Тиньков и Агарков: кому доверяют пользователи (UPD: конфликт разрешен)
Последние дни в Рунете обсуждают особый случай — житель Воронежа Дмитрий Агарков изменил договор с банком «Тиньков Кредитные Системы» в свою пользу и не платил процентную ставку. Когда пришло время разбирательств в суде, бывший клиент представил договор, следуя которому, выходило, что банк должен заемщику 24 млн рублей за нарушение условий договора.
UPD: ТКС выпустил пресс-релиз о том, что житель Воронежа и банк разрешили конфликт.
Конфликт неконструктивен, поэтому мы решили завершить его по-джентльменски, путем снятия взаимных претензий...
Поскольку Дмитрий не всегда хорошо относится к кредитным картам, мы выпустили для него дебетовую карту Tinkoff Black, по которой банк начисляет 10% годовых на остаток по карте и платит cash back до 30% по отдельным видам покупок, — говорит президент банка «Тинькофф Кредитные Системы» Оливер Хьюз.
В 2008 году это была просто шутка, когда я составил свою форму анкеты и предоставил ее в банк вместо официального бланка. Но шутка зашла слишком далеко. Конечно, я не рекомендую подобным образом поступать другим людям. Перед получением кредита надо много раз подумать и изучить условия банка, но, если уж согласился, то следует выполнять условия, — говорит Дмитрий Агарков.
Кубковые рейтинги диджитал-агентств/продакшенов 2024
26 августа братский Рувард анонсировал ведущих игроков агентского рынка России – на основании медального зачета премии RUWARD AWARD.
(Далее информация, которая появлялась в СМИ до сегодняшнего сообщения о решении конфликта)
Сторона Агаркова
Напомним коротко ход развития событий. В 2008 году банк предложил Агаркову кредит, прислав по почте анкету. Клиент отсканировал заявление и изменил условия договора, прописанные мелким шрифтом. В новом договоре указывалось, что клиент берет кредит по нулевой ставке, а банк не вправе требовать с него предусмотренные тарифами комиссии. Одним из условий было обязательство банка выплатить заемщику шесть миллионов рублей в случае одностороннего расторжения контракта. Агарков распечатал собственный вариант заявления, заполнил и отправил по почте. Хотя Дмитрий и сам не конца верил в то, что схема сработает, банк договор подписал и прислал ему кредитную карту.
В 2010 году ТКС расторг договор с клиентом, потому что тот просрочил оплату. Банк обратился в суд с требованием взыскать с Агаркова 45 000 рублей с учетом комиссий. Клиент, сославшись на договор, согласился выплатить только основную сумму в 19 000 рублей. Суд признал его вариант договора законным.
В 2012 году в суд обратился уже клиент. По его словам, ТКС нарушил восемь условий договора, когда потребовал с него комиссии, и теперь должен выплатить 24 млн рублей. Затем эта цифра снизилась до 900 000 рублей (по данным ИА Воронеж
Схема прорабатывалась полгода, Агарков советовался с юристами и тщательно все продумывал. После подачи иска и освещения истории в СМИ его адвокат не скупился на комментарии, моментально насыщая
Кроме юридической поддержки, шутят, что у Дмитрия есть еще и отличная
И если два дня назад в лентах Facebook еще можно было увидеть людей, которые вставали на сторону основателя банка, сегодня таких практически не осталось.
Дмитрий Агарков предстал не обиженным заемщиком, не готовым выплачивать проценты по кредиту, а борцом за всех нас — людей, которые не в силах прочитать 15 страниц договора, а потом еще и мелкий шрифт к нему, где и содержится информация по реальным процентным ставкам. Изменив условия договора, он решил показать, что и банк не в силах это сделать.
Далее после реакции Тинькова в Twitter в интервью Slon.ru Дмитрий зацепил еще один нарыв российских бизнесменов (и аудитории ТКС), сказав, что он теперь попросту боится, ведь у Тинькова есть связи и деньги, благодаря которым он сможет договориться с судом. Дмитрию остается только покинуть страну. Дело будут вести адвокаты.
Через день стало известно еще об одном иске, на этот раз лично к Тинькову. Бывший клиент требует 900 000 тысяч за компенсацию морального ущерба после того, как банкир обозвал его в Twitter мошенником. Агарков хочет справедливости, а не денег, и поэтому обещает перечислить их детскому дому.
Вот, что пишет о ситуации бывший
Человек, живущий в Воронеже, отличается от Тинькова, как минимум, тем, что лучше бизнесмена чувствует механизмы поведения толпы. Если на первом этапе среди моих знакомых еще встречались люди, которые выступали против „мошенника”, то сейчас их уже не осталось.
Дмитрий из Воронежа делает очень последовательные шаги: сначала информацию озвучил, затем получил серию угроз от Тинькова, а после — между делом сообщил, что намерен покинуть страну, потому что „ему угрожают”. Еще через время заявил, что намерен подать в отношении Олега Тинькова иск о защите чести и достоинства.
Он очень точно рисует для общества грань между жертвой и агрессором, опережая пиарщиков банка. Например, вставляет в своих заявлениях вот такие обороты: „В случае победы Дмитрий намерен перевести средства одному из детских домов региона”.
Судя по скорости реакции Тинькова, они там в небольшом замешательстве. Даже если нашли возможности засудить парня, то уже взвешивают на другой чаше весов публичные издержки.
Ведь мы с вами за того, кто хочет перевести деньги злого бизнесмена в детский дом.
А играть нужно было в позитив: если даже не предложить парню работу, чтобы затем уволить его за профнепригодность, то, как минимум, выписать ему премию в размере 100 000 рублей и сделать его золотым клиентом банка.
Ведь мы с вами были бы за щедрого бизнесмена, который умеет признавать ошибки и благодарит людей за то, что на них указывают.
Сторона Тинькова
Олег Тиньков дал однозначный ответ в своем Twitter — никаких миллионов воронежец не получит, а получит 4 года лишения свободы.
Олег Анисимов, отвечающий за PR банка, сообщил, что в тот день случился однократный технический сбой. Что не очень убедительно, учитывая, что (по его же словам) таких сбоев больше никогда не было.
Кроме того, Тиньков успел проехаться по всем, кто не выразил ему поддержку, и даже напомнил фотографу Рустему Адагамову про обвинения в педофилии. Многие выражают одну и ту же мысль: в медийном пространстве житель Воронежа явно выигрывает. Вместо того, чтобы свести все к шутке, извиниться или даже пригласить на работу Дмитрия, как делают другие хорошие предприниматели, Тиньков желает идти до конца и выиграть дело в суде.
Есть и те, кто поддерживают Тинькова. Преимущественно — коллеги из финансовой сферы.
Татьяна Григоренко, 4B Solutions, в своем Facebook пишет:
Такое ощущение, что я одна считаю всю эту историю с Тинькофф Кредитные Системы и 24 миллионами отвратительным жлобством. Читаю комменты в твиттере Oleg Tinkov и, в очередной раз, пугаюсь самобытности мышления наших людей. Все вокруг так восторгаются поступком этого прекрасного воронежского парня…
Как будто не „ростовщик” помогает всем этим замечательным людям купить их очередные Лансеры в кредит, айфоны и айпады в ипотеку, как будто и нет того чувства благодарности банку, который помогает тебе купить то, чего бы у тебя, не будь этого ростовщика, не было бы лет 5, а то и никогда. Как будто не прыгают все они до потолка, получив одобрение от проклятого ростовщика, наживающегося на их бедности, возникшей в результате крошечных пособий по безработице.
Зато теперь все в восторге — воронежский Робин Гуд отомстил за мелкий шрифт. Если бы шрифт был крупный — кричали бы про то, что человек просто не в состоянии прочитать 12 страниц текста. Разница, в конечном итоге, в остроте зрения и количестве вырубленного леса. Необходимость проверить договор — внимательно и полностью — никто не отменял. Договор — нормальный договор, защищающий интересы сторон, — не может содержаться на половине листа А4, как ни крути. Кредитный договор — тем более. Но нет же — расстрелять за „мелкий шрифт”.
Банку, который обрабатывает тысячи заявлений, конечно же, ровно так же трудно (а по факту — в разы труднее) уследить за всеми пунктами договора, как и человеку, который подписывает один этот договор в год, в лучшем случае. Теперь, не читая договор, который подписываешь, и обнаружив через год, что проценты по кредиту и штрафы за просрочку существуют (кто бы мог подумать!), можно с чистой душой считать себя хоть и обманутым и оскорбленным, но отомщенным…
Я вот сплю и вижу, как мы подписываем заранее согласованный договор с Клиентом, а он мне — Татьяна, подождите, мне нужно час сорок на то, чтобы изучить договор еще раз. А я должна буду над ним сидеть и проверять, а то я за дверь выйду, а он — бац —
Гадость и жлобство. Уверена, что „нерукопожатность” этого человека еще не раз ему аукнется.
Кто-то даже всерьез высказывал версию, что все это — вирусная кампания ТКС. После того, как сообщение о запуске авиалиний оказалось PR-ходом, поверить можно во многое, но все же импульсивная реакция Тинькова в Twitter говорит о другом.
Напоследок, мнение известного автора военной прозы Аркадия Бабченко, которому близки наблюдения за жизнью и эпохой во всех ее проявлениях:
Мне как наблюдателю за жизнью наша эпоха интересна еще и тем, как моментально здесь надуваются дутые репутации и как моментально они же рушатся. То бабло, то связи, а то даже и протестная волна выносят наверх то одного, то другого внутренне совершенно неглубокого человека,
Возмем, к примеру, случай с Тиньковым. Совершенно типичнейшая ситуация.
Вот тебя поймали ровно на том же, на чем ты и делаешь свои миллионы. Переписали тебе маленькие буковки на контракте, опубликовали условия в инете, дали ссылку, а ты и подписал. Все, до свидания. Подписал, значит — подписал. Все красиво, грамотно и, главное, совершенно по закону.
Казалось бы, сама судьба преподносит тебе win-win ситуацию, которая только повысит твой рейтинг. Все, что Тинькову надо было сделать, это сказать: „Молодец, мужик, как грамотно и ловко ты нас объегорил. Давай договоримся — ты отказываешься от иска, а мы выплачиваем тебе компенсацию. Скажем, миллион. Тебя же устроит, верно? И, да, иди к нам на работу — нам нужны такие умные и хитронарезанные”.
И всего за миллион рублей — а этот мужик, судя по всему, и без денег согласился бы — Тиньков получил бы офигенную пиар компанию, тыщу перепостов и взлет рейтинга своего банка до заоблачных высот.
Но нет. Чтобы так поступить, нужно иметь настоящую, а не дутую репутацию. Нужно быть настоящей, а не дутой, личностью.
И человек поступает так, как и поступает дутая личность — да я тебя посажу, да я тебя разорю, да ты на кого наехал ваще в натуре, чорт!
И все. Два твита — про четыре года и про „пидафила” с „мололетками” — и чувак сам собственными же руками за сутки полностью уничтожил свой банк.
Причем еще умудрился уничтожить не просто так, а как нельзя лучше — среди своей целевой аудитории, интернет-пользователей. Здесь такого не прощают.
И репутация — до этого момента, надо заметить, совсем даже неплохая — полетела в пропасть с грохотом и больше оттуда уже не выберется. Никогда.
С дутым шаром произошло ровно то, что и должно было произойти с дутым шаром.
Он лопнул.
Не знаю, как вы, а я считаю это чертовски интересным зрелищем.
Мнения юристов расходятся, но все они склонны полагать, что схема жителя Агаркова правомерна, а потому имеет большие шансы выиграть дело. Суд приступит к его рассмотрению 5 сентября. Так что нам еще предстоит наблюдать это «интересное зрелище».