OLYMPIA
20 мая 2014, 09:35
14216
2

Михай Чиксентмихайи: «Креативность: что творится в голове у новаторов»

Профессор психологии Михай Чиксентмихайи в течение 30 лет проводил исследование креативности, призванное раскрыть ее суть и познать те процессы, которые способствуют рождению чего-то нового.

Где живет креатив?

Люди говорят о креативности везде: в бизнесе, в образовании и даже в политике. Креативность сейчас воспринимается как важное преимущество на рынке и в целом как неотъемлемая часть рекламных бизнес-процессов. Брендам нужны все более интересные, изощренные решения. По мнению Чиксентмихайи, креативность — это не дар, а комплекс взаимосвязанных процессов и событий. Эта книга — дверь в мастерские художников, лаборатории ученых и кабинеты лидеров крупных корпораций. Ее можно назвать ключом к пониманию феномена креативности и познанию собственных творческих процессов.

Кто автор?

Михай Чиксентмихайи — профессор психологии, известный по своим исследованиям тем счастья и креативности, автор бестселлера «Поток».

Поток, согласно Чиксентмихайи, — это состояние человека, в котором он чувствует себя наиболее счастливым, когда полностью вовлечен в то, что делает, испытывая при этом ощущение свободы, радости и полного удовлетворения. Тему потокового состояния он раскрывает в своей книге «Креативность».

О чем книга?

На страницах книги вы не найдете красочных палочек-считалочек или интересных задачек, призванных развить креативное мышление. Книга представляет собой результат 30-летнего исследования Чиксентмихайи, в котором приняли участие 90 креативных людей ХХ века: художники, музыканты, писатели, ученые и лидеры крупных корпораций. Каждый участник был проинтервьюирован. В анкете были вопросы о креативном процессе, трудностях и препятствиях в работе, личной и общественной жизни. Не каждый рискнет приступить к такой, на первый взгляд, не поддающейся исследованию теме. Но Чиксентмихайи, благодаря нескольким десятилетиям упорной работы, удалось систематизировать и разложить по полочкам творческий процесс. В этом и состоит уникальность этой книги, которая способна кардинально изменить привычное представление о креативности.

cossa-icons-6.png

Весь интернет-маркетинг за 19 недель!

Cossa рекомендует: онлайн-курс по интернет-маркетингу от Ingate — digital-агентства с 17-летним опытом.

  • 17 учебных блоков по ключевым вопросам интернет-маркетинга
  • Поддержка менторов
  • Диплом
  • Cтажировка в топовых агентствах России
  • Помощь в трудоустройстве
Узнать больше >>

Реклама

Что такое креативность?

Это результат работы системы, в которую входят три составляющие:

  • Культура, содержащая символические правила;
  • Человек, который привносит нечто новое в домен символов;
  • Поле экспертов, которые распознают новую идею и признают ее.

Креативность — это культурный эквивалент биологической эволюции. Разница между ними в том, что у культурной эволюции нет механизмов передачи информации следующим поколениям. Знание о пользе огня, колеса или атомной энергии не встроено в нервную систему младенца, поэтому каждому из нас приходится изучать все заново. Аналогом генов в процессе биологической эволюции являются мемы или единицы информации, которые мы должны усвоить, чтобы культура продолжила свое существование. Творческий же человек изменяет эти мемы. Если достаточное количество экспертов сочтет эти изменения благом, они станут частью культуры.

Для того, чтобы совершить какое-то открытие, креативному человеку нужно изучить максимум информации, которая уже есть в домене культуры. Домен — это область деятельности человека, например, музыка, живопись, бизнес или наука. Прежде чем написать свои великие симфонии, Бах изучил нотную грамоту и произведения других композиторов.

Вот что говорит о креативном процессе изобретатель Джейкоб Рабиноу:

«Нужно много думать о том, что вас вдохновляет, иметь много идей, много работать и погружаться в процесс. Вам также нужно уметь сразу отбрасывать негодные идеи, даже не произнеся их вслух. У вас рождается куча идей, а вы их выбрасываете, говоря себе: «это мусор». А когда приходит хорошая идея, вы говорите: «Ага, тут может быть интересно, пожалуй, повожусь с этим подольше. Нельзя придумать только хорошее и полезное. Нельзя сразу писать великие симфонии. По-настоящему креативный человек имеет хорошую подготовку:

  • Он владеет всем огромным объемом знаний в данной области;
  • Стремится сочетать идеи, потому что ему нравится изобретать новое;
  • Способен оценить идею и решить, стоит ее развивать или нет».

Понятия — по полочкам

Один из предрассудков нашего времени заключается в том, что человек, который отличается необычным поведением, непременно креативен. В рекламных кампаниях отделы, разрабатывающие и выпускающие рекламу, называют креативными, а их сотрудников креативщиками. Да, среди искусных рекламистов немало мастеров своего дела, однако встречаются они не чаще, чем креативные бухгалтеры, креативные техники или креативные библиотекари, работающие в той же компании. В этом смысле все эти люди могут считаться «блестящими».

Блестящий человек демонстрирует нестандартное мышление, интересен в общении и стимулирует мыслительный процесс у собеседников, то есть очень умный человек. Творческим человеком можно назвать блестящего собеседника, обладателя разнообразных интересов, человека живой мысли. Если этот человек не делает какого-либо важного вклада в той или иной области, я не могу назвать его креативным.

Человек с личной креативностью новым и оригинальным образом воспринимает мир, глубоко судит о происходящем, может совершать важные открытия, о которых знает он один. Подробная форма креативности отличается субъективным характером.

Креативный человек изменяет какой-то важный аспект в нашей культуре. Его достижение, безусловно, является всеобщим достоянием.

Не судьба тебе считаться креативным

Но не все зависит только от идей и гениальности самого человека. Третий аспект креативности — поле экспертов, которое играет решающую роль. Когда команда Чиксентмихайи спрашивала своих респондентов, в чем кроется секрет их успеха, одним из наиболее частых ответов был ответ «мне повезло». Универсальное объяснение — человек оказался в нужном месте в нужное время.

Успешный художник, работы которого украшают лучшие музеи мира, с горечью признался, что художников его уровня была целая уйма, однако они остались безызвестными. А разница между ним и его безымянными коллегами в том, что он познакомился на одной вечеринке с галеристом, который стал продвигать его работы.

Несмотря на то, что многие идеи так и ушли вместе с их создателями, не увидев свет, они могут стать актуальными через какое-то время, когда культура будет нуждаться в них. Да, кто-то становится знаменитым при жизни, кто-то после смерти, а кто-то вовсе не становится. Чтобы выжить, культура должна отбросить подавляющее большинство новых идей, созданных ее носителями. Культура консервативна, и не без причины. Ни одна культура не смогла бы усвоить все новые идеи, возникающие у людей, — если бы она это сделала, то превратилась бы в хаос. Поэтому креативным людям так важно находиться рядом с экспертами, которые смогут оценить их работу. Физик Джон Уилер говорит об этом со своей обычной прямотой:

«Если не будешь толкаться среди людей, очень быстро вылетишь прочь. Я всегда говорю так: нельзя стать кем-то, если рядом нет кого-то еще».

Питер Друкер против

Гуру менеджмента отказался принимать участие в исследовании Чиксентмихайи, аргументируя это просто:

«Мой опыт подсказывает, что секрет продуктивности кроется в том, чтобы НЕ делать нечто на благо чужой работе, а уделять все время тому делу, которое предназначено каждому Господом, и делать его хорошо».

Но Друкер, сам того не подозревая, еще раз подтвердил теорию о потоковом состоянии Чиксентмихайи: если человек занимается стоящим делом, наполняющим его жизнь смыслом, уделяет ему значительную часть своего времени и концентрирует свое внимание только на этом деле, он находится в состоянии потока. А именно в этом состоянии совершаются самые невероятные открытия.

Творческий процесс

Считается, что творческий процесс состоит из пяти этапов:

1. Подготовка. Сознательное или бессознательное погружение в проблематичные ситуации, которые представляют интерес, пробуждают творческое начало.

2. Период вынашивания, во время которого идеи крутятся на периферии сознания. Это как раз тот этап, когда начинают возникать необыкновенные связи между фактами. Изучая вопрос сознательно, мы обрабатываем проблемы линейным образом: книгу за книгой, статью за статьей. Когда идеи объединяются друг с другом самостоятельно, никто не может заставить их ходить строем, могут возникнуть самые неожиданные комбинации.

3. Инсайт. Именно тот момент, когда мы говорим: «Ага!». Кусочки головоломки сложились в единое целое.

4. Оценка. Именно в этот момент мы решаем, имеет ли наш инсайт какую-либо ценность, стоит ли дальше работать над ним. Как правило, этот этап для человека самый сложный, потому что бывает сложно отказаться от какой-то своей идеи. Или наоборот, мы отказались от идеи, потому что некому было нас вовремя поддержать и убедить в перспективности наших задумок.

5. Оттачивание. Этот этап требует больше всего времени, как раз на него приходится основная часть работы. Именно это имел в виду Эдиссон, когда говорил, что творчество — это всего лишь 1%, остальные 99% — пот.

На самом деле, этот процесс выглядит совсем не так. Уже на этапе оттачивания человек может заметить совершенно новую закономерность, которая сильно отличается от идеи, которую он уже почти оформил. Творческий процесс начинает напоминать клубок с нитками, который неизвестно когда развяжется. Важно понимать одно: из своего творческого процесса нужно вытащить и развить до воспринимаемого вида хотя бы одну идею.

Трудись, только не перетрудись

Почти 100% респондентов, которые приняли участие в исследовании Чиксентмихайи, сами определяют свой ритм жизни. Они контролируют свою энергию сами, не полагаясь на календарь, часы или навязанное им расписание. Когда нужно, они фокусируют свои силы словно лазерный луч; когда не нужно, переходят в режим подзарядки. Для успешной работы важно чередовать периоды активности и безделья.

Физик Фримен Дайсон полгода работал до седьмого пота и полного изнеможения над доказательством своей теории. Через шесть месяцев он отправился в отпуск, где несколько недель бездельничал и наслаждался пейзажами. Когда он сел в автобус обратно, то внезапно у него в голове сформировалась кристально чистая схема своей теории.

Для примера можно взять Архимеда, который, находясь в ванне, воскликнул: «Эврика!», Ньютона, которому упало на голову яблоко, Менделеева, которому приснилась таблица. Многие музыканты и художники вскакивают посреди ночи и начинают писать.

Творческим людям необходимо лениться. Это не значит, что нужно лежать на диване днями напролет и ждать, когда придет вдохновение. Для того, чтобы эврика стукнула вас, нужно хорошенько потрудиться и «загрузить» в свою голову достаточное количество информации. Этот процесс объясняет модель ментальной обработки информации, в которой акцент делается на случайном комбинировании идей. На получение нужной комбинации может уходить от нескольких часов до нескольких лет. То, что креативные люди называют творческим кризисом, является либо недостатком информации, которую обработал их мозг, либо свидетельством процесса обработки, который должен рано или поздно завершиться.

Чем похожи творческие люди

Творческие люди многим друг от друга отличаются, но есть одна вещь, которая делает их близнецами. Все они любят свое дело. Ими движет не стремление обрести славу или сделать большие деньги; скорее, их ведет возможность делать то, что им действительно нравится. Прозаик Нагиб Махфуз говорит об этом:

«Моя работа нравится мне больше, чем плоды, которые она приносит. Я предан ей независимо от того, что за этим последует».


Источник картинки на тизере: Dawn Productions

Не пропустите!

Комментарии:

- 0 +
Aleksey Zotov #
18.07.2014 11:46
отличная книга! особенно подойдет тем, кто сомневается в своих креативных способностях и хочет их развить
Ответить
- 0 +
alexpavl75@yandex.ru #
12.02.2016 09:47
Уроды! И сайт уродский!
Ответить
Ответить?
Реклама

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой