Agile-философия: как развивать осознанность команды, чтобы получать результат

21 ноября 2023, 18:38
0

Agile-философия: как развивать осознанность команды, чтобы получать результат

В новой лекции mads Валерия Шадрина, head of scrum masters инвестиций в Альфа-банке, рассказала о ценностях и принципах Agile и их применении в управлении проектами.
Agile-философия: как развивать осознанность команды, чтобы получать результат

Что такое Agile?

Agile — семейство подходов, ценностей и решений для управления проектами. Agile помогает организовать процессы во всей жизни — от проектов до ремонта в квартире, карьерном развитии и отношениях. 

Ценности Agile

Есть 4 ключевых ценности:  

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов 

Ход и успешность любого проекта всегда зависит от команды. Чтобы люди работали эффективнее, инструменты и процессы не должны их ограничивать. 

В Agile никакой инструмент не диктует, что делать людям. Наоборот, они сами должны решать, какие инструменты использовать для своего проекта и развития. 

  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации 

Главное, что нужно клиенту — работающий продукт. Команды должны фокусироваться на том, чтобы продуктом можно было скорее воспользоваться, а не составлять ненужные списки, диаграммы, отчеты перед заказчиком или руководством. 

Здесь важно определить приоритетность и сохранять баланс. Иногда чтобы уложиться в сжатые сроки, приходится ограничить работу с документацией, потому что ее поддержка менее важна в данный момент. При этом документации — также необходима. Без нее увеличиваются риски возникновения негативных ситуаций для команды. Проджекту нужно в самом начале проекта донести до всех участников эту мысль. 

  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта

Для эффективного сотрудничества нужно изначально выстраивать доверие между командой и заказчиком. Редко, когда клиент приходит с заранее продуманной идеей. Взаимодействие, уделение внимания ему запросам помогает выстроить позитивные отношения. В будущем это принесет много плюсов. 

Поэтому мой совет здесь — вместо контракта лучше читать брифинг, опрос, техзадание. Они подробнее описывают потребности и желания клиента. 

  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану

Чтобы не откладывать изменения проекта на последней стадии реализации (когда уже поздно что-то менять и горят сроки), Agile предлагает быть готовым вносить изменения в течение хода проекта. 

Например, вы запланировали один план, но понимаете, что он не работает. Перестраиваться — нормально. Чтобы облегчить переход к новому плану, проект должен изначально иметь продуманное и прозрачное позиционирование для всех участников процесса, а процесс работы должен позволять вносить изменения в меняющиеся планы. 

Эту мысль также важно донести клиенту, так как он должен быть готов, что план всегда может измениться. 

Принципы Agile

Всего в Agile существует 12 принципов. Вот самые приоритетные и важные для работы с командой:

  • Фокусировка на нуждах и целях клиента

Ваш бизнес успешен тогда, когда компания ориентируется на заказчика или потребителя, для которого она производит продукт. 

Важно изучать потребности клиентов. Фокусировка на нуждах должна быть не только у того, кто ведет проект, но у каждого члена в команде. Каждый должен прочувствовать —  зачем ему это надо и для чего. 

Для этого можно проводить в команде брейншторм-встречи. Они помогают синхронизироваться: понять, куда мы движемся и мотивировать командной работой. 

  • Над проектом должны быть мотивированные профессионалы

Если ваша команда состоит из мотивированных участников, то и проект двигается намного быстрее и с лучшим результатом. Мотивация для каждого может быть разной — от возможности самореализации и повышения своих скиллов до разрешения проблем и кейсов. 

Как инструмент, советую SCRUM. Он учитывает все базовые мотивации участников. У каждого есть цель, у команды есть понимание, как решить эту задачу, в конце есть обратная связь и рефлексия. SCRUM закрывает все базовые потребности с помощью выстраивания качественных процессов. 

  • Работающий продукт — основной показатель прогресса

Этот принцип — своеобразная метрика команды. Ведь ее главная цель — работающий продукт, и только по нему мы можем понимать, что нам нужно развивать и изменять. 

Этот пункт я бы рассматривала вместе с 4 принципом. 

  • Команда должна постоянно анализировать способы улучшения эффективности

В конце каждой итерации клиент будет смотреть, насколько команда продвинулась по проекту, поэтому важно внутри проводить рефлексию. 

При этом команду не надо тыкать. Например, если снизилась скорость, не надо ругать команду. Нужно подсветить проблему и поискать способы решения. Это полезно для всех участников: экспериментировать, ошибаться, не бояться идти дальше. 

  • Простота как искусство сократить до минимума лишнюю работу крайне необходима

Упрощайте. Ищите простые пути, инструменты, практики и вопросы — все то, что может помочь посмотреть на проблему с разных сторон. Ищите простые пути. Это навык, который можно тренировать, с каждым разом вы лучше будете понимать, как задачу можно решить быстрее. 

Здесь есть много инструментов — поиск плюсов и минусов или матрица Эйзенхауэра (определение приоритетов через «важное/срочное» и «неважное/срочное»). 

  • Самые лучшие и продуктовые творческие решения рождаются у самоорганизующихся команд

Самоорганизующиеся команды — это не команды без управления. Это команды, которые могут собраться, найти корень проблемы и решить ее. Это команда, которую не нужно пушить на работу. 

Для этого все участники проекта должны быть замотивированы. Работайте над мотивацией команды, уточняйте цели. Старайтесь поддерживать огонек, с которым участник пришел изначально. 

Кейс для прокачки

Условия. 

Представьте комнату. Внутри нее есть еще одна комната — стеклянная. Мы видим, что происходит в стеклянной комнате, они нас — нет. 

В ней находится 4 человека: продюсер, аккаунт, маркетолог, бэтмен. Все они внутри обсуждают то, в чем они одинаково компетентны. В чем?

Правильный ответ - то, как они заказывают пиццу. 

Зачем нужен этот кейс?

Команда как единый организм имеет разное количество участников. Каждый из них может легко найти различия между собой и другим. Но при этом нам важно искать что-то общее. Это упражнение помогает направить руководителей, чтобы найти общие вещи, которые умеет команды и прокачивать ее мотивацию за счет этого общего. 

Сферы применения Agile

Agile можно применять в разных сферах — от стартапов, работе в крупных организациях, креативных командах или разработке обеспечения. 

При этом Agile можно применить в обычной жизни. Например, я внедрила его в общение с психологом. У меня есть план, конкретные цели, по которым я отслеживаю результаты и провожу рефлексию. 

Кейс для прокачки

Представьте, что вы приходите в магазин, чтобы вернуть свитер. В одном магазине вы легко возвращаете, в другом – вас просят написать претензию. 

Какой подход вам понравился бы больше? Конечно, первый. 

А давайте посмотрим на это со стороны бизнеса. Что нужно проработать компании со своей стороны, чтобы человек мог вернуть свитер без претензий? Можно заранее проработать процесс, отдать больше ответственности продавцу на точке. 

Этот кейс помогает усовершенствовать процессы и посмотреть на продукт с другой стороны. В нем воплощается одновременно несколько ценностей Agile — работающий продукт важнее исчерпывающей документации и взаимодействие важнее процессов и инструментов. На курсе "управление командами: создай свою стратегию эффективного управления" ты узнаешь секреты искусства управления, глубоко исследуешь себя и создашь уникальную для тебя методику повышения вовлеченности и эффективности сотрудников.

Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is