непроизвольно, но собственный список мечтаний и желаний автоматически начинает корректироваться, ведь вокруг ты увидел новые примеры, новые горизонты и понял, что это возможно!


Ответить?
Введите капчу