Онлайн-галереи не хотят дизайна: почему искусство в сети похоже на интернет-магазин. Читайте на Cossa.ru

07 февраля 2019, 15:20

Онлайн-галереи не хотят дизайна: почему искусство в сети похоже на интернет-магазин

Слава Корнилов, креативный директор дизайн-студии Geex Arts, рассказывает, почему сайты художественных галерей похожи на обычные интернет-магазины.

Онлайн-галереи не хотят дизайна: почему искусство в сети похоже на интернет-магазин

Организаторы художественных галерей хотят видеть собственные сайты, меньше всего отождествлённые с искусством. В попытке адаптироваться под интерфейс заказчики просят создать безликие страницы с перечнем картин. Вместо интерактивных выставок пользователи наблюдают строгие корпоративные сайты.

Как интерфейс вдруг стал главным

С развитием смартфонов требования к дизайну сайтов сменились. В 2008 году Flat вытесняет скевоморфизм, а в 2015-м Material становится образцом хорошего вида. Дизайнеры больше не тратят время на создание интерфейсов, похожих на объекты. Шапка в виде капота на сайте автомобильной компании или сайдбар в виде страниц меню для кафе становятся неуместными.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Дизайнеры отошли от нагромождения цветов, изображений и шрифтов к понятному и удобному интерфейсу. Большие фотографии сместили артовые фоны, шрифт без засечек стал единым для всего сайта, а сами страницы верстались по схожему шаблону.

Material-дизайн перемещается и на страницы художественного искусства, музеев и галерей. Беря в пример условный Amazon или Behance, владельцы артовых заведений стремятся создать страницы, соответствующие трендам современного дизайна. В конечном счёте сайты галерей больше напоминают маркетплейс.

Интернет-аукционы как стандарт дизайна

С появлением Artnet в 1989 году художники и коллекционеры начали воспринимать интернет как серьёзную площадку для продажи искусства. Онлайн-аукционы пестрят работами 300 тысяч художников, отсортированными по рубрикам для покупателей. Сайт стал образцом интернет-витрины, дав направление другим галереям, аукционам и выставкам в сети.

По задумке дизайнеров, нейтральные элементы должны сместить фокус пользователей на экспонаты, не задерживая внимания на общей стилистике страницы. Шрифты без засечек выбраны для удобства прочтения, а белый фон стал главным полотном для живописи. Большой перечень выставленных работ размещён в виде небольших изображений, дающих минимальное представление об экспонате. Открывающая страница увеличивает лот и раскрывает описание, не меняя общий облик сайта.

Созданный в 2010 году, Artsy продолжил стилистику интернет-аукционов. Эту дизайн-концепцию, заложившую фундамент для других сайтов, восприняли как единственно верную.

В конечном итоге небольшие галереи и выставки переняли внешний вид у гигантов Artnet и Artsy. Пёстрому фону они стали предпочитать нейтральный, «тонкие» шрифты вытеснили Grotesque и Antikva, а просматривать десятки миниатюр оказалось удобнее, чем широкие полотна. В случае с крупными аукционами с сотнями экспонатов — строгий внешний вид оправдан. Однако, если говорить о небольшой выставке с десятком картин, скульптур и других произведений искусства, то представленные на таком сайте работы становятся похожи на обыденные товары.

Сегодня выбор картин в интернете напоминает покупки в магазине: «Так, сегодня у меня день Кубизма и никакого Сюрреализма после обеда, авось и насыщусь искусством».

Технологии должны стать частью искусства

При проектировании сайтов для предметов искусства разработчики уже стремятся сделать дизайн его частью. Креативные студии подбирают шрифты, цвета и общую стилистику для показа картин или скульптур, сохраняя атмосферу художественной работы. Как написанный маслом портрет слабо гармонирует с граффити, так же и интерфейс сайта не должен ввергать в диссонанс при просмотре «Звёздной ночи».

Парадоксально, но организаторы невиртуальных галерей применяют технологии смелее, чем создатели сайтов. Художественный Музей Кливленда предлагает посмотреть экспонаты интерактивной выставки Gallery One. Посетители изучают историю создания произведений с помощью дополненной реальности, а также становятся художниками, рисуя кистью в виртуальной.

В адаптации технологий к классическому искусству не отстают и приложения для смартфонов. Нейронные сети Prisma превращают фотографии в картины, написанные маслом, а Vivart предлагает примерить картину в доме, используя AR-технологию.

Отталкиваясь от предоставленного клиентом контента, дизайнеры сайтов галерей и выставок способны подарить заказчикам гораздо большее, чем «Artnet-шаблон». Создатели веб-версии Frans Halls Museum демонстрируют, что для представления холстов белый цвет не единственный. Будто нарочно дизайнеры сами предлагают пользователям на выбор несколько цветов фона. Разлом стереотипов продолжается и на страницах работ. Отринув привычную разметку интернет-аукционов, разработчики адаптируют сам сайт под размер изображений. При прокрутке холст меняется от полноэкранного масштаба до небольшой экспозиции с описанием, напоминающим аннотации в галерее.

RZ Collection встречает пользователей анимированной галереей. Каждый элемент сайта интерактивный — работы разворачиваются в полотно при клике, портфолио художников реагирует на курсор, а задний фон плавно перемещается вместе со скроллом. Коллекция постоянно пополняется, и поэтому соответствующий раздел выполнен в более удобном для вёрстки стиле. Однако даже здесь пользователь наблюдает не просто «товарный лот», а полноценный интернет-стенд с работой.

Для организаторов выставок в Калифорнии и Флориде Geex Arts предложила порядка десяти вариантов креативного дизайна сайта. Изменяя интерфейс, типографику, добавляя анимацию и смелые цвета мы попытались доказать, что искусство возможно показать в сети гораздо интереснее.

Тем не менее большинство приложений и сайтов для просмотра художественных произведений сегодня остаются только перечнем в интернете. Если фактические галереи подружились с технологиями, то в сети они ещё похожи на витрину. В погоне за трендами дизайнеры сайтов ставят акцент на удобство, а не на контент. В случае с интернет-магазинами это верно. Однако в галереи и на выставки посетители идут за искусством, а не за интерфейсом.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is