«В Instagram людям плохо, им приходится бороться за популярность», — Эван Шпигель, CEO Snapchat. Читайте на Cossa.ru
22 января, 14:55
1

«В Instagram людям плохо, им приходится бороться за популярность», — Эван Шпигель, CEO Snapchat

Но исследования говорят об обратном. Противостояние между Snapchat и Instagram усиливается, а мы разбираемся, как соцсети влияют на настроение и психологическое здоровье людей.

Эван Шпигель на конференции DealBook

Противостояние между Snapchat и Instagram накаляется.

На конференции The New York Times DealBook CEO Snapchat Эван Шпигель заявил, что пользователи Instagram чувствуют себя «ужасно», потому что соцсеть заставляет их «бороться за популярность». Он утверждает, что в приложении люди непрерывно борются за внимание подписчиков — они в погоне за лайками, просмотрами и комментариями. Из-за этого испытывают подавленность и связанные с этим проблемы. А в Snapchat всего этого нет.

Business Insider опубликовал статью Натана МакЭлона, в которой тот изучил вопрос влияния сервисов на психологическое состояние пользователей. Cossa публикует адаптированный перевод материала.

***

Теория проста: в Instagram существует мерило успешности — лайки, комментарии и просмотры, — это создаёт условия для борьбы за популярность. В погоне за вниманием и одобрением окружающих, пользователи сравнивают свои успехи между собой и впадают в подавленное состояние. Звучит логично, но проблема этой теории в том, что она не находит подтверждения. Напротив, исследования показывают, что оба приложения в целом позитивно влияют на психологическое состояние пользователей.

Пакет «MUSTHAVE-2020» для digital-агентств и веб-студий


RUWARD анонсировал главный коммерческий пакет MUSTHAVE-2020 для digital-агентств и веб-студий на весь 2020 год.

В пакет включено сразу 7 различных крутых опций, сервисов и рекламных форматов в рейтингах Руварда на следующий год.

Успейте приобрести MUSTHAVE по низкой цене! Cossa рекомендует.

Реклама

И даже собственное исследование Snapchat показало, что Instagram дарит положительные эмоции. Пользователи Snapchat, Twitter, YouTube, Instagram и Facebook выбрали 9 параметров (положительных или отрицательных), которые описывают их чувства при использовании соцсетей.

Оказалось, что в обеих соцсетях люди чувствуют себя игривыми, привлекательными, креативными, предприимчивыми и кокетливыми. Но Instagram также провоцирует и одно негативное чувство — неуверенность в себе. При этом 8 из 9 эмоций Instagram оказались позитивными. Чаще всего Instagram вдохновляет.

Таким образом, заявление Эвана Шпигеля пока что не находит подтверждения. Никто не жалуется на подавленность из-за Instagram.

Как Snapchat и Instagram сказываются на настроении

МакЭлон решил провести собственное исследование после высказываний Эвана Шпигеля. Для этого провёл опрос с помощью исследовательской платформы AlphaHQ. Вопрос респондентам звучал так: как использование Snapchat и Instagram сказывается на вашем настроении в сравнении с состоянием до того, как вы открыли приложение?

Результаты по Instagram (453 ответивших)

  • Мне становится хуже — 7,5%.
  • Мне становится лучше — 22,3%.
  • Без разницы — 70,2%.

Результаты по Snapchat (581 ответивших)

  • Мне становится хуже — 4,8%.
  • Мне становится лучше — 27,9%.
  • Без разницы — 67,3%.

Результаты в пользу Snapchat, но не настолько, чтобы ощутимо склонить чашу весов.

Нет однозначных выводов о влиянии Instagram и Snapchat на пользователей

МакЭлон изучил ещё два академических исследования: Мичиганское исследование «Делясь моментами: социальное влияние Snapchat» 2016 года и исследование Университета Миннесоты 2017 года.

Мичиганском исследование напрямую затрагивает вопрос влияния Snapchat на настроение пользователей. Результаты показали, что Snapchat позитивнее других соцсетей сказывается на настроении людей. При этом в исследовании есть некоторые отсылки к Instagram. МакЭлон обратился к одному из главных авторов исследования, Джозефу Байеру и получил такой ответ: «На самом деле мы не можем делать каких-либо выводов о сравнении Snapchat с Instagram». Байер также отметил, что не сталкивался с исследованиями, которые бы подтверждали негативное влияние Instagram на настроение людей.

В исследовании Университета Миннесоты Snapchat с Instagram вообще не сравнивают. При этом результаты показали, что пользователей Snapchat на самом деле беспокоит то, что окружающие думают об их публикациях и о них. В приложении можно увидеть список пользователей, которые посмотрели публикацию. При этом пользователи Snapchat находят собственные методы оценки «популярности» без лайков. И это напрямую противоречит утверждениям Эвана Шпигеля.

Пассивное наблюдение за незнакомцами всё же может портить настроение

И всё же не стоит идеализировать влияние соцсетей на человека.

В поисках исследований о негативной влиянии соцсетей, МакЭлон обнаружил исследование 2015 года — оно показало, что пассивное наблюдение за лентой Facebook может вызвать чувство зависти. Обратите внимание, что это касается только пассивного наблюдения. Никакого влияния на самочувствие активных пользователей обнаружить не удалось.

Другое исследование 2015 года показало, что Instagram ухудшает настроение тем, кто подписан на множество незнакомых людей. Но позитивно влияет на тех, кто подписан всего на нескольких незнакомцев.

Очевидно, что на настроение людей влияет не столько то, какими соцсетями они пользуются, а то — как пользуются.

Число пользователей Instagram Stories вдвое больше Snapchat

В 2016 году Instagram скопировал формат Stories у Snapchat, и это больно ударило по Snapchat. Сейчас у Instagram Stories 400 миллионов активных пользователей, тогда как у Snapchat вдвое меньше — 186 миллионов.

Формат Stories мотивирует людей фиксировать и делиться незначительными, но позитивными моментами жизни. Люди становятся более активными и делятся эмоциями с друзьями. Возможно, это способствует улучшению настроения и в целом положительному влиянию обоих приложений на активных пользователей.

Понятно, что основателю Snapchat не нравится, что Instagram скопировал формат, который лежит в основе Snapchat. Так Instagram стал серьёзной угрозой для Snapchat и действительно быстро опередил его.

«Им приходится бороться за популярность»

В этом контексте логику Шпигеля в сторону Instagram несложно понять, — соцсеть сама гонется за популярностью; и создаёт условия внутри себя, при которых пользователи борются за популярность.

Эван Шпигель озвучил главную идею Snapchat на конференции Code Conference: «Важно понимать, что Snapchat — это не просто набор функций. У Snapchat действительно есть философия, которая противоречит традиционными соцсетям. Я думаю, что из-за этого другие соцсети чувствуют угрозу. Ведь в целом люди осознают, что погоня за лайками и вниманием — это не очень-то здорово».

Но всё не так однозначно. Исследование 2015 года показало, что Instagram не стимулирует стремление к социальному сравнению, — частота использования соцсети не влияет на то, как человек себя сравнивает с окружающими. Провоцирует ли соцсеть в таком случае стремление к популярности?

А исследование 2017 года показало, что пользователи Snapchat находят нестандартные способы оценки популярности своего профиля.

Вполне может оказаться, что дело в том, что люди подписываются на успешных богатых людей и просто завидуют их жизни. И это никак не зависит от конкретной соцсети. Это касается любой соцсети, в том числе и Snapchat.

Не всё так радужно

Стоит отметить, что не все исследования показали позитивные результаты о влиянии соцсетей на настроение людей.

МакЭлон обнаружил исследование Королевского общества социального здоровья, которое вырисовывает тревожную ситуацию. По его результатам, только YouTube положительно сказывается на здоровье пользователей, а Twitter, Facebook, Snapchat и Instagram — негативно. При этом Instagram и Snapchat занимают последнюю и предпоследнюю строки — то есть это исследование, опять же, не демонстрирует преимуществ одного приложения перед другим.

После изучения различных исследований становится всё очевиднее, что простого ответа на вопрос о влиянии Snapchat и Instagram — нет.

Влияние соцсетей на настроение — мимолётно

Но каким бы ни был эффект приложений на настроение — позитивным или негативным, — он моментально проходит.

Исследование 2017 года «Новые медиа и общество» показало, что после публикации поста в Facebook человек испытывает подъём настроения в течение 10 минут, а через 30 минут эффект полностью исчезает. При этом «использование Facebook не показало никакого влияния на эмоциональный фон человека в течение двух недель».

Называть Instagram «ужасным» — не лучший способ развития Snapchat

Пока что исследования не дают ответа на вопросы, какая из соцсетей более позитивная и заставляет ли Instagram чувствовать себя плохо. Нет исследований, которые подтверждают, что Instagram «ужасен», а Snapchat — доброжелательная сеть для творчества и самовыражения.

Эвана Шпигеля можно понять, когда он набрасывается на Instagram за наглое копирование форматов и нововведений. Но создание им образа Instagram как «ужасающего» вряд ли как-то скажется на стоимости акций и вряд ли улучшит положение Snapchat. Ведь пользователи всё ещё уходят в Instagram за вдохновением.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.



Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: