Как составить ТЗ на видеопродакшен, чтобы получить онлайн-курс вашей мечты. Читайте на Cossa.ru

06 апреля 2023, 15:02

Как составить ТЗ на видеопродакшен, чтобы получить онлайн-курс вашей мечты

Тысяча и один нюанс подготовки задания для съёмок обучающих видео с экспертами.

Скажу честно, даже техническое задание, в котором всё разжёвано до деталей, — не гарантия классного результата. Но вот если ТЗ невнятное и поверхностное, на выходе вы однозначно получите не то, что надо. В случае с образовательным видеоконтентом это означает долгие пересъёмки, срыв сроков, недовольство учеников, возвраты и конфликты.

Поверьте, лучше тщательно проработать техническое задание на старте, чем переделывать всё в последний момент.

Я Анна Хлебникова, медиаменеджер и руководитель студии видеопродакшена Videoset-insta. За последние 20 лет я много раз нанимала операторов, монтажёров и гримёров, составляла ТЗ, допускала ошибки и училась на них. Расскажу, что включить в техническое задание, чтобы вам и команде видеопродакшена легче было понять друг друга, а на выходе вы с большей вероятностью получили именно тот классный видеокурс, который хотите.

Целевая аудитория и тематика курса

От этого зависит в том числе:

  • оформление видеоконтента, перебивок и заставок — яркое, строгое, нейтральное, весёлое и так далее;

  • динамика в кадре, частота смены планов, анимация. Вот пример для сравнения. Курс по финансовой грамотности можно снять с использованием одной камеры, говорящей головы и презентации. Для курса по макияжу этого будет мало — нужно крупным планом снимать косметику, инструменты, с разных ракурсов показывать процесс работы мастера. А для курса по подбору одежды нужны и крупные, и общие планы — важно показать и качество машинной строчки, и то, как вещи смотрятся на модели в движении;

  • темп подачи материала. Одной аудитории нужны быстрые, динамичные уроки, где информация подаётся в сжатой форме, а другой — размеренные, позволяющие детально и без спешки разобраться в теме.

Пример из курса дизайнера Марата-Ка: без крупных планов не обойтись

Можно просто приложить к ТЗ информацию о целевой аудитории, которую собрали ваши маркетологи.

Формат видеороликов

Укажите в техническом задании все форматы видео, которые вам нужны.

Вот лишь несколько видов видеоконтента, которые можно использовать в онлайн-курсе:

  • эксперт в кадре;
  • интервью с экспертом;
  • анимационный ролик;
  • скринкаст;
  • учебный фильм;
  • видеопрезентация;
  • тренинг.

Кроме образовательного видеоконтента могут понадобиться ролики для продвижения курса: бэкстейджи, трейлеры, обращение эксперта к аудитории, видеопрезентация курса и прочее. Их тоже нужно указать в техническом задании для команды видеопродакшена.

Площадка, на которой вы опубликуете видео

От неё будут зависеть технические требования к ролику.

Есть площадки, на которых пользователи смотрят видео в основном с телефона. Пример — Skill Cup. Если вы планируете публиковать курс там, значит, ролики должны быть «лёгкими», без проблем подгружаться с телефона, текст на плашках, в инфографике и в презентации должен легко читаться с маленького экрана.

Есть площадки, для которых нужно снимать горизонтальные видео, и это уже совсем другой формат. Например, GetCourse, АнтиТренинги, Moodle или iSpring.

Если у вас уже есть требования к образовательному видеоконтенту (длительность ролика, разрешение), укажите их в ТЗ.

Цели создания видеоконтента

  • Нужно выделиться среди конкурентов и забрать их аудиторию. Конкуренты снимают видео на коленке, качество звука и монтажа слабое. Наш курс должен быть на голову выше их продуктов по всем параметрам.

  • Хотим сделать так, чтобы ролики досматривали до конца. Сейчас многие студенты бросают курс на середине, невнимательно смотрят видео, из-за этого плохо сдают тесты, требуют возврат и оставляют негативные отзывы.

  • Планируем выпустить дорогой курс. Для этого нам нужна классная картинка — как в кино. А ещё крутой трейлер.

  • Нам нужен курс, который можно будет продавать и целиком, и отдельными модулями. Ещё хотим, чтобы из нескольких уроков сделали нарезки, с их помощью будем прогревать аудиторию в соцсетях.

  • Хотим снять курс один раз и использовать его как минимум на пяти потоках.

Для решения каждой задачи у специалистов есть свои инструменты. Вот пример: вы снимаете онлайн-курс об инвестициях и хотите использовать его ещё долго, но понимаете, что котировки, комиссии брокеров, ситуация на рынке могут измениться. Значит, специалисты подберут формат так, чтобы вы могли быстро обновить часть материалов, не переснимая видеоуроки целиком, — это вполне реально.

В курсе Елены Назаровой мы чередовали кадры с экспертом на полэкрана и презентацию на весь экран, без лица в кадре. Такой приём позволит не переснимать видео целиком, а заменить в нём только кадры презентации с обновлёнными данными

Закадровый голос фрагмента тоже можно перезаписать и подложить под новые кадры презентации — это несложно. Главное, чтобы приём с презентацией использовался несколько раз за курс. Тогда это выглядит как стилевое решение, а не исправление ошибки.

Общая стилистика

Есть ли требования к цветам, шрифтам, оформлению? Нужно ли использовать фирменные цвета или сделать так, чтобы по стилистике видео совпадали с вашим лендингом, соцсетями? Возможно, вы уже снимали онлайн-курсы и хотите, чтобы новые видеоролики были выдержаны в том же стиле? Отметьте это в техзадании, дайте ссылки на прошлые видео.

Когда мы снимали курс о профессиональной организации пространства, то обговаривали, какие цвета будут ведущими при оформлении. В итоге одежда эксперта, обложки видеоуроков, заставки, всплывающие подсказки и даже освещение в студии сочетались и дополняли друг друга

Мой коллега Павел Безяев, лидер и сооснователь сообщества Digital Learning, считает, что в вопросе стилистики можно брать пример с крупных компаний.


       

Павел Безяев

Сооснователь Digital Learning

«Большие компании ограничены своими брендбуками. Перед тем как делать видеоконтент для них, важно согласовать шаблон видео. Как вариант, сделать образец видео и проверить его на соответствие брендбуку, чтобы все цвета, шрифты были верными, а визуальные элементы стояли там, где надо. В ряде компаний есть даже отдельные брендбуки для презентаций и видео, и там уже есть рекомендованная (читай обязательная) инфографика. Важно уточнить все эти моменты на старте и не упустить в рамках проекта».

Референсы (примеры видеороликов)

Это очень важный пункт. Не пропускайте его, пожалуйста. Референсы помогают понять, что вы хотите увидеть в своих видео.

Важно: если самостоятельный сбор референсов кажется вам сложным, попросите помощи у команды видеопродакшена. У специалистов больше опыта и насмотренности, они могут на конкретных примерах показать элементы, которые можно использовать. Но и самостоятельно этот путь пройти интересно.

Что нужно учитывать при сборе референсов?

  • Покажите не только те ролики, которые вам нравятся, но и те, которые не нравятся. Вторые гораздо важнее первых, — команда будет точно знать, как делать не надо.

  • Мало скинуть ссылки на видео, — обязательно объясните, что конкретно вам нравится или не нравится.

  • Не тратьте время на поиски идеального видео. Лучше обращайте внимание на разные детали: в одном ролике интересное начало, в другом классные перебивки, в третьем киношная картинка и шикарный образ эксперта, в четвёртом отлично оформлена презентация.

  • Оставляйте замечания к референсам, даже если речь идёт о вкусовщине: «У преподавателя одежда слишком яркая», «Раздражает, когда презентация вот так уезжает вниз и влево», «Монтаж какой-то дерганый» или «Звуковые эффекты чересчур мультяшные». Вся эта информация пригодится специалистам, которые займутся производством видеороликов.

Для съёмок курса ораторского мастерства Седы Каспаровой в качестве референса у нас был курс актёрского мастерства Натали Портман (MasterClass.com)

Референс с Портман лучше всего подходил к тематике публичных выступлений, где в центре внимания только автор курса и материал, который он даёт

А стилист Паша Кондрашин в качестве референса прислал ролик зарубежного визажиста и добавил к нему палитру, шрифт и пример слайда с экспертом. Чуть ниже покажу, что у нас получилось в итоге.

Отмечайте, чьи презентации вам нравятся, делайте скриншоты, складывайте все примеры в папку, оставляйте комментарии в файлах — что именно нравится

Конечно, на сбор референсов и комментарии уйдёт время. Но зато позднее вы сэкономите гораздо больше времени, а заодно и денег, ведь ролики не придётся переснимать и перемонтировать снова и снова.

Дополнительные материалы, которые нужно добавить в видео

Например, вы сделали презентацию и хотите добавить её в видеокурс, притом так, чтобы часть времени зрители видели только эксперта, часть — только презентацию, и ещё часть — и презентацию, и эксперта одновременно. Значит, при разработке видеоконтента нужно предусмотреть чередование планов, анимацию появления/исчезания презентации, съёмку кадров, на которых хватит места для слайдов (преподаватель находится не по центру, а сбоку).

Четыре кадра из курса Паши Кондрашина: мы добавили фото в заставку, чередовали кадры с говорящей головой и презентацией

Или вы хотите, чтобы в видеоролике была и презентация, и окошко с лицом эксперта в углу экрана. Значит, нужно проследить, чтобы оно не закрывало важную информацию на слайдах.

Сравните: на скриншоте слева окошко со спикером в какой-то момент перекрывает текст, справа — всё в порядке

Укажите в техническом задании на создание видеоконтента все дополнительные материалы, которые хотите включить в курс, например:

  • презентация (в каком разрешении, на весь экран или нет, нужно ли окошко для эксперта, будет ли презентация сворачиваться);

  • инфографика, скриншоты, таблицы и прочее;

  • фото для иллюстрации;

  • видеовставки (например, комната до и после ремонта).

По возможности дайте ссылку на папку с материалами.

Графическое оформление

Укажите, нужно ли добавить в видео анимацию, титры, всплывающие окошки, таймер и другие элементы.

В видео про выбор микрофона для съёмки мы наглядно показываем, какие бывают варианты подключения, чтобы записывать уроки прямо на компьютер. Названия разъёмов дублируем на слайде, чтобы аудитории было легче разобраться

Тут вам могут помочь те самые референсы, которые вы нашли. Не обязательно разбираться в оформлении видеороликов — достаточно подсмотреть, что в одном классном видео использовали таймер, в другом добавили всплывающие окна с расшифровкой терминов (и вам нужны похожие), а в третьем сделали анимированного персонажа. Специалисты учтут ваши требования и разработают свои варианты оформления.

Если нужно разработать дизайн презентации, вычитать и сверстать её, об этом тоже напишите в ТЗ.

Объём работы

Укажите хотя бы примерно:

  • сколько роликов нужно снять;

  • какова средняя продолжительность видео;

  • если знаете — сколько времени в среднем уходит на съёмку одного урока и сколько часов в день может сниматься эксперт.

Последний пункт поможет рассчитать количество съёмочных часов и дней. Это число напрямую зависит от эксперта. Одни преподаватели без проблем записывают материал с первого дубля, другим нужно около двух часов для съёмки 15-минутного урока (и это нормально). Продолжительность съёмочного дня тоже зависит от эксперта: кто-то готов сниматься по восемь часов, а кто-то устает через два.

Сроки сдачи проекта

Укажите, когда должны быть готовы видео.

Предусмотрите пару-тройку дней между датой сдачи проекта и реальным дедлайном. Работу часто сдают в последний момент, а в некоторых случаях могут даже сорвать сроки. Если вы не заложили несколько дней на форс-мажор, курс попросту не выйдет вовремя.

Если одни видео нужно сдать раньше, а другие позже, укажите это в техническом задании. Допустим, трейлер курса и первые три урока нужно сделать очень срочно, а остальное подождёт. Если специалисты по видеопродакшену будут это знать, они правильно спланируют нагрузку и расставят приоритеты.

У нас в практике была такая ситуация: курс по инвестициям снимали пять дней, но начали не с первых уроков, а с тех, где непростой динамичный монтаж и компьютерная графика. Так наша команда видеопродакшена оставила больше времени на монтаж сложных уроков и успела сдать проект вовремя.

В вопросе со сроками есть ещё один важный момент. Самое первое видео всегда монтируется в 2–3 раза дольше, чем остальные. Дело в том, что именно на первом видео отшлифовываются подача и формат, согласуются видение клиента и команды видеопродакшена. Бывает, где-то не попали в ожидания заказчика и нужно что-то переделать, или согласование затягивается, или эксперт после съёмок нырнул в такой плотный график, что даже не может посмотреть и утвердить видео. А пока нет согласия по одному фрагменту, нельзя делать следующие — работа стоит.

Закладывайте несколько дней на такие ситуации, когда планируете запуск онлайн-курса и готовите ТЗ для видеопродакшена.


       

Павел Безяев

Сооснователь Digital Learning

«Нужно согласовать на старте, в какой срок должна предоставляться обратная связь от эксперта, сколько будет итераций, как влияет на бюджет проекта увеличение сроков ответа или количества итераций. Если этого не сделать, есть большой риск превратить проект в долгострой, отработать в минус или получить негативный отзыв».

Количество людей в кадре

От этого зависит число камер и особенности освещения. А ещё — работа гримера.

Обязательно укажите, если количество людей в кадре будет варьироваться: например, в первом модуле курс ведут двое, во втором модуле эксперт остаётся один, а в третьем его сопровождают два помощника.

Пол преподавателя

Мужчин и женщин по-разному готовят к съёмкам.

Чтобы найти стилиста с нужным набором навыков и рассчитать время на подготовку, нужно заранее знать, потребуется ли макияж и какой именно, придётся ли делать сложную укладку, завивать волосы и так далее. Кроме того, есть стилисты, которые специализируются только на мужских или только на женских образах.

Женщин обычно дольше готовят к съёмке: больше времени уходит на макияж и причёску

Необходим ли на съёмках телесуфлёр

Он очень помогает, если эксперт от волнения забывает материал. Благодаря телесуфлёру не придётся записывать десятки дублей — читать с экрана намного проще, чем импровизировать. Но есть и опытные преподаватели, которые не боятся камеры, уверенно чувствуют себя на съёмках и могут обойтись без помощников.

Если телесуфлёр нужен, команда видеопродакшена подготовит и установит его, загрузит текст, который вы пришлёте. А ещё выберите подходящий план. Зрители не заметят, что эксперт читает с экрана, если камеру с суфлёром поставить подальше, а текст сделать крупнее. Если спикер виден в кадре в полный рост или по пояс, бегающих по строчкам глаз не будет видно.

Ссылки на аккаунты в социальных сетях

Во-первых, нужны ссылки на аккаунт или сообщество онлайн-школы. Перед созданием видеоконтента важно посмотреть, в какой стилистике выдержан аккаунт, какие видео уже выходили прежде, к чему привыкли зрители.

Во-вторых, понадобятся ссылки на аккаунт эксперта. По фото и видео (если они есть) можно оценить, как человек выглядит в кадре, уверенно ли он держится, как подаёт материал. Кроме того, будет ясно, как он выглядит, — это поможет стилисту выбрать образ, причёску, макияж.

Так соцсети эксперта по управлению Марины Фоминой помогли визажисту съёмочной группы создать максимально похожий образ для видеовизитки

Видеовизитка поддерживает визуал и цветовую гамму ленты в соцсетях эксперта

Тестовое видео с экспертом

Если оно есть.

Не нужно заказывать монтаж видео. Лучше покажите, как эксперт ведёт себя на съёмочной площадке, не вырезая неудачные дубли.

Можно снять видео длиной 10–15 минут. Этого достаточно, чтобы оценить особенности подачи материала и понять, как работать с экспертом.

Вот пара примеров из моей практики.

Мы работали с преподавателем, который активно жестикулировал, ходил по съёмочной площадке и часто «выпадал» из кадра. Нельзя заставлять такого эксперта сидеть на стуле или стоять на одном месте. Во-первых, это будет выглядеть неестественно, а во-вторых, помешает человеку сниматься, ведь он будет чувствовать себя скованно.

Поэтому мы использовали камеру на стедикаме: оператор «следовал» за экспертом, видео получилось динамичным и увлекательным.

Другой пример — эксперт, который очень медленно подаёт материал, а длинные паузы заполняет звуками «эээ» и «ммм». Конечно, всё это можно вырезать на монтаже. Но зачем, если можно предложить преподавателю читать с телесуфлёра? Так мы успеем записать больше уроков в течение дня, на монтаж видео уйдёт меньше времени, да и подача материала будет значительно лучше.

Мы в Viseoset-insta подготовили для вас бонус — это пример технического задания для команды видеопродакшена. Скопируйте себе документ и поменяйте вводную информацию, учитывая особенности вашего проекта.

Ищите людей, которые хотят сделать классный продукт

Проверено: если специалист бежит выполнять заказ, не задав ни единого вопроса, — он не поможет вам сделать хороший онлайн-курс. У него нет такой цели. Единственное, чего он хочет, — побыстрее получить деньги. Если вам не понравится результат, ответ будет один: «Я сделал по ТЗ, вы сами виноваты, что составили его неправильно».

Хороший специалист, напротив, задаст уточняющие вопросы, предложит личную встречу или созвон, убедится, что точно понял задачу. Он любит свою профессию и хочет делать классные продукты. Ему не всё равно.

Именно те, кому мало «просто выполнить ТЗ» и «сделать на троечку», создают отличные онлайн-курсы. Выбирайте таких специалистов и добивайтесь прекрасных результатов вместе!

Что ещё почитать про видеопродакшен

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is