Доменные войны: как не потерять вместе с сайтом инвестиции в маркетинг и рекламу. Читайте на Cossa.ru

07 апреля, 12:52

Доменные войны: как не потерять вместе с сайтом инвестиции в маркетинг и рекламу

Судебные споры за доменные имена перестали быть редкостью. Читайте, как компании защищают свои права и отвоёвывают сайты.

Доменные войны: как не потерять вместе с сайтом инвестиции в маркетинг и рекламу

Российское законодательство устроено так, что любой домен можно отобрать через суд. Даже если предприниматель много лет владеет доменным именем и не ведёт коммерческой деятельности, это не защитит его от потери.

Обычно в суд обращается правообладатель товарного знака, который заявляет о нарушении своих прав на интеллектуальную собственность и требует передать доменное имя. Ответчиком выступает компания или человек, который владеет доменом.

Особенно обидно, когда добросовестный предприниматель регистрирует домен, вкладывает деньги в продвижение, долгое время развивает сайт. Но внезапно выясняется, что доменное имя использовать нельзя, потому что оно совпадает или сходно с зарегистрированным товарным знаком.

Так произошло с поставщиком приводной техники европейских брендов ООО «ЭЛГРУПП МОСКВА». Фирма с 2010 года поставляет электродвигатели. Для продвижения товаров «Элгрупп Москва» зарегистрировала домен siemens-motor.ru. Компания Siemens обнаружила нарушение прав и подала в суд.

Data-driven без чепухи: спецпроект для практиков


Коллеги из E-Promo объясняют, как data-driven подход помогает проектировать сильные маркетинговые стратегии:

  • Откуда брать ценные для бизнеса данные;
  • Как их корректно агрегировать и анализировать;
  • Как устроено data-driven продвижение на примерах свежих кейсов;
  • И каких результатов можно достичь, интегрировав ИИ-сервисы в работу маркетологов.

2021 — год умного маркетинга, заряженного технологиями и большими данными, не отставайте →

Реклама

Сторонам удалось достичь мирового соглашения. Зато какой ценой: нарушитель обязался выплатить 1 млн рублей в качестве неустойки плюс 300 тысяч за каждое нарушение права на товарный знак. Сам домен был заблокирован.

Малый и средний бизнес также отслеживает нарушение своих прав. Так, компания «Петербургская интернет сеть» (ООО «ПИН») отсудила у компании «Экшен пэй» домен pin.ru.

«Петербургская интернет сеть», предоставляющая телекоммуникационные услуги, зарегистрировала фирменное наименование еще в 2007 году, а товарный знак PIN в классе МКТУ 38 (телекоммуникационные услуги) — в 2010.

Позже компания обнаружила, что некая фирма «Экшен пэй» зарегистрировала домен pin.ru. Тогда ООО «ПИН» подало в суд, считая, что компания нарушила права на товарный знак. Так как в «Экшен пэй» отметили, что сайт создавали как площадку для социальной сети, а эта услуга совпадает по классу МКТУ с ООО «ПИН», суд встал на сторону истца — нарушение прав действительно произошло. Результат — ответчику запретили использовать домен.

Поэтому перед регистрацией доменное имя надо обязательно проверять на уникальность: нельзя, чтобы сайт совпадал с существующими товарными знаками и знаками, планируемыми к регистрации. Кроме того, надо обратить внимание и на фирменные наименования: названия компаний также охраняются интеллектуальным правом.

Как проверить домен перед регистрацией

Есть три способа проверки домена на уникальность перед регистрацией.

Самостоятельный поиск похожих товарных знаков в интернете

Вариант ненадёжный, потому что нельзя найти все товарные знаки, которые могут быть схожи с доменом. Но такой поиск даст первое представление о том, какие торговые марки есть на рынке.

Самостоятельный поиск похожих товарных знаков в интернете

Допустим, нам нужно проверить названия для магазина бытовой техники. Поиск в интернете даёт общее представление о том, какие домены заняты.

Поиск на сайте ФИПС, где размещены все зарегистрированные знаки

Искать по открытой базе неудобно: система не ищет похожие знаки, а находит только конкретное обозначение по номеру регистрации или дате публикации.

Поиск на сайте ФИПС, где размещены все зарегистрированные знаки

Возможности поиска по открытому реестру товарных знаков ограничены

Также есть вариант оформить платный доступ к закрытым базам данных ФИПС, где размещены и все зарегистрированные знаки, и обозначения, которые находятся в процессе регистрации. Чтобы проверить домен, надо создать личный кабинет на сайте ФИПС, заполнив специальную форму. Затем на почту придёт сообщение с номером договора и информацией, как получить доступ к базе. Надо будет оплатить поиск: за пять запросов придется заплатить 300 рублей. Значит, мгновенной проверки не получится.

Бесплатные сервисы по проверке товарных знаков и доменных имен

Плюс такого поиска — быстрый результат. Кроме того, в сервисах можно бесплатно искать схожие знаки без ограничений по количеству запросов. На некоторых сайтах есть возможность искать знаки по закрытым базам ФИПС. Интеллектуальный поиск самостоятельно подбирает похожие обозначения.

Три сервиса для проверки товарных знаков и доменов

Сервис brand-search.ru

Поиск по всем возможным базам: зарегистрированные товарные знаки, обозначения в процессе регистрации, домены, названия компаний. Предприниматель может оценить уникальность обозначения со всех сторон, чтобы понять риски по регистрации домена или товарного знака.

В поиске можно выбрать вид деятельности или классы МКТУ. Проверка полностью бесплатная, включая закрытые базы. Результат предприниматель получает вместе с оценкой риска по регистрации бренда, рекомендациями по доработке, вариантами доменных имён. Плюс в том, что сервис гарантирует актуальность сведений — информация обновляется раз в сутки.

Три сервиса для проверки товарных знаков и доменов: brand-search.ru

Например, при проверке названия для кондитерской по запросу «Кекс в кружке» в классе МКТУ 43 сервис предупреждает, что вероятность регистрации такого товарного знака средняя.

Три сервиса для проверки товарных знаков и доменов: brand-search.ru

Ниже сайт выдаёт результаты по похожим товарным знакам, названиям юридических лиц и свободным доменам

Сервис onlinepatent.ru

Поиск можно провести только по базе зарегистрированных товарных знаков. Есть возможность выбрать нужный класс МКТУ. Проверка бесплатная и без ограничений по числу запросов. При расширенном поиске есть возможность найти товарный знак по владельцу, номеру свидетельства знака или номеру заявки на регистрацию.

Три сервиса для проверки товарных знаков и доменов: onlinepatent.ru

По запросу «Кекс в кружке» сервис выдал варианты похожих товарных знаков со словами «кружка» и «кекс».

Сервис linkmark.ru

Есть возможность искать по названию, владельцу, изображению и номеру знака. Можно отсортировать результаты поиска по статусу обозначения: действует, не действует или продлено.

Также сортирует результаты по степени схожести: знак может содержать точное слово или похожее на то, что в запросе. Доступ к информации о заявках на получение свидетельства платный. Нет возможности искать свободные домены или фирменные наименования.

Три сервиса для проверки товарных знаков и доменов: linkmark.ru

Сервис показывает количество зарегистрированных товарных знаков и число заявок на регистрацию.

Как отсудить домен, если он занят

Если домен занят конкурентом, а вы точно зарегистрировали бизнес раньше, можно попытаться отсудить доменное имя.

Интернет-гигант Alibaba Group Holding Ltd, работая на российском рынке, столкнулся с проблемой: домен alibaba.ru оказался занят. Более того, владелец доменного имени, компания Holmrook, зарегистрировала товарный знак «АЛИБАБА».

При таких вводных данных добиться передачи доменного имени сложно. Если у компании есть товарный знак, значит, она не нарушает права на интеллектуальную собственность, пользуясь доменом alibaba.ru.

Зато у китайской корпорации фирменное наименование зарегистрировано было раньше. Этим и другими аргументами Alibaba воспользовалась в суде.

Сначала китайская компания Alibaba добилась отмены регистрации товарного знака. Оказалось, что Holmrook не использовала торговую марку в течение трёх лет. Это одна из причин, почему суд лишает прав на знак.

Затем Alibaba подала иск в арбитражный суд, чтобы получить право на спорное доменное имя. В действиях Holmrook суд увидел признаки недобросовестности. Alibaba удалось забрать домен.

При этом в аналогичном судебном процессе компания Holmrook уже участвовала: производитель часов Tissot вёл спор за домен tissot.ru. Благодаря зарегистрированному товарному знаку компании удалось отстоять доменное имя. Действия Holmrook в СМИ охарактеризовали киберсквоттингом.

Киберсквоттинг — регистрация доменов, сходных с известными брендами. Цель — продать компании доменное имя или привлечь трафик.

Опыт Alibaba и других компаний доказывает, что защитить домен от конкурентов и недобросовестных фирм поможет регистрация товарного знака. Если предприниматель долгое время владеет доменным именем, нужно зарегистрировать его как товарный знак. Тогда риск лишиться удачного адреса сайта минимален.

Если же нужный домен уже занят, а у предпринимателя есть свидетельство Роспатента на аналогичное название, то он вправе забрать доменное имя, предъявив права на знак.

Источник фото на тизере: Martin Sanchez on Unsplash

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.





Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: