Как устроены и на чём зарабатывают кешбек-сервисы
Рассказывает Екатерина Солягина из рекламной сети ePN.
Как работают кешбек-программы, где выгода для компаний-партнёров, кешбека и клиентов? Как вернуть маркетинговый бюджет себе на карту, и сколько процентов в среднем маркетологи накручивают на цене товара? Давайте разберёмся.
Кешбек — эволюция рекламы через вебмастеров
Сегодня термином «кешбек» называют любой возврат части стоимости покупки на карту пользователя.
Для продвижения своих товаров магазины часто используют различные рекламные каналы. Один из таких каналов — вебмастеры, у которых есть источники трафика, будь то сайт или блог в социальных сетях, и которые могут привести в магазин новых покупателей. Самая честная модель оплаты в этом канале — модель CPA (cost per action), оплата за действие (покупку). Магазин запускает партнёрскую программу, по условиям которой оплачивает вебмастеру процент или фиксированную комиссию за покупку.
Кешбек использует ту же механику, только человек сам приходит в магазин через кешбек-сервис, минуя посредника — вебмастера. В этом случае кешбек-сервис сам становится каналом привлечения трафика. А часть стоимости покупки, маркетинговый бюджет магазина, возвращается напрямую покупателю.
В чём выгода для компаний, кешбек-сервисов и пользователей
В первую очередь кешбек интересен компаниям-партнёрам из сферы ecommerce. Кешбек-сервис напрямую общается со своими пользователями, делает индивидуальное предложение, тем самым мотивируя их на покупку. В то время как вебмастерам, которые размещают рекламу на своих ресурсах, сложнее влиять на покупателя. Конверсия работы через кешбек-сервис значительно превышает работу через вебмастеров.
В среднем только 5% кликов по ссылкам веб-мастеров приводят к покупкам, а в кешбек-сервисе конверсия оценивается в 50–60%.
Магазин получает прозрачный маркетинговый инструмент и оплачивает только фактическую покупку. Кроме того, это ещё один инструмент маркетинга и повышения лояльности. Трафик в подобных сервисах мотивированный, то есть люди приходят с целью получения кешбека за покупки. И если у пользователя есть два одинаковых магазина с абсолютно идентичными продуктами, скорее всего, он выберет магазин, где кешбек будет выше.
Компании, у которых нет программ лояльности, довольно успешно заменяют их работой с кешбек-сервисами.
В чём же выгода для самого кешбек-сервиса? Механика абсолютно прозрачная — сервис получает выгоду как посредник между покупателем и магазином. Процент прямо зависит от ставок, которые может сделать конкретный партнёр.
Расходы тоже есть. Деньги идут, как правило, на программы лояльности, на привлечение новых пользователей, рекламу, трафик, развитие сервиса. Но именно этот трафик позволяет расти доходам компании: чем больше пользователей будет покупать с кешбеком, тем больше зарабатывает сервис.
Выгода для пользователей — самая простая часть системы. Помимо того, что покупатель получает обратно часть суммы с покупки, есть секреты, которые могут сделать онлайн-шопинг ещё выгоднее. Например, чем больше они покупают, тем больше будет процентная ставка в кешбек-сервисе. Если магазины видят отдачу от кешбек-сервиса, они готовы увеличивать бюджеты на этот канал и предоставлять сервису более высокий процент на возврат.
Ограничений по суммам к возврату у кешбека практически нет.
Например, AliExpress возвращал до 90% на некоторые группы товаров из раздела Hot Sales.
Магазин был готов сам от себя давать такую скидку. Делалось это для того, чтобы быстрее распродать товар из данной группы. По сути это отличный пример — как одновременно увеличить продажи, избавиться от залежавшегося товара и подтолкнуть пользователя к необдуманной покупке.
Размер кешбека зависит от маржинальности товара
Если магазин хорошо взаимодействует с заводом, который производит продукцию, он может накрутить и тысячу процентов прибавки к цене. И даже с этой накруткой товар для конечного покупателя всё ещё остаётся очень выгодным и дешёвым. Но о том, сколько в реальности стоит та или иная товарная позиция, разумеется, никто не знает. Чаще всего подобная схема применяется с товарами из области красоты и здоровья. Выбор подобной «мелочёвки» всегда велик, и наценка даже в тысячу процентов будет незаметна для покупателя. Какая разница — заплатить один цент или десять?
Минимальный кешбек может быть равен половине процента от стоимости товара. Как правило, это всё, что связано с телефонами и техникой. Маржинальность в этом сегменте очень низкая. Сейчас на рынке очень мало компаний, которые готовы дать хорошую ставку кешбека за электронику — минимум 4%. Маржинальности как таковой нет, а магазинам невыгодно слишком сильно поднимать цены на товары, чтобы дать кешбек.
Существует миф, что кешбек предоставляют компании, уже завысившие цену на товар в сравнении с рынком. На самом деле это не совсем так.
Как правило, завышенные цены на товар бывают в магазинах с низким трафиком — они компенсируют низкие объёмы продаж высокими ценами.
Чем больше трафик в магазине, тем меньше будет стоимость, потому что модель заработка ecommerce в целом строится на объёме. Например, AliExpress на протяжении долгих лет держит самые выгодные цены на товары. Разумеется, ценовая накрутка там тоже есть, но это не самые высокие ставки на рынке в целом.
Размер кешбека также зависит от политики магазина. Когда AliExpress только начал завоевывать российский рынок, он предлагал кешбек до 20%. Сегодня рынок завоёван — и ставки составляют порядка 7%. Кроме того, есть просто отдельная статья расходов на маркетинг.
Без кешбека статья расходов на маркетинг, скорее всего, останется той же — просто траты перенесут на другой канал.
Покупатели, привыкшие получать бонусы, скидочные карты или возврат баллов на карту, часто не понимают ценности кешбека в виде возврата маркетинговых расходов — он им кажется не таким ощутимым. Но тем не менее выбор всегда остаётся за покупателем. Кто-то переплачивает за бренды, кто-то за быструю доставку или за качественное обслуживание в магазине — наценка строится из множества аспектов. А кто-то экономит на маркетинге.
Кешбек — это полноценный маркетинговый канал
Сегодня мы уже замечаем тенденцию, что кешбек постепенно выходит из онлайн-ритейла в офлайн. Люди поняли, что покупки онлайн — это выгодно и удобно, но иногда нужно «пощупать» товар перед покупкой. В США офлайновый кешбек существует давно. Особой популярностью пользуется кешбек в сфере туризма и отдыха: возврат за покупку билетов или за бронирование гостиницы. Многие туристические компании развивают собственные партнёрские программы.
В ближайшее время мы увидим трансформацию кешбека, он перейдёт на новые рынки, партнёрские программы станут более масштабными и выгодными для покупателей и магазинов. В США кешбек-программы существуют уже более 10 лет и по-прежнему пользуются спросом. Люди привыкли покупать всё в интернете с возвратом стоимости. Возможно, это связано с менталитетом, поскольку маркетинговые инструменты на американцах работают просто отлично.
В России многие тренды развиваются с опозданием, но темп, с которым очередная новинка захватывает рынок, всегда поражает. Мы верим, что в ближайшие несколько лет произойдёт стремительное развитие кешбек-программ, географическая и экономическая экспансия. Остаться в стороне уже не получится.
Рекомендуем:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.