22 мая, 14:10

Фриланс — работаем на авторитет, чтобы авторитет работал на нас

От чего зависит успешность фрилансера? Почему одни фрилансеры зарабатывают много, а другие только «на хлеб и воду»? Рассказывает Виктория Гладкая, автор Telegram-канал «Работай дома».

Фриланс — работаем на авторитет, чтобы авторитет работал на нас

«Уровень профессионализма, опыт, высокая трудоспособность», — скажете вы. И частично будете правы, так как это действительно важные факторы, и не только для фрилансеров. Но только частично. Ведь исполнители, которые умеют делать одно и то же, причём делают хорошо, всё равно могут зарабатывать по-разному. И уровень заработка в этом случае точно зависит не столько от их личных качеств, сколько от того, как они себя преподносят заказчикам — от личного бренда.

Сейчас о личном бренде очень модно говорить. И не зря! То, как люди воспринимают вас, напрямую влияет и на количество заказов, и на их стоимость. Потому если решили податься на вольные хлеба, то обязательно нужно позаботиться о своём имидже как исполнителя.

Давайте рассмотрим, какие факторы влияют на образ фрилансера в глазах заказчиков.

Соцсети важны

Социальные сети — это лицо современного человека. По ним можно судить о его убеждениях, увлечениях, взглядах.

Представьте, вы ответили на проект или отправила своё резюме. Что сделает работодатель? Правильно, «прогуглит» вас, проанализирует профили в социальных сетях. И очень важно, чтобы увиденное там не отпугнуло возможного заказчика.

Получи сертификат Digital Project Manager!

25 октября в Москве пройдет первая очная сертификация RDC по позиции Digital Project Manager.

Если вы управляете цифровыми проектами на стороне агентства или на стороне клиента — получите одним из первых на рынке сертификат, подтверждающий высокий уровень вашей компетенции! А чтобы проверить свои силы, можно и нужно пройти полноценный витринный онлайн-тест.

Запись на очную сертификацию Digital Project Manager 25 октября — на этой странице. Cossa рекомендует!

Реклама

Потому просмотрите свой профиль глазами работодателя. Какие посты у вас на стене, какой статус выставлен на общее обозрение, есть ли данные об образовании, месте проживания?

Не обязательно всё приводить исключительно к деловому виду, но убедиться в адекватности содержимого стоит. На стене не должно быть крайностей, фанатизма в любых его проявлениях — от религиозного до политического, гендерного и так далее. А вот посты на профессиональную тематику очень даже приветствуются.

Неплохо также быть зарегистрированным в профессиональных сообществах и активно участвовать там в обсуждениях, комментировать посты — «засветиться» по максимуму.

Кстати, желательно, чтобы на аватарке было качественное фото, лучше в портретном варианте (во всяком случае, точно не кошечки-собачки). Чтобы заказчики понимали, что имеют дело с приятным живым человеком, а не сухими биографическими данными.

А ещё советую прописать на своей странице список услуг, которые предоставляете и ссылку на сайт (если он есть). Не исключено, что это принесёт новых заказчиков, так зачем упускать такую прекрасную возможность дополнительно прорекламировать свои услуги.

Отдельно хочу выделить соцсеть LinkedIn. Она у нас не настолько популярна, как те же ВКонтакте или Одноклассники. Но так как LinkedIn среда для специалистов из различных отраслей, очень рекомендую завести профиль, заполнить его информацией и развивать в данной среде свои профессиональные связи

Биржи фриланса — основа основ на старте карьеры удалёнщика

После «уборки» в социалках, уделите внимания биржам, на которых вы зарегистрированы. Если таковых нет — заведите себе профили хотя бы на одной-двух самых популярных из них.

Примите как должное, что независимо от того, какой вы профессионал в обычной жизни, с переходом на фриланс на биржах придётся начинать всё с нуля (за редкими исключениями).

Заполняйте информацией все возможные поля, укажите как можно больше способов связаться с вами, «вкусно» опишите услуги, которые предоставляете. А вот в портфолио не стоит вносить все имеющиеся у вас наработки. Оцените их критически и добавляйте только самые лучшие и показательные.

По биржам есть ещё несколько моментов, которые почему-то зачастую упускают.

Ответы на проекты. Откажитесь от шаблонов и отвечайте на проекты вдумчиво. Нет, ну действительно, почему-то многие, особенно молодые веб-студии и команды считают, что отвечая на всё подряд одним и тем же шаблонным текстом можно достичь результата. На самом деле, чтобы работодатель обратил внимание на ваше сообщение среди десятков других, стоит в тексте сразу написать ориентировочную цену, сроки работы, задать вопросы (если есть), предложить идеи, как лучше выполнить задачу (в общих чертах, чтобы только «зацепить»).

Я не против шаблонов в целом, но используйте их с умом! Не отправляйте в ответ на проект о дизайне информацию о том, что вы делаете контекстную рекламу по самым выгодным ценам. Заказчик ищет исполнителя на конкретную задачу, и такие сообщения скорее всего будут только раздражать и восприниматься как спам.

Обращайтесь к тому, кто опубликовал задачу, по имени, не забывайте о словах вежливости. Вот здесь может как раз пригодиться шаблон. Вот только между словами приветствия и прощания добавляйте уже текст «под задачу». В крайнем случае, сделайте несколько вариантов шаблонов — для каждого вида работ свой.

Отзывы. Собирайте от заказчиков обратную связь. Их наличие очень важный фактор для новых работодателей. На некоторых биржах за то, что работодатель оставил отзыв, приходится платить определённую сумму. Но поверьте, это того стоит.

Например, у меня есть профиль на Freelancehunt. К сожалению, он слегка запущен, но основные элементы всё же есть: описание услуг, контакты, небольшое портфолио. Вот только отзывы не собрала своевременно, теперь жалею об этом — потому и предостерегаю вас от подобной ошибки

Вообще собирайте обратную связь везде, где это только возможно, не ограничивайтесь биржами. А чтобы она была в положительном тоне, обеспечьте не только высокое качество выполнения заказа, но правильное общение с заказчиком.

Всегда ведите себя корректно, адекватно и дружелюбно!

О принципах общения с заказчиками можно много сказать, поместилось бы в отдельную статью (может, как-то напишу такую). Упомяну сейчас только три принципа: придерживайтесь сроков, не пропадайте без предупреждения, отвечайте за свои поступки и слова. Помните, заказчики тоже люди, имеют право на свои слабости, конечно, в разумных пределах.

Свой сайт — особенно актуально для программистов и дизайнеров

Заведите свой сайт. На его страницах можно демонстрировать портфолио, делиться своими достижениями, размещать удачные кейсы и так далее. Туда же стоит направлять трафик из разных источников: соцсетей, контекстной рекламы, органического поиска и других). Не забудьте разместить на своём ресурсе формы обратной связи!

Сейчас сайт можно сделать за несколько дней на бесплатном движке, используя готовый шаблон. Или ещё проще сделать на конструкторе типа Tilda или «Битрикс24.Сайты».

Но обязательно обратите особое внимание на оформление, чтобы всё было аккуратно и стильно. Потому что, например, если у верстальщика будут «ехать» блоки на его же сайте, вряд ли к нему выстроится очередь с желающих посотрудничать.

Публикация в прессе, офлайн- и онлайн-изданиях

Если уж завели свой сайт, то сама судьба велит размещать там какие-то авторские наработки. Делитесь опытом, рассказывайте о «фишках», раскрывайте небольшие секреты профессии. В общем, публикуйте всё, что может быть интересно и полезно читателям в вашей сфере.

Публикуйтесь также в других профессиональных офлайн- и онлайн-изданиях. Конечно, материалы для таких ресурсов, должны быть качественными, тщательно проработанными и хорошо оформленными.

Как сделать первые шаги в отрасли — всегда актуальная тема. Например, фрилансер Ю. Кононова не так давно поделилась историей, как наполняла портфолио и что из этого получилось (спойлер — сейчас она успешно работает в SMM и, кстати, в своих группах выкладывает информацию по данной сфере деятельности)

Многие боятся, что таким образом «вырастят» себе конкурентов и останутся не у дел. На самом деле вы, с одной стороны, заявите о себе, с другой стороны, повысите свой профессиональный уровень (помните мудрость — чтобы самому понять материал, нужно кому-то доступно его объяснить).

Кстати, по той же причине советую зарегистрировать на форумах и по возможности делиться опытом и там. Между прочим, серьёзные работодатели «пасутся» на таких ресурсах, высматривая подходящих сотрудников.

Не любите писать? Можно сделать видеоблог, обучающий курс или проводить марафоны и вебинары. А если будут и текстовые экспертные публикации, и видеоматериалы — вообще замечательно!

Участие в конференциях — в качестве спикера или просто «потусоваться» в среде

Вообще профессиональная среда очень важна для роста любого специалиста. Потому посещайте конференции и семинары. Там можно не только узнать новые интересные вещи, но и продуктивно пообщаться, завести полезные знакомства.

Если ваш уровень позволяет — выступайте спикером на таких мероприятиях. Вы здорово поднимете этим свой авторитет. Потом только запись с вашего выступления не забудьте разместить на своём сайте в свободном доступе ;–)

Яркий пример успешного фрилансера, имя которого стало известным брендом, — Сергей Кокшаров (Devaka). На путь фриланса перешёл в 2007-ом, а с 2008-го развивает свой блог. На сайте огромное количество его материалов, причём в разных форматах: текст, видео, изображения. А ещё Сергей ведёт группы в соцсетях, проводит обучающие курсы, участвует в конференциях, семинарах, оказывает консультации...

Сарафанное радио — самое древнее и самое надёжное

Как ни странно, мы редко рассказываем родным и знакомым о своей профессиональной стороне жизни. А зря! Сарафанка может привести к вам новых заказчиков и заодно красиво «упаковать» ваш образ специалиста. Главное, грамотно преподнесите информацию о своей деятельности: в нужном месте в нужное время, ненавязчиво.

Всё, о чём ещё не говорили

Введите свои ФИО в поиске и посмотрите, какие результаты он выдаст. Мы вносим данные о себе на многих ресурсах, потом забываем об этом. Потому стоит проверить, чтобы никакие «ошибки молодости» не испортили ваш образ.

Благодаря такой ревизии я обнаружила свой древний профиль на «Фотостране», о котором и думать забыла ;–)

Конечно, я описала только азы. Работа по созданию бренда — это регулярные действия, которые требуют вложений времени, сил и настойчивости.

Будьте активны, целеустремлённы, и, я уверена, всё у вас получится!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.



📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке: