Видеопродакшен для онлайн-школы: как впятером записать 40 интервью за 3 месяца и не сдохнуть. Читайте на Cossa.ru

08 сентября, 15:50

Видеопродакшен для онлайн-школы: как впятером записать 40 интервью за 3 месяца и не сдохнуть

Реалии подготовки онлайн-курса на удалёнке: спикеры всё делают хорошо сами, нужно только помочь и дать хорошее оборудование. Рассказывает Филипп Денисов, основатель Brandquad.

Видеопродакшен для онлайн-школы: как впятером записать 40 интервью за 3 месяца и не сдохнуть

Создание большого количества образовательных роликов — занятие трудоёмкое: необходимо собрать спикеров, систематизировать информацию, настроить процессы съёмки и монтажа. А уж если вы работаете удалённо, так как в стране пандемия — и того сложнее.

В этом году мы в Brandquad решили запустить онлайн-школу о том, как работать с маркетплейсами. Мы вместе с партнёрами из образовательной платформы Marketizzy рискнули пригласить больше 60 экспертов и записать видеоинтервью с ними в разгар самоизоляции всего за 2,5 месяца.

У нас получилось сделать одноплановые, интересные и качественные видео со спикерами, которые снимаются самостоятельно, в разных местах и обладают различной экспертизой. Рассказываем, как организовать такую работу. Это пригодится всем, кто делает онлайн-конференции, медиа, обучающие программы и всем, кто может нуждаться в видеокомментариях.

Дано: 5 человек в команде, контакты 60 спикеров, 3 учебных курса и 3 месяца.

Итог: 190 видеороликов общим хронометражем 25 часов.

Свяжите сервисы между собой без программистов за 5 минут!


Cossa рекомендует использовать ApiX-Drive для самостоятельной интеграции разных сервисов между собой. Доступно 200+ готовых интеграций!

  • Автоматизируйте работу интернет-магазина или лендинга;
  • Расширяйте возможности за счёт интеграций;
  • Не тратьте деньги на программистов и интеграторов;
  • Экономьте время за счёт автоматизации рутинных задач.

Бесплатно протестируйте работу сервиса прямо сейчас и начните экономить до 30% времени! Перейти

Реклама

Нам нужно было снять видеоролики в хорошем качестве, каждый длительностью от 5 до 12 минут. Так как команда небольшая: директор школы, продюсер, дизайнер, корректор, монтажёр — нужно было выстроить понятную всем систему обмена данными и систему для отслеживания прогресса.

Разработка программы

Первым работу начинал продюсер — автор программы, эксперт в ecommerce и в частности в работе на маркетплейсах. Он разрабатывал практический учебный курс, актуальный как для владельцев бизнеса, так и для специалистов по маркетингу, еcommerce-менеджеров. Объём материала большой: такое происходит почти со всеми, кто создаёт обучающие материалы, было принято решение разбить видео по тематическим блокам. Так появилось три курса.

Учебный план, разбитый на три курса, мы решили раздробить ещё на несколько десятков мелких видеоуроков по темам, чтобы ролики были по 5–7 минут, чтобы ученикам было проще усваивать сложный b2b-материал про работу на маркетплейсах.

Из таких тем родились наброски сценариев для каждого урока. Ставка на краткие ролики помогла избежать ситуации, когда спикер отказывается от участия, мы остаёмся без существенной части учебной программы. Их легко можно заменить написанной лекцией, заданием, чем-то ещё, что можно без проблем воспринять человеку, работающему полный день.

Видеолекции были построены по следующей схеме: представление, вводная часть и тема урока, рассказ о теме по тезисам, демонстрация презентации, прощание.

Поиск спикеров

Когда программа была составлена, мы начали искать подходящих спикеров. Программа курса предназначена для профессионалов в е-коме и тех, кто каждый день осваивает новые инструменты в таких продажах, поэтому нам нужны были только практики из бизнеса, а не преподаватели ВУЗов.

Благодаря опыту совместной работы и тёплым отношениям мы пригласили Максима Кочержинского (Stada), Андрея Осокина (goods.ru), Александра Слуцкого (AliExpress), Илью Кельцева (Unilever), Полину Борисову (Danone), Аяну Бабасанову (СберМаркет) и других.

Андрея Осокина из goods.ru с предложением о съёмке мы застали не в Москве, а на морском курорте в Анапе. Поэтому мы искали оборудование, видеографа и площадку для съёмок дистанционно. Зато у нас получилось снять загорелого и энергичного спикера в его «естественной среде обитания». Получился один из самых ярких уроков :–)

Лучше позаботиться о технике заранее, проверить её наличие и качество (или отправить оборудование с курьером), так как могут быть существенные различия по качеству картинки и звука из-за разного оборудования.

Яна Османова

Директор онлайн-школы

«Сложнее всего было найти экспертов-практиков, которые бы имели опыт успешной торговли на всех маркетплейсах и могли бы показать, как проводить сравнительный анализ и определять плюсы и минусы каждой торговой площадки для разных типов бизнеса.

Меньше всего проблем вызвали уроки, непосредственно связанные с маркетингом: классных специалистов по этой теме сейчас на рынке очень много. В результате все темы учебного плана у нас в школе освещены профессиональными спикерами, работающими на профильных должностях».

Сначала мы связывались с теми, кто обладает самой свежей и обширной экспертизой по теме, кратко описывали проект и предлагали принять участие. Так сформировался лонглист тех, с кем нам нужно было сделать учебные материалы — всего порядка 60 спикеров из ведущих российских торговых площадок, компаний-поставщиков и производителей товаров, ИТ-решений для ecommerce и рекламных агентств.

На этом этапе мы создали первый общий документ, который помогал нам организовывать процесс и показывал статус по всем урокам, темы, тезисы, спикеров, материалы и прочее. Мы записывали название урока в системе для онлайн-обучения, ФИО спикеров, название урока для сайта, предполагаемые результаты урока, блока и модуля, формат урока, тезисы от спикера и продюсера, практические задания, варианты дополнительных материалов.

Можно было использовать Trello или что-то подобное, но мы обошлись обычной таблицей в Google Sheets, куда внесли по вертикали имена спикеров из лонглиста, а во вторую колонку — договорённости с ними и темы.

Мы распределили задачи внутри команды и всё делали параллельно. Кто-то фултайм занимался подготовкой: прорабатывал тезисы, домашние задания и тесты с экспертами, составлял презентации.

Кто-то готовил съёмки: планировал, определял локации, настраивал оборудование, сопровождал удалённые съёмки. Кто-то собирал получившиеся видео в полноценные уроки, рисовал и накладывал анимацию, то есть делал постпродакшен.

Вторую таблицу мы сделали, чтобы контролировать процесс съёмок. В ней были такие графы (столбцы): ФИО спикера, его должность и компания, контакты, дата и время съёмки, тезисы и материалы урока со ссылками, даты тестового подключения, передачи в монтаж, а также информация о том, необходим ли спикеру скринкаст и есть ли у него презентация.

Исходя из нашего опыта время на производство каждого ролика распределялось следующим образом: 30% на подготовку, 30% на съёмку. И 40% времени занимал постпродакшен.

Первый звонок

Со всеми, кто попал в лонглист, мы назначали звонки, на которых кратко обсуждали темы и тезисы лекции и определяли длительность видео. Звонок удобнее переписки. По итогам звонка мы просили экспертов подготовить тезисы выступлений и черновик презентаций по шаблону (его направляли также все, кто согласился участвовать), дизайн и сборку мы брали на себя.

Время на формулирование тезисов зависело от загруженности спикера и дедлайнов курса. В «хорошее» время мы отводили неделю на подготовку тезисов, в «худшее», когда сроки уже поджимали — до двух суток.

Готовые тезисы получал продюсер — автор учебной программы. Он проверял, насколько они соответствуют теме лекции. Если всё по содержанию подходило, мы планировали второй звонок. Если же эксперт охватывал другие области, было два варианта решения проблемы: корректировка тезисов или замена спикера.

Нечасто, но всё-таки иногда спикеры не соглашались записывать лекции по темам, которые мы предложили. В такой ситуации вариантов несколько: снова опросить знакомых и найти человека на замену, скорректировать тему или заменить видео.

Иногда приглашённые эксперты предлагали более актуальный и полезный для студентов подход, чем тот, который мы предполагали изначально. Также мы иногда по просьбе спикеров заменяли видеолекции на аудиоформат, чтобы они смогли участвовать в проекте. Если спикер не мог сделать видеоролик, мы записывали аудиолекцию.

Второй звонок и организация съёмок

На втором звонке мы финализировали тезисы и договаривались о месте и времени съёмки. Так как видеолекции снимались во время пандемии, у нас не было возможности арендовать студию или снять материал в офисе.

Поэтому мы придумали, как организовать съёмку роликов удалённо: спикеры сами их делали у себя дома, а мы консультировали их дистанционно.

Так как удаленная работа с видео — не самое простое дело, мы учитывали каждый нюанс и помогали спикерам во всём: сопровождали от момента получения и расстановки техники до выгрузки готового видео на диск.

Помогали сделать тест звука, настроить ракурс в кадре, рассказывали, как сделать метки на полу бумажным скотчем, чтобы правильно находиться в кадре. Помогали не волноваться и подсказывали, как выразительнее говорить. Но в удалённой работе с видео есть и свой плюс: мы могли проводить съёмки как в 9 утра, так и в 11 вечера.

Ася Кочергина

Продюсер онлайн-школы

«Чтобы спикеры могли снимать себя сами и при этом качество видео было одинаково хорошим у всех участников, мы решили собрать мобильный набор со всем необходимым и отправлять его спикерам на дом».

Нестыковка с логистикой

Мы не продумали сразу формат перевозки техники, поэтому столкнулись с такой проблемой. Заказав доставку в Яндекс.Такси, мы приготовились передавать набор с техникой. Рассчитывали, что курьер успеет к назначенному времени приехать к эксперту. Но оказалось, что набор оборудования не помещается в багажник обычной легковушки и доставить его на такси нельзя. Специальное грузовое такси дороже обычного в два раза, что совершенно невыгодно. Осознав это, мы наняли отдельного человека на большой машине, который привозил оборудование в назначенное время, а после его забирал.

В мобильный набор техники для спикера входили:

  • микрофон-петличка, а лучше 2, с проводом не короче 1,5–2 метров;

  • смартфон с приложением Open camera (для Android) для съёмки. Оно включает внешний микрофон и даёт расширенные настройки по параметрам видео. Лучше использовать платные, но не самые сложные приложения для съёмки;

  • кольцевая лампа на штативе;

  • однотонный фон;

  • матирующие салфетки.

Сначала мы планировали съёмку на личные телефоны спикеров, но быстро поняли, что это неудобно: у одного не хватало памяти или было недостаточное качество, у другого — телефон не видел микрофон.

Матирующие салфетки тоже выбраны опытным путём: если женщины обычно наносили тональный крем или пудру перед съёмкой, то мужчины, естественно, такого не делали. А видеографы и не только знают: какой бы ни была кожа человека, на камере лицо будет некрасиво блестеть. Поэтому мы заранее объясняли, зачем нужны салфетки и на какие зоны необходимо обратить внимание.

Как собрать мобильный набор видеопродакшена для онлайн-школы и сколько это стоит

Как собрать мобильный набор и сколько это стоит

Телефон: подойдёт любой смартфон китайской марки последних версий — у такого обычно приличная фронтальная камера и скорость работы. Стоимость: около 18 000 рублей. Мы использовали телефон на Android.

Микрофон-петличка: выбрать микрофон можно по отзывам в интернете, важно, чтобы его видел смартфон. Стоимость: около 1500 рублей.

Кольцевая лампа: мы использовали простую модель. Главное качество — как можно более яркий свет. И нужен штатив, на который можно прикрепить смартфон. Стоимость: 10 000 рублей.

Фон: однотонный материал на сборной конструкции, который можно установить по ширине кадра за спиной спикера. Мы использовали многоразовый плотный материал, на котором не задерживается грязь. Стоимость: 10 000–15 000 рублей.

Матирующие салфетки для лица. Стоимость: 200 рублей.

Итого: примерно 40 000 рублей за один комплект + доставка.

Съёмки были распределены по времени, и нам хватило одного набора оборудования, чтобы записать все видео. Если нужно сделать в два раза быстрее — следует подготовить 2–3 набора оборудования (также пригодится, если что-то сломается).

Дистанционное менторство

Когда оборудование было доставлено спикеру, мы связывались с ним по Скайпу и объясняли, как построить кадр, работать с техникой и выступать.

Дистанционно отслеживали весь процесс, подсказывали, как выставить свет, куда лучше встать или сесть. Мы сразу рекомендовали затемнить пространство вокруг точки съёмки и закрыть окна. Первое — чтобы достичь эффекта единообразия фона, второе — чтобы уменьшить количество посторонних звуков.

Важно: ассистенты не помогали устанавливать технику и не присутствовали на выступлении. Это нужно было для того, чтобы выступающие чувствовали себя увереннее без зрителей и сами разобрались в том, как работает техника.

как организовать дистанционное менторство

Чтобы видео было живым и интересным, мы настоятельно просили экспертов не использовать суфлёра. Поэтому 100% наших спикеров говорили в удобном для них темпе и с живыми интонациями. Чтобы научить людей не стесняться и говорить от себя, мы советовали делать следующее:

  • говорить в своём темпе;

  • делать паузы между мыслями;

  • во время пауз задерживать взгляд на камере;

  • продолжая мысль — также смотреть в камеру.

Паузы дают возможность не только понятно и красиво говорить, но и сверяться с материалом, переводить дух и продолжать. Перед тем, как сделать паузу, необходимо остановить взгляд на камере на несколько секунд и только после этого взять передышку — проверить текст или выпить воды. Некоторые наши спикеры делали интервалы через каждые две-три минуты, кто-то мог сделать всего один за всю съёмку.

Мы просили не останавливать запись. Чтобы продолжить лекцию, спикер после перерыва просто задерживал взгляд на камере и продолжал говорить. Эти «задерживания взгляда на камере» необходимы для удобного монтажа видео — легкой склейки, которая не бросается в глаза при просмотре лекции.

После нескольких дней съёмок мы поняли, что не стоит тратить время на записывание скринкастов презентаций. Первое время мы просили включать записать презентации экрана, когда спикеры рассказывали лекцию, но после отказались от этой идеи.

Проще было распределять слайды на этапе монтажа. Также мы не просили спикеров рисовать презентации, а делали их сами в шаблоне. Некоторые слайды разбивали на более мелкие, если это было логично и группировали их по логике речи спикера.

Опытные спикеры снимали ролики с первого дубля, менее часто выступающие — дольше. Но в итоге у всех получились эмоциональные, живые и понятные выступления.

Отснятый дубль спикер выгружал на наш гугл-диск — пришлось купить 400 ГБ в этом хранилище. Также очень важным оказалось хорошее интернет-соединение на нашей стороне. Это было нужно, чтобы сразу после записи и выгрузки видео мы могли его быстро посмотреть и дать свои рекомендации.

Так как не все эксперты были готовы к профессиональной съёмке, мы закладывали время на 3–5 дублей. Съёмка двух видео на 10 минут могла занять 2 часа.

После успешной записи ассистент забирал набор оборудования, а отснятые дубли уходили на монтаж, разметку графики и постпродакшен. На эту работу для каждого ролика уходило примерно 3 часа. Сложнее всего поддавались монтажу видео с быстро говорящими спикерами. Самая частая ошибка — поправлять волосы, одежду или почёсываться, одновременно произнося важные вещи по теме урока.

Сначала мы предлагали спикерам включать презентацию для своего курса прямо во время выступления, но быстро поняли, что это сбивает людей, поэтому презентации накладываем уже на монтаже.

Готовые ролики выгружались на образовательную платформу и становились доступны ученикам. Чтобы защитить видео от кражи, мы ставили уникальные водяные метки, чтобы отследить, кто из слушателей сливает информацию на пиратские ресурсы.

Чем мы не можем с вами не поделиться

Завершив проект и выложив трёхмесячный курс о работе в ecomm в продажу, мы поняли, что всё возможно, даже если в команде всего 5 человек. Поняли, что такие проекты невозможно сделать, если нет чёткого ТЗ на типичные ролики, нет готовности корректировать идеи экспертов, в чём-то быть гибким или настаивать на одном видении результата.

Конечно, не получилось бы сделать такой проект, если бы на старте у нас не было развёрнутого тематического плана, охватывающего все аспекты работы в онлайн-торговле, и пула экспертов, готовых делиться практическим опытом.

Также важно иметь несколько надёжных подрядчиков по монтажу и вёрстке готовых видео. А ещё мы поняли: чтобы ускорить процесс ещё на несколько недель, можно сначала снимать все видеоролики, а после монтировать и заливать на платформу.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.





Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: