Главные hard и soft скиллы разработчика. Личный топ Олега Власенко SimbirSoft. Читайте на Cossa.ru

30 апреля 2021, 13:00

Главные hard и soft скиллы разработчика. Личный топ Олега Власенко SimbirSoft

Рекомендации, которым можно доверять.

Главные hard и soft скиллы разработчика. Личный топ Олега Власенко SimbirSoft

Квалификация IT-специалиста включает в себя соответствующий опыт, знания (запас информации) и профессиональные навыки, так называемые скиллы. Что принято понимать под hard и soft скиллами разработчика вне зависимости от его специализации — рассказывает заместитель генерального директора SimbirSoft, заведующий базовой кафедрой и старший преподаватель УлГТУ Олег Власенко. Рассмотрим также, как меняется список скиллов по мере профессионального развития специалиста.

Этапы роста IT-специалиста

Каждый специалист в IT-отрасли — программист, аналитик, QA-специалист — проходит несколько этапов роста:

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

  • Intern (начинающий);

  • Junior (джун);

  • Middle (мидл);

  • Senior (сеньор).

Какие навыки нужны начинающим и джунам

Считается, что первая ступень в карьере — это Junior. Однако до того, как будущий специалист накопит опыт разработки реальных проектов, в его истории можно выделить ещё одну ступень — Intern или просто начинающий. Мы в компании чаще всего работаем с новичками на наших практикумах, которые организуем с 2011 года. Существенная часть аудитории практикумов — это студенты старших курсов и выпускники технических специальностей.

Junior в свою очередь хоть и младший, но специалист. Подразумевается, что он самостоятельно умеет писать код, может справиться с простыми задачами сам. Со средними по сложности задачами — под присмотром более опытных коллег. Такой специалист (если мы говорим про программиста) обязан обладать уверенными знаниями как минимум одного языка программирования и быть знакомым с хотя бы одним фреймворком. Да, его знания не глубокие. Но он должен знать основы, и иметь минимальный опыт.

Ключевой soft skill — готовность учиться.

Чтобы вырасти до Middle и выйти на новый уровень оплаты своего труда, ему нужно глубоко погрузиться по крайней мере в один язык, и — в идеале — сдать по этому языку сертификационный экзамен. Нужно познакомиться с несколькими фреймворками хотя бы поверхностно и глубоко изучить как минимум один из них. Перейти на следующую ступень невозможно без опыта, полученного в реальных проектах.

Как правило, Junior дорастает до Middle не раньше чем за год, а в среднем — за 2–5 лет. Эти годы крайне нужны, чтобы попробовать разные инструменты на практике, поработать в разных проектах, получить опыт решения проблем в реальных условиях с живыми людьми, погрузиться в предметную область и в специфику бизнеса.

Важные hard skills:

  • знание выбранного языка программирования;

  • знание по крайней мере одного фреймворка;

  • знание IDE и средств коллективной разработки (Git и/или других);

  • умение искать информацию в поисковых системах.

Важные soft skills:

  • навыки самообучения — самое важное, потому что начинающему предстоит учиться и учиться!

  • самодисциплина и мотивацию к развитию и самообучению.

Какие навыки нужны мидлу

Уровень Middle предполагает, что разработчик является состоявшимся профессионалом. Он не только обладает обширными теоретическими знаниями, но и имеет значительный опыт работы в реальных проектах. В IT-отрасли такой опыт называют «коммерческим».

Если джун должен справляться самостоятельно с простыми задачами, а со средними и сложными ему требуется помощь, то Middle — это полноценный, «всеядный» специалист. Он решает практически любые технические задачи, способен выступать в роли ментора для других, может консультировать коллег, может стать тимлидом, если у него есть соответствующие soft skills и желание.

Hard skills:

  • глубокие знания используемых языков в коммерческих проектах;

  • уверенные знания стандартных библиотек, необходимых фреймворков и инструментов; уверенные настолько, чтобы не нужно было искать в интернете название классов и методов, если дело касается типичной задачи.

Soft skills:

От софтскиллов специалиста зависит список ролей, которые он может исполнять в компании и на проектах. К ранее упомянутым навыкам самообучения, самодисциплине и мотивации полезно будет добавить и другие навыки:

  • если у специалиста есть способности предлагать и отстаивать свои решения, то это поможет ему в управлении, в менторстве, в переговорах с заказчиком;

  • способность убеждать;

  • проактивность помогает открыть двери для перехода на ответственные роли, такие как тимлидер или руководитель группы.

Что ещё характеризует мидла

Практически всегда, чем дольше человек работает в организации, тем больше его экспертиза в бизнес-процессах и отношениях внутри компании. И тем большую ценность он имеет для своей компании. При смене работы большая часть экспертизы теряет ценность. При приходе на новое место ему придется заново разбираться в бизнес-процессах и встраиваться в отношения.

Аналогичная ситуация и с отраслевой и предметной спецификой. 

Если специалист длительное время работает над задачами, например, нефтяной отрасли, а затем переходит в проекты, связанные с медициной, то значительная часть его экспертизы просто не применима.

По этим причинам нередки случаи, когда в одной организации специалиста оценивают как Middle, но при собеседовании в другой организации ему ставят уровень Junior+ или даже просто Junior. Если специалист планирует в карьере переход в новые организации, то ему полезно специально вкладываться в те знания и компетенции, которые можно перенести в новую предметную область и в новую организацию.

Какие навыки развивать дальше

Большинство IT-специалистов не продвигаются выше уровня Middle, происходит это по нескольким причинам. Одна из них в том, что, будучи мидлом, специалист способен решить практически любые технические задачи по своему профилю. Да, в отдельных случаях — например, при разработке архитектуры — ему бывает нужна помощь сеньора. Однако, в большинстве проектов он в состоянии самостоятельно справиться с решением проблем. Зачем развиваться дальше, если и так всё хорошо?

Кроме того, на этом уровне уже открыты разные пути развития, и далеко не все из них требуют дальнейшей технической прокачки. Это уже упомянутые роли ментора, докладчика, пресейла — технического эксперта, который помогает запускать новые проекты.

Наконец, дойдя до уровня Middle, можно переключиться на вертикальную карьеру: роль тимлида, руководителя подразделения (менеджера среднего звена), топ-менеджера (CTO), генерального директора (CEO).

Если IT-специалист планирует не останавливаться на этом этапе, а развиваться дальше, то ответ на вопрос «Какие навыки развивать?» сильно зависит от выбранного вектора роста. Так, если специалист готов попробовать свои силы в управлении командой — стать тимлидом, можно говорить о следующих навыках:

  • умение вдохновлять команду;

  • ответственность;

  • умение ставить цели и делегировать задачи;

  • способности к планированию.

И это всё soft skills. Если специалист выбирает развиваться в сторону сеньора, то список навыков будет таким:

  • умение решать любые проблемы;

  • широкий кругозор — знакомство с массой языков программирования, фреймворков, инструментов, отслеживание новинок;

  • умение быстро осваивать новые технологии и инструменты;

  • опыт решения разных задач, работы в разных проектах;

  • ориентация не столько на технические проблемы и решения, сколько на реальные потребности заказчика и пользователей.

Заключение

Об этапах пути

В карьере разработчика каждая следующая ступень требует от специалиста больше, чем предыдущая. Если в IT-компанию приходит выпускник IT-факультета, он может выполнить тестовое задание и уже через неделю пройти отбор на практикум, чтобы прокачаться.

Дальше он превращается в «джуна» за 2–6 месяцев, если имеет хорошую базовую подготовку. Джун становится мидлом за 2–5 лет работы на реальных проектах. Мидл может стать сеньором за 5–7 лет, а может и никогда не стать, если предпочитает развиваться в других направлениях.

О взаимных требованиях компаний и кандидатов

Сейчас конкуренция на рынке труда огромна, и в условиях кризиса работодатели становятся более гибкими. Чтобы привлечь IT-специалиста, посвятившего много времени самообразованию, компания должна стать близкой ему по духу. На первое место выходят новые факторы: современный стек технологий, возможность развиваться в различных ролях, обмениваться экспертизой в комьюнити. Например, у нас в практике хорошую эффективность показывают онлайн-митапы, различные интенсивы, инструменты роста внутри направлений, такие как архитектурный комитет, академия тимлидов или служба качества и корпоративные базы знаний.

В свою очередь компании даже в условиях постоянной нехватки кадров обращают большое внимание как на hard skills, так и на soft skills, которые определяются ролью специалиста в команде.

Один из ключевых критериев выбора соискателя — увлечённость и страсть к разработке,

— качество, которое необходимо для постоянного самообразования, расширения своих навыков и создания гибких, масштабируемых, надёжных решений.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is