Пять причин, почему я ненавижу своих клиентов. Читайте на Cossa.ru

22 сентября, 13:47
1

Пять причин, почему я ненавижу своих клиентов

Привет, я Мирослава Мирошник, co-owner & chief marketing в Kokoro studio. Мы создаём видео для бизнеса, мне 31, и я ненавижу своих клиентов. Так могла бы начаться группа анонимных маркетологов. Но такой нет, поэтому пишу вам.

Пять причин, почему я ненавижу своих клиентов

Все совпадения случайны, все чувства верующих защищены законом. Если вы не понимаете подводок, значит вы слишком молоды. Не отчаивайтесь — это пройдёт.

«Первая причина — это ты»

А в этом случае — я. Ненавижу клиентов, из-за того, что узнаю не особо приятные вещи о себе.

Знаете, то чувство, когда думаешь, что у тебя есть ценности, принципы, но ради клиента (ради денег клиента) ты от них отказываешься. То странное ощущение, когда тебе не нравится, но всё равно идёшь на сделку с совестью.

Вот у меня такие ощущения вызывает реклама, нет, не алкоголя, а гемблинга и прочей вакханалии. Почему-то с алкоголем у меня таких проблем нет. И я ненавижу это чувство, ненавижу этих клиентов, не могут, что ли, заниматься экологией. Что ли, на самом деле, а?

Но у этих легальных, но не совсем этичных компаний, отличные бюджеты (чего не скажешь об экокомпаниях). И я нахожу оправдания, почему стоит с ними работать. Мол, каждый сам ответственен за свою жизнь, игромания — это не болезнь, ставки на спорт не приводят к зависимости, ты же не наркотики детям продаёшь, в конце-то концов. Но все знают правду.

Конкурс Дикси для digital-агентств


Разработайте классную идею в одной из 18 номинаций онлайн-конкурса – и получите возможность реализовать ее с Дикси, выиграть отличные призы от Коссы/Руварда – и получить заслуженное признание рынка.

Идеи и концепции агентств принимаются на конкурс до 7 декабря, поторопитесь!

Реклама

И ещё ненавижу в этой ситуации, что хочется сделать хорошо. Потому что у таких компаний есть деньги сделать очень хорошо. И делаешь, и, чёрт подери, доволен своей работой. И ещё как доволен деньгами.


«А вторая — все твои мечты»

Как я же ненавижу, когда человек не понимает, чего вообще он хочет, зачем ему это видео. Тот факт, что видео более вовлекающее, вовсе не показатель, что оно нужно. Потому что нет понимания зачем, какая задача, какая цель. В этом случае, во-первых, очень сложно сделать хорошее видео, во-вторых, очень тяжело выстраивать адекватные отношения с клиентом. И самое интересное: могут предъявить претензии, что видео не работает.

Нам как-то написали, что мы сделали плохое видео для сайта — оно набрало мало лайков. Нет, серьёзно: видео для сайта набрало мало лайков.


И я сдуру решила объяснить человеку, почему у него так вышло. Мол, видео для сайта строится по совершенно другому принципу, нежели видео для соцсетей. У него цель другая, призывы другие, эмоция другая, другая история вообще. И даже если сделать видео подходящим и для соцсетей, его посмотрит не более 100 человек, включая членов семьи. Чтобы видео смотрели, его нужно рекламировать.

Не бывает вирусных коммерческих видео. Вирусными их делают специалисты, которые занимаются посевом таких роликов — скрытой рекламой.

И если видео годное, если у него есть потенциал стать вирусным, то оно таким становится.

Нельзя сделать среднее видео для сайта и ожидать, что его просто так посмотрят миллионы.

Знаю, что говорю: я занималась промоушеном фильмов, их маркетингом в соцсетях, я была тем человеком, который делал из никому не нужных трейлеров — топовые. Мы снимали постановочные видео, а потом делали их вирусными.

А эти безумные люди с безумными глазами возмущаются, что видео не набирает просмотров. По кочану, блин.


«Третья — это все твои слова, я им не поверил едва»

Бриф — сколько же в этом слове. Как же я ненавижу, когда клиенты на отвали заполняют бриф. Словно делают одолжение, как будто это вообще не для них. Да кому этот бриф нужен? Скукота! Товарищи, братья, коллеги, бриф — важная часть при создании сложных проектов. Бриф нужен затем, чтобы подрядчик — что бы он вам ни делал — чётко понимал, как вам помочь.

Приходите вы к врачу, а на вопрос «Что болит?» отвечаете: «Ну, что-то где-то болит, но фиг его знает где». Вот именно так это выглядит с позиции подрядчика.

Бриф показывает, насколько люди вообще понимают, что они делают, для кого делают и зачем.

Информации настолько мало, она так странно подана, что вообще не помогает. Вот что я обычно делаю при работе с брифом. После того как прохожу все стадии горя. Я захожу на сайт клиента, причём иногда ищу его сама, ведь в брифе даже ссылки нет. И разбираюсь: УТП, какие преимущества, какой тон бренда, что они продают. Разбираюсь, кому они продают. И только после этого я готова предложить им варианты, каким может быть ролик.

— Где вы будете использовать видео?
— В интернете.

Ну супер.

Я скажу, почему это бесит. Потому что эти люди потом выносят мозг, потому что вообще не понимают, кто они и куда идут. Как-то раз во время создания видео я проработала клиенту его ЦА, потому что без этого нельзя сделать правильное видео. А он просто не знал. Он просто хотел видео для всех, кому это может быть интересно.

Для всех — это ни для кого.

А для меня важно делать круто, чтобы был результат, ведь это моя работа, моё дело. Мой результат. А у клиентов всё просто: «Сделай нам видео».


«Четвёртая причина — это ложь, кто прав, кто виноват — не разберёшь»

Ненавижу клиентов за, то что я вру. Себе вру. Им вру. За то, что сдаюсь. Отступаю. Делаю так, как хочет клиент. Боже, сколько же видео вы никогда не увидите в нашем портфолио, а если кто-то скажет, что это сделали мы, я буду отрицать. Но, думаю, так было с каждым, ну хоть разок, а?

Когда ты не в силах донести, что вот так делать не нужно, что так будет плохо. Что логотип в каждой сцене — моветон. Что больше блестящего не сделает видео лакшери. Что призыв в конце — закажи! купи! просчитай! — всё это не работает.

Что видео не продаёт, продают продавцы. А видео знакомит, рассказывает, доносит идею, информирует, мотивирует, вовлекает, вызывает эмоции, строит отношение, вызывает доверие, но, блин, не продаёт.

Нет такого понятия — «продающие видео».

Но я всё равно использую эту формулировку, потому что все хотят продающие видео. И я такая: «Конечно, мы сделаем вам продающее видео». Причём говорю в надежде, что вот сейчас-то донесу здравую мысль. Но нет.


А ведь клиенту тоже не нравится то, чего он хочет. Всегда нужно делать то, что клиенту нужно, а не то, чего он хочет. Тогда клиент доволен. И вы довольны.

Но иногда (а порой — часто) нет сил объяснять, не вижу возможности, не нахожу слов, чтобы довести человека до правильной мысли. И на очередное «а давайте» ты говоришь «окей». Чтоб поскорее это закончить. Принимаешь для себя решения, что это видео просто отправится в глубокие дебри файлообменника. И идёшь дальше.

«А пятая причина — это боль. От того, что умерла любовь»

Ненавижу, когда приходят к тебе как к профессионалу, а потом рассказывают, как надо делать. Когда совет директоров — что футбольная команда. Когда невозможно ничего утвердить, а когда утвердили и сделали, выясняется, что не все члены совета это видели. Когда дедлайн размазывают, как последний кусок масла по хлебу.

Боже, я готова заплатить тем, кто впишется в мои дедлайны. Я серьёзно.

Потому что продакшен всегда может сделать быстрее. Продакшен выгодно сделать быстрее. Нам — так точно. Потому что это наши деньги. Я не помню случая, чтобы дедлайн продлевался из-за нас. Это всегда очень, очень, очень долгая обратная связь от клиента. По правке в неделю. «А я вот пересмотрел, и вот здесь, кажется, что-то не то». Или ещё хуже: «Моя жена посмотрела, ей не понравилось». Нужно докрутить. Нет вау. Или это слишком вау.


Клиент почти всегда не может понять главного: видео должно работать на цель, а цель — привлечь внимание целевой аудитории. И если ваша жена не является ЦА, то и мнение её ничего не стоит.

Не должно видео нравиться директору, оно должно нравиться ЦА.

Оно ЦА должно подводить к определённой мысли, к определённым действиям. А судя по брифам за последние пять лет, 99% не понимают, что они делают и кому продают.


Если вы обращаетесь к профессионалам, которые тратят своё время, чтобы как можно больше выяснить о вашем бизнесе, о вас, и согласно этому делают для вас видео, рекламу, сайт, дизайн, текст... Не мешайте им это делать. Просто не мешайте.

Тщательно выбирайте подрядчика, а потом, чёрт возьми, не мешайте ему сделать вас счастливыми.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.





Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: