Боль в рекламных видео — не навреди!
Когда ударить в больную точку потребителя, а когда не стоит. Рассказывает Макс Кадушев, креативный директор «Усилителя вкуса».

Pain — More pain — Hope — Solution («боль — больше боли — надежда — решение»): известная модель, которую часто применяют.
Всегда думал, что «боль» в этой формуле — метафорическая. Но нет. Психологи утверждают, что боль — функция не только сенсорных рецепторов, но и психики (Введение в психологию: Учебник для студентов университетов под ред.: В.П Зинченко, 2003).
Когда мы видим ситуацию, причиняющую нам дискомфорт, — в мозгу активизируются болевые области. Так что боль — это не метафора. Это действенный способ влияния на аудиторию, однако с ним нужно быть осторожным.
Боль не вариант
Если она ставит под удар базовые моральные принципы
Помните рекламу презервативов Zazoo — с орущим ребёнком? Сообщение было простым «Дети — зло. Презервативы — защита от них». Смело и провокационно. Ролик запомнился, стал вирусным, но вызвал в соцсетях бурю негодования и сформировал неоднозначную репутацию бренду.
Вывод: боль может разрушить отношения потребителя с брендом, если ставит под сомнение общепринятые моральные ценности.

Запускай таргетированную рекламу с МегаФон Таргетом и получай 100% кешбэк за три месяца
Самостоятельно настраивай рекламу и продавай тем, кто:
- Уже интересуется похожими товарами и услугами;
- Регулярно бывает рядом с вами;
- Заходит на сайты конкурентов, получают звонки и SMS.
Размещай рекламу там, где ее заметят: SMS и MMS-рассылки, мобильные баннеры, реклама в мессенджерах, обзвон и e-mail-рассылка!
Если ваш продукт или сервис не избавляет от неё полностью
По итогам сообщения зритель должен получить ощущение избавления, выхода из дискомфортного состояния. Когда же продукт не приносит освобождения от боли — остаётся только неприятный или комичный ассоциативный осадок.
Неожиданно на эти грабли наступили в Dove, создав рекламную кампанию, в которой женщины с разными цветами кожи белеют. Проблема расовой дискриминации, которую вскрыли создатели, точно не решается гелем для душа.
Если боль означает высокий риск для человеческого здоровья, защищённости или жизни — будьте аккуратны с её визуализацией
Изображение слишком актуальной боли может заслонить облегчение от решения. Именно поэтому в рекламе фарм-продуктов или услуг страхования уходят от прямого негатива и прибегают к услугам метафор, игры слов, юмора. Даже если это делает коммуникацию более слабой или даже банальной.
Боль — отличный ход
Если боль — гипербола и использована как креативный ход: часто юмористический
Реклама Heineken «Мужчины и чувства» построена на боли. Авторы намеренно «пережали» с мужскими переживаниями по поводу разбитой бутылки пива. Получилось смешно и запомнилось.
Если боль — метафора
Например, как в рекламе картофельных чипсов: «Голод не тётка — голод дядька». Неудобство, причиняемое голодом, олицетворяет человеческий персонаж, навязчивый и неприятный.
Если она, как увеличительное стекло, акцентирует внимание на мелких дискомфортных бытовых моментах, которые легко решит продукт
Вся реклама формата «магазин на диване» основана на этом принципе, а также большинство классической фармрекламы.
Один из самых выгодных путей использования образа боли — это актуализация проблемы, особенно когда эта проблема не очень очевидна. Если же проблема понятна — лучше сразу проиллюстрировать вариант решения или развенчать её, предложив взгляд с другой стороны.
Плохой путь — делать вид, что проблемы нет, когда она есть. Лучше встречать проблемы с открытым забралом, а не прятаться.
А что с корпоративными форматами
В них боль тоже эффективна.
Главное не бояться выявить конфликт и обострить проблемную ситуацию.
Вот пример: французская компания «Лафарж» — производитель цемента — планировала построить цементный завод в Ферзиковском районе Калужской области.
Но местное лобби срывало обязательные общественные слушания: спикеров буквально захлопывали, не давали провести презентацию. И проект стоимостью в 200 млн $ буксовал. Компания несла убытки.
Мы предложили менеджменту компании создать фильм о проекте специально для общественных слушаний. Можно сорвать выступление спикера, но «захлопать» фильм нельзя. Изначально компания хотела создать фильм в позитивном ключе — показать, как всё будет красиво и чисто, и надеяться, что зрителям понравится и недоверие рассосётся само собой.
Это был бы слабый ход.
Вместо этого мы обострили проблемы: дали слово главному противнику строительства завода — одному из известных Калужских журналистов. Привезли его в центральный офис компании и дали возможность задать все неудобные вопросы директорам «Лафарж»: правда ли, что калужские поля засыплет цементной пылью, а население останется без работы, что закроются больницы и дороги будут разбиты тяжёлой строительной техникой.
На каждый вопрос ребром был дан ответ по существу с подтверждением фактами и цифрами.
Накануне общественных слушаний фильм показали по Калужскому каналу «Ника ТВ» и на самих слушаниях. Все вопросы были сняты, проект запущен, на сегодняшний день завод вносит большую лепту в бюджет Калужской области.
Компания взяла на вооружение эффективный инструмент и использовала его для утверждения проекта установки на заводе в Воскресенске новых печей, работающих на нефтешламах.
Подчеркну — мы осветили именно коммерческие, продуктовые форматы.
В социальной коммуникации действуют другие правила, но о них — в следующих статьях.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.