Дистанционное обучение на «отлично»: как образовательные курсы и школы переходят в онлайн. Читайте на Cossa.ru

12 мая 2020, 15:08

Дистанционное обучение на «отлично»: как образовательные курсы и школы переходят в онлайн

Как перевести в сеть офлайн-обучение и сохранить штат сотрудников? Не угас ли интерес к онлайн-образованию на фоне затянувшегося карантина? Об этом и не только в статье Ирины Плаховой, контент-маркетолога CoMagic.

Дистанционное обучение на «отлично»: как образовательные курсы и школы переходят в онлайн

Количество бесплатных курсов и лекций в сети зашкаливает, но одни так и остаются закладками в браузере и репостами в соцсетях, а другие пользуются спросом и приносят организаторам прибыль. По данным Яндекса в апреле интерес к самообразованию пошёл на спад: кто-то, возможно, просто уже подобрал себе курсы, а кто-то осознал, что учиться удалённо не так удобно, как казалось ранее.

Мы проанализировали 119 сайтов клиентов CoMagic в сегменте «Учёба, образование» и увидели устойчивое снижение активности пользователей и количества заявок и звонков:

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585


Динамика в марте по сравнению с февралем, % Динамика в апреле по сравнению с мартом, %
Количество сессий −27,47 −23,52%
Количество обращений −39,23 −26,84%

Но в данной статистике мы не разделяем онлайн- и офлайн-занятия, тогда как разница может быть существенной.

Учитывая накал страстей, связанный с дистанционным обучением школьников, я провела опрос родителей в социальных сетях. Оказалось, практически половина на время карантина отказались от детских секций:

Карантин: практически половина на время карантина отказались от детских секций

Новые секции спросом не пользуются, но желание продолжить ранее начатые занятия в онлайн-режиме достаточно велико.

Для статьи мы узнали у представителей детских школ и образовательных центров, как они переводили услуги в онлайн, с каким трудностями столкнулись и как отреагировали на новый формат их клиенты.

ROBBOClub.Ru: как перевести в онлайн 80% учащихся



Екатерина Экало

Директор по франчайзингу международной сети школ робототехники ROBBOClub.Ru

Что именно перевели в онлайн

Школа робототехники ROBBOClub.Ru — это кружки робототехники для детей от 5 до 15 лет в России, Финляндии, Таиланде. Из-за введённого карантина все 130 клубов сети оказались закрыты. Но ещё до введения режима полной самоизоляции быстро начали адаптировать занятия под дистанционный формат. Речь шла не о записанных видеоуроках, как предлагают многие образовательные организации, а о полноценных онлайн-занятиях в режиме реального времени для групп до 5 человек или индивидуально. Сейчас 80% учеников продолжают заниматься онлайн.

Какие инструменты и инвестиции потребовались

Для организации дистанционного обучения после тестирования разных вариантов выбрали платформу bluejeans. Она показала лучшие характеристики по удобству для преподавателя и учеников, стабильности системы и стоимости.

Дополнительных денежных инвестиций не потребовалось. Задействовали имеющиеся человеческие и технические ресурсы, оперативно адаптировали образовательные программы для онлайн-формата. В итоге сохранили весь штат сотрудников, а это 70 человек в головной компании и больше 400 — в сети клубов.

Как привлекаете клиентов

Офлайн-каналы в режиме самоизоляции стали неэффективны. Для привлечения клиентов используем в основном социальные сети и нативную рекламу, общаемся со СМИ, делимся опытом, участвуем в вебинарах, марафонах, конференциях.

Каков результат

Новое направление помогло избежать резкого падения выручки в условиях ограничений, а после окончания карантина, надеемся, принесёт дополнительную прибыль. Опыт показывает, что некоторым детям понравится учиться удалённо и они могут продолжить заниматься онлайн и дальше.

Сеть детских садов и клубов Discovery: как удержать клиентов и мотивировать персонал



Татьяна Амарян

Соосновательница сети английских детских садов и клубов Discovery

Что именно перевели в онлайн

Так как речь о сети детских садов и клубов, основные услуги включают образовательную часть, присмотр и уход за детьми. Поэтому ещё с середины марта в компании начали работать над тем, чтобы сохранить хотя бы обучение детей.

Какие инструменты и инвестиции потребовались

Все занятия проходят на единой платформе центра, бо́льшая часть — в записи. Есть личный кабинет, где собраны все видеоуроки и записи онлайн-занятий, если вдруг ребенок их пропустил.

Домашние задания тоже подгружаются в электронном формате в кабинет — их можно скачать, выполнить и отправить обратно педагогу. Распечатывать ничего не нужно: новые интерактивные пособия повторяют офлайн-материалы из наших классов. Дети сами могут двигать цифры, буквы, сопоставлять картинки. Всё удобно и понятно и ребенку, и родителям, и педагогам. Юзабилити сейчас особенно важно.

Что было самым сложным

Непросто было перестроить процесс обучения, так как преподаватели оказались полностью лишены тактильного контакта с детьми. Это очень важно при работе с малышами, ведь их внимание сложно удерживать даже в офлайне, а с переходом в онлайн это стало ещё сложнее.

Были сомнения в том, получится ли донести до родителей плюсы digital-уроков, особенно когда вокруг такой выбор онлайн-занятий. Но изначально выстраивали отношения с мамами и папами на доверии и профессионализме, и сейчас поступает много благодарностей, видео детей за уроками, которые снимают сами родители и выкладывают в соцсети.

Ещё один непростой момент — административный. Приходилось убеждать директоров сети, что онлайн-формат — отличное решение. Те, кто поверили в продукт, успешно его продают. Но пришлось приложить немало усилий: проводили круглые столы, дополнительные вебинары по продажам, рассказывали о преимуществах, о том, как донести ценность до клиента. Это не менее важно, чем создание самого онлайн-продукта.

Качество работы менеджеров — явная точка роста для подобного бизнеса. По статистике CoMagic, в 2019 году доля пропущенных, то есть оставшихся без ответа звонков в сегменте «Учёба и образование» достигла 22,33 %, тогда как в 2017 году этот показатель был на уровне 8,29 %. Если потенциальному клиенту вовремя не перезвонили, он с высокой вероятностью будет потерян, а в условиях кризиса это и вовсе критично.

Как привлекали клиентов

Часть уроков выложили в бесплатный доступ, ещё когда это не было мейнстримом. Мы попали в несколько подборок и рекомендаций. Сейчас используем традиционные платные каналы привлечения, включая таргетинг и контекстную рекламу. Параллельно организуем конференцию для родителей «Мама без короны». Планируем вместе с экспертами в сфере образования и известными мамами обсудить, как справляться с чувством вины, стрессом, что изменится в жизни детей и родителей после карантина.

Каков результат

Сейчас в сети Discovery 22 действующих филиала. Да, детские сады не работают, но благодаря онлайн-формату удалось сохранить клиентов — они платят половину стоимости и продолжают занятия. Сформировали пакетные предложения, добавили групповые и индивидуальные занятия, подключили психологов, логопедов. В результате удалось сохранить персонал — у педагогов появилась возможность заработка на удалёнке.

В среднем по сети как минимум половина родителей согласились перейти на онлайн-обучение. В некоторых филиалах этот показатель достигает 100%.

Карантин показал, что будущее за онлайном. Уже сейчас актуальна работа в удалённых командах, это прекрасный навык для детей и новые возможности для образования в целом. В компании рассчитывают, что по окончании ограничений онлайн-формат будет как дополнять основную программу, так и продаваться как совершенно отдельный продукт. Есть мысли о регистрации дополнительной франшизы.

Сейчас много работаем над упаковкой продукта и технической частью. Должна быть удобная платформа, красивый интерфейс, понятная система: вот тут занятия, вот тут домашние задания, здесь инструкция. Это большая и кропотливая работа, но мы уверены, что она даст свои результаты, поможет и образованию, и бизнесу выйти на новый уровень.

Онлайн-обучение: как доставить качественный контент потребителю

Технические проблемы при онлайн-обучении могут стать критичными и даже блокирующими: будь клиент бесконечно лояльным — если конференция в Zoom вылетает, а видео не подгружается, пазл (читай — бизнес) не сложится. Всю боль дистанционного обучения с недостаточной технической базой на себе ощутили родители школьников. Лучше всего ситуацию описывает сцена из фильма «Одесский пароход»:

Как отмечает Игорь Морозов, ректор «Академии АйТи», перевод очного обучения в дистанционный формат стал серьёзным вызовом для многих компаний. И это трудности не только классических образовательных организаций, но и множества бизнесов, у которых есть внутреннее очное обучение. Платформ дистанционного обучения, сервисов, даже условно бесплатных, на рынке много, а вот с технической поддержкой большие пробелы. Видя эту потребность, в «Академии АйТи» даже разработали облачное решение, виртуальный учебный центр. И спрос на подобные решения будет расти, потому рынок, который переходит в онлайн, начинает понимать: мало развернуть условную платформу дистанционного обучения, её надо настраивать, поддерживать и наполнять. А ещё вовлекать, мотивировать, оценивать результаты.

Заключение, или Работа над ошибками

Рынок онлайн-образования, который и до кризиса показывал положительную динамику, по мнению аналитиков продолжит расти в среднем на 12–15% в год и к концу 2023 года может превысить 60 млрд рублей. Самоизоляция усилила процессы цифровизации — как минимум каждый школьник подключился к онлайн-сервисам и примерил онлайн-формат.

Есть опасения, что после снятия ограничений возможен откат к прежним привычкам: люди станут меньше времени проводить в онлайне, снова пойдут в кафе и перестанут сидеть дома. Но в том, что касается обучения детей, проведённое с пользой время в онлайне — достойная альтернатива соцсетям, играм и другим развлечениям. Экономия времени на дорогу, возможность составлять собственный график, выбор индивидуального ритма обучения — все эти плюсы видят сейчас и родители, и дети.

Бизнесу, который делает ставку на онлайн-формат и планирует играть вдолгую, важно учитывать три вещи.

  1. Маркетинг тоже переходит в онлайн, где конкуренция растёт. Критично не терять звонки, понимать, какая реклама какой результат даёт, оперативно отвечать на запросы клиентов. Реклама в онлайне позволяет не просто все оцифровать и отслеживать источники обращений, но и настроить автоперезвон по пропущенным звонкам или автоматически обзванивать заявки из соцсетей.

  2. Обеспечить техническую базу. Если пока вашим клиентам достаточно записанного видео на YouTube, это хорошо. Но конкуренты могут на собственной платформе разработать игровую механику с накоплением баллов и программой лояльности, и тогда удержать аудиторию будет сложнее.

  3. Учитывать потребности ваших клиентов, собирать обратную связь. Тренд маркетинга в условиях кризиса — честность и открытость. Спросите напрямую у действующих клиентов, какой формат обучения им удобен, что нравится, что нет, чего хотят дети. Это возможность стать ближе, избежать ошибок при разработке нового продукта, использовать новые форматы взаимодействия — выпускать статьи, проводить вебинары и конференции, делиться опытом и отвечать на вопросы потенциальных клиентов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Источник фото на тизере: Фотобанк Photogenica

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is