Почему нулевая комиссия может погубить рынок продаж билетов в интернете
О том, на что рассчитывают российские тикетинг-компании, когда предлагают свои услуги бесплатно (или условно бесплатно), и чем это чревато для всей индустрии, рассказывает CEO Radario Сергей Сучков.
У большинства билетных операторов и платформ на российском рынке схожая модель монетизации — организатор платит определённый процент с каждого проданного билета. Ещё недавно размер этой комиссии был примерно одинаковым: 4–8% у билетных платформ и в два раза больше у крупных билетных операторов, которые за эту цену также дают воспользоваться своим брендом и неким набором услуг по продвижению событий.
Однако всё больше компаний (особенно новых игроков рынка), разрабатывающих решения для онлайн-продажи билетов, предлагают клиентам продукт с нулевой комиссией, то есть якобы абсолютно бесплатно. Попробуем разобраться, что скрывает под собой этот 0% и почему такое ценообразование может погубить весь рынок тикетинга.
Идет регистрация агентств-участников в рейтинги RUWARD 2024!
До 8 декабря идет этап регистрации диджитал-агентств/продакшенов в серии из 46 рейтингов узких диджитал-специализаций Руварда. Поторопитесь! =)
Прежде всего нужно понимать, что у любого нуля есть своя цена, и бизнес, который не ставит перед собой цели заработать, заведомо вызывает подозрения.
Чаще всего пресловутый 0% скрывает под собой либо повышенную оплату за транзакцию, либо комиссию, которая перекладывается на конечного потребителя, покупателя билета. По сути эта модель ничем не отличается от работы с уже зарекомендовавшими себя игроками рынка и привычной комиссией — просто организатор искусственно увеличивает цену билета для своего потребителя, но ничто не мешало заложить этот процент в стоимость билета и раньше.
Но в борьбе за крупных клиентов некоторые билетные компании предлагают и полностью бесплатные решения — многим из них хватает вложений, инвестиций и оборотных средств для текущей работы. Однако по сути такая бизнес-модель ничем не отличается от принципа работы финансовых пирамид, когда старые вкладчики получают прибыль за счет новых. Но такие истории недолговечны — инвесторские деньги имеют склонность заканчиваться, а новые инвестиции на рынке тикетинга сегодня получить крайне сложно. Поэтому, работая с компаниями, не ориентированными на получение прибыли и выход в плюс, организатор в какой-то момент может столкнуться с реальными сложностями. Стоит вспомнить хотя бы историю сервиса Eviterra, авиабилеты клиентов которого были аннулированы из-за того, что компания не смогла покрыть текущие расходы, поскольку была отключена от системы бронирования и не могла продавать билеты новым пользователям.
Идти на такие радикальные шаги с ценообразованием могут позволить себе только крупные и стабильные компании, лидеры рынка, однако они не спешат этого делать. И причина проста — они умеют считать деньги и дорожат своим имиджем. Но, когда ценовая борьба за клиента за счёт десятков новых игроков билетного рынка с 0% в анамнезе достигнет своего пика и заставит включиться в неё совсем уж мастодонтов, скорее всего, они довольно быстро потеснят своими неограниченными ресурсами и распределённой бизнес-стратегией компании, живущие за счёт инвестиций. Развитые зарубежные рынки показывают, что на них выживают только стабильные игроки, которые понимают, что бизнес должен приносить деньги. Поэтому в основе их стратегии не демпинг, а грамотное построение бизнес-модели, которая и должна привлекать клиентов, а не низкая стоимость.
Компании же, предлагающие полный ноль, по сути не создают ничего, кроме дополнительной конкуренции с такими же нулями, попутно инициируя ценовую войну и дестабилизацию отрасли.
Кроме того, в этом читается и некоторое неуважение ко всем участникам рынка, когда их труд оценивается в ноль. Возникает вопрос: если то, что ты делаешь, не является ценностью, то зачем ты это делаешь?
Безусловно, есть вариант, что это действительно долгосрочная стратегия набора клиентов, для того чтобы попутно разработать некую killer feature, которая создаст добавленную стоимость продукта и сохранит тебе жизнь. Однако рынок не находится в вакууме — все новые разработки и технологии так или иначе на виду, и есть большой риск не успеть за крупными компаниями, которые предлагают более выгодные условия и вкладывают намного больше средств в разработку.
Ноль процентов сам по себе не может быть конкурентным преимуществом. Конкурентные преимущества билетной платформы — это широкая функциональность, технологичность, лёгкая интеграция и удобство в использовании. И основанием для выбора решения для автоматизации должны быть именно категории, а не только лишь цена. Должен быть грамотный баланс между технической и финансовой составляющей. Хорошие постоянно поддерживаемые и обновляемые программные решения не могут и не должны быть бесплатными.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.