Маркетплейсы vs. ритейлеры: спросили драйверов ecom об изменениях отрасли в 2024. Читайте на Cossa.ru

29 февраля, 13:54

Маркетплейсы vs. ритейлеры: спросили драйверов ecom об изменениях отрасли в 2024

Разбираемся, куда движется ecom в 2024 году.

Эксперты из сети «Домовой», Yves Rocher Kazakhstan, Gulliver Group, Ростелекома и AGIMA ответили на вопросы о главных трендах отрасли, рассказали об изменениях по сравнению с прошлым годом и поделились планами на 2024 год.

Не обошли стороной и стремительное развитие маркетплейсов. По данным Data Insight, в 2023 году рынок нишевых маркетплейсов вырос на 27% и достиг 591 млрд рублей. Переживают ли по этому поводу ритейлеры? Узнаем из интервью.


       

Виталий Лежнев

Руководитель ecom и диджитал сети магазинов «Домовой»

1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний годРасскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок.

Самый заметный тренд — тотальное доминирование маркетплейсов. У нас розничная сеть товаров для дома, это самая популярная категория на маркетплейсах. И это ощущается и в офлайне, и в онлайне.

Приходится заметно расширять количество каналов продаж, трудиться над качеством каждого из них. С одной стороны, расширение — это хорошо, с другой — сокращение привычных каналов всё-таки заметно. Плюс скоро оставшийся средний и крупный ритейл сам выйдет на маркетплейсы, на Авито, в партнёрские приложения быстрой доставки и так далее. Так что скоро все увидимся там, куда раньше просто не добирались.

2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 годуМожет быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.

Думаю, всё так же будет крутиться вокруг маркетплейсов как главной пока доминанты в ecom. Там, конечно, всё тоже не без изменений: будут и попытки государства зарегулировать крупные площадки, и рост комиссий. Больше среднего и крупного бизнеса появится на Авито, нишевых маркетплейсах и других площадках с графиком и низким Take Rate. Из действующих площадок неплохо должен подрасти Мегамаркет.

Также свой след в отрасли оставило развитие искусственного интеллекта и чат-ботов: описание товаров, базовая обработка фото, ответы на отзывы, простой кодинг и прочие способы применения. В 2024 важность ИИ только вырастет. Ждём бесконечный «магазин на диване» в крупных интернет-магазинах, где контент генерируют нейросети, 3D-снимки и простые видео с товарами, сделанные по нескольким фото, ещё более умных чат-ботов и голосовых ассистентов, в том числе на службе ритейла и ecom.

3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущемПо данным Data Insight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.

Скорее всего, пока всё останется так же: 2–3 крупных маркетплейса будут занимать ecom почти полностью, отъедая трафик пока преимущественно у офлайна, и меньше — у крупных интернет-магазинов. Кратного роста маркетплейсов уже, наверное, не будет, но прирост может быть существенный.

Возможно, прирастёт трансграничная торговля на привычных OZON и Wildberries с размещением предложений напрямую от поставщиков из Азии.

Мы в этом направлении уже активно работаем некоторое время:

  • запускаем новые каналы продаж, в том числе больше присутствия на маркетплейсах;

  • улучшаем категорийный менеджмент — подход к подбору ассортимента, его глубину/ширину и удовлетворение этим ассортиментом наших покупателей;

  • уделяем больше внимания работе со старыми покупателями.

Всё это помогает сохранять конкурентоспособность и расти.

4. Расскажите о своих планах на 2024 годМожет быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.

Все основные изменения мы уже запустили в конце 2023. Фокус в 2024 — на развитии запущенных проектов по дорожной карте. Отдел ecom расширится за счёт команды под усиление работы с маркетплейсами и партнёрскими сервисами. Пропорции в диджитал-каналах продвижения сместятся ближе к брендовому трафику. Будем активнее использовать CRM/CDP, наращивать долю онлайна.


       

Ксения Родионова

Digital director Yves Rocher Kazakhstan, ex Head of ecommerce KFC

1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний годРасскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок ecom.

Я отмечаю несколько тенденций.

Всё большее обособление и локализация рынка, в особенности — рекламных инструментов. В перспективе это означает также более узкие навыки специалистов строго на рынке РФ.

Много сил ушло на адаптацию под новое законодательное поле. В том числе я имею в виду закон о маркировке рекламы.

Также заметна активизация локальных производителей. Это привело к новому росту интереса к базовым настройкам маркетинга: брендингу и медиапланированию.

В ситуации, когда рекламного инвентаря не хватает, а маркетплейсы активно растут, я вижу очень много попыток использовать эти площадки для построения коммуникации с аудиторией.

2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 году? Может быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.

Ecom в РФ продолжит отделяться от мировых трендов, решая свои локальные проблемы и вызовы. При этом онлайн-продажи продолжают показывать двузначный рост. Это в очередной раз подтверждает большой интерес аудитории именно к такому способу покупок.

3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущемПо данным DataI nsight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.

Ожидаю, что доля маркетплейсов будет расти, как и спрос на специалистов по ведению продаж на этих площадках. Ещё интереснее наблюдать за делением рынка между площадками и за тем, как Яндекс и Сбер будут завоёвывать свою долю.

4. Расскажите о своих планах на 2024 годМожет быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.

Планируем пока фокусироваться на развитии региона СНГ, где российская экспертиза очень востребована.


       

Иван Будник

Директор по электронной коммерции Gulliver Group, член совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, спикер форумов «Электронная торговля», Online & Offline Retail и Interforum

1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний годРасскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок ecom.

Это искусственный интеллект, который проникает во все сферы, и переток коммерческого трафика из поисковых систем на маркетплейсы.

2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 годуМожет быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.

Будет много новых решений для e-com на базе ИИ и ещё больший переток коммерческого трафика из поисковых систем на маркетплейсы. Ещё ожидаем рост доли Bing и изменение критериев ранжирования в поиске, то есть подходов в  SEO-продвижении.

3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущемПо данным Data Insight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.

Доля маркетплейсов будет расти. Со временем в живых останутся только монобрендовые магазины и «сложные» ниши, где нужна профессиональная экспертиза и консультация.

Будем отстраиваться от маркетплейсов, разделяя сезоны. Актуальное в  интернет-магазине, сток — на маркетплейсы.

4. Расскажите о своих планах на 2024 годМожет быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.

Планируем оптимизировать бизнес-процессы, развивать CRM и программы лояльности, интегрировать ИИ.


       

Анатолий Мохов

Ecom-эксперт, директор по новым направлениям Ростелекома

1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний годРасскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок ecom.

За прошлый год изменений немного. Мы научились жить без иностранных сервисов и, что самое приятное, — начали «пилить» свои. Пока они молодые, но очень перспективные. В 2024 году ещё увидим несколько хороших выходов из стадии MVP.

2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 годуМожет быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.

Думаю, будут популярны сервисы аналитики и работы с трафиком, платформы по управлению и продажам на маркетплейсах.

3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущемПо данным Data Insight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.

Я думаю, здесь практически ничего не изменится. Возможны сдвиги на пару процентов в обе стороны.

4. Расскажите о своих планах на 2024 годМожет быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.

Планируем создать большую красивую историю для ecom.


       

Виктория Левена

Руководитель отдела продуктовой аналитики и UX-исследований AGIMA

1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний годРасскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок ecom.

Маркетплейсы задают довольно высокую планку с точки зрения клиентского сервиса. Покупатель настроен на максимально быстрое получение заказа, в идеале — день в день. Оттуда же — привычка к тому, что можно начать собирать корзину на сайте, а продолжить в приложении. Со стороны бизнеса это называется омниканальностью.

2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 годуМожет быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.

Рост количества ПВЗ в регионах, увеличение доли онлайн-заказов, продолжение тренда на персонализацию и омниканальность, развитие отечественных сервисов на замену ушедшим.

3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущемПо данным DataInsight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.

Если не случится ничего экстраординарного, доля маркетплейсов будет продолжать расти. Ecom-проекты будут бороться за покупателя как маркетинговыми инструментами, так и сервисом, качеством и программами лояльности.

А мы будем делать ровно то, что и делали: помогать нашим клиентам расти, развиваться и принимать решения на основе данных.

4. Расскажите о своих планах на 2024 годМожет быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.

У нас есть очень амбициозные планы на 2024 год, но говорить о них пока рано.

В AGIMA уверены, что в диалоге проще выявить общие проблемы и придумать для них решения. Поэтому совместно с компанией ENSI мы придумали серию митапов «Ecom и Вино». Здесь можно небольшим кругом экспертов обсудить новые инструменты и подходы, поделиться своими успехами и неудачами и синхронизироваться с коллегами.

Недавно прошла уже вторая по счёту встреча «Ecom и Вино». В этот раз спикеры рассмотрели критерии идеальной программы лояльности и обсудили покупку/продажу неперсонализированных данных о клиентах. Во второй части митапа решали бизнес-задачи по развитию интернет-магазинов. Такой формат взаимодействия помогает посмотреть на свой бизнес под другим углом, найти новые возможности роста и установить новые связи.

Ну и, по традиции, в течение всего вечера было много нетворкинга, вкусной еды и напитков.

Больше деталей и фото со второго митапа «Ecom и Вино» можно найти тут.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is