Отключат ли Россию от глобального интернета
В России участились случаи отключения интернета и неполадок в работе мессенджеров. Эксперты в области цифровых технологий объяснили, насколько возможен сценарий тотального отключения интернета в России и что делать, если это всё же произойдёт.
Жители России стали чаще жаловаться на отключение мобильного интернета. Несколько таких случаев были зафиксированы в Псковской и Новгородской областях: там с 25 по 30 января, с 23.00 до 6.00, не были доступны сети LTE и 4G. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников объяснил отсутствие мобильного интернета и возникшие из‑за этого сложности — например, с вызовом такси через приложения или неработающими банкоматами — необходимостью «проведения технических работ по перенастройке радиочастотного спектра передающего оборудования». 26 и 29 января об отключениях мобильного интернета сообщили жители Ленинградской области — они не могли оплатить покупки через терминалы в магазинах или сделать онлайн-перевод без доступа к вайфаю.
Собеседники Коммерсанта также отмечают, что подобные отключения могут происходить и в других российских регионах — технические работы запланированы на федеральном уровне. 29 января информацию подтвердил министр цифрового развития России Максут Шадаев. Он подчеркнул, что отключение мобильного интернета — «технические мероприятия, не учения, ничему мы не учились».
Временные неполадки в работе интернета в России происходят на фоне новостей о планах отключения страны от глобальной сети. Летом 2023 года, к примеру, Роскомнадзор провёл «успешные учения» на случай изоляции страны от глобального интернета. Как это происходило технически — неизвестно, однако сделать так, чтобы работал только российский сегмент интернета и отсутствовал доступ к международному, по всей видимости, получилось. При этом Роскомнадзор отметил, что подобные мероприятия могут проходить несколько раз в год, чтобы выяснить, сможет ли работать рунет при отключении интернета извне.
Тем не менее не все эксперты уверены в том, что рунет технически можно отсоединить от глобальной сети — как изнутри страны, так и за её пределами. По словам Евгения Царева, управляющего консалтинговой компании RTM Group, такой сценарий возможен только теоретически.
«Это потребует координации слишком большого числа участников и повлечёт за собой перебои в отдельных регионах или по отдельным направлениям. А вот создание государством сложностей в доступе к онлайну не такая невероятная вещь. Запрет на использование VPN, требования по обработке персональных данных на отечественных серверах и так далее — очевидные шаги к ограничению глобального интернета».
Сопровождающий IT-проектов и бизнес-адвокат Татьяна Кархалева допускает, что более вероятно не столько отключение России от глобального интернета, сколько блокировка отдельных сервисов.
«Уже сейчас Роскомнадзор и хостинг-провайдеры по решению суда блокируют отдельные ресурсы, так что, полагаю, есть вероятность отключения властями платформ, приложений или мобильного интернета на отдельных территориях. Отключение интернета совсем мне не кажется вероятным, но создание локального, как, например, в Китае, технически возможно. В любом случае, это будет негативным фактором для экономики, так как далеко не все отечественные сервисы представляют аналогичный [по качеству и функциональности] софт».
По мнению Руслана Сулейманова, критически важная для жизни людей инфраструктура (КИИ) сможет функционировать в условиях изоляции российского сегмента сети.
«Если это случится, то все ресурсы вне зоны .ru и .рф и основанные на них сервисы (например, облачные хранилища фотографий Google или сервис защиты вашего сайта, расположенный за границей) станут недоступны».
Критически важная инфраструктура связана в первую очередь со здравоохранением, энергетикой, транспортом, топливно-энергетическим комплексом, тяжелой промышленностью, платежами по банковским картам.
«В таких сферах применяются особые требования по безопасности и устойчивости. Но полный их список не является публичным и относится к гостайне», — предупреждает Сулейманов.
«Скорее всего, ситуация физического отключения — переход в режим всероссийского интранета — это экстремум, — говорит Петр Кирьян, директор по медиапроектам компании по развитию общественных связей КРОС. — На сегодняшний день цель в первую очередь в том, чтобы отключать точечно или замедлять трафик. То есть вы просто не найдёте какой‑то ролик на ютубе или будете долго ждать загрузки контента с ресурса вне России. При этом, даже в режиме полностью обрусевшего интернета, останутся „дыры“ — это, например, каналы связи со странами Таможенного союза. То есть мы всё-таки сможем пролезать через форточку во внешний онлайн-мир».
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa