Как стать менеджером по продукту, если вы никогда этим не занимались. Читайте на Cossa.ru

Вчера в 17:08

Как стать менеджером по продукту, если вы никогда этим не занимались

Продакт-менеджмент для начинающих.

Менять профессию всегда сложно, особенно если уже есть определённые достижения в текущей специальности. Этот материал будет полезен тем, кто задумался о начале карьере в сфере разработки продуктов. Советами, как можно перейти из абсолютно любой профессии в продакт-менеджмент, поделилась Мария Осипова, CPO Авито Доставки.


       

Мария Осипова

Директор по транзакционным продуктам вертикали «Товары»

«Ко мне как к ментору часто обращаются ребята, которые уже сделали карьеру в своей профессии и хотели бы попробовать себя в роли продакт-менеджера. Мне нравится интерес коллег к продукту, и я искренне хочу помочь пройти путь от знакомства с профессией до первого оффера максимально быстро и целенаправленно, без траты времени и сил на лишние шаги».

Тест SEO 2 недели

В топ за 2 недели бесплатно. Предоплата не нужна.

Подключай тест-драйв SEO в PromoPult:

  • Подберем ключевые слова.
  • Выполним задачи по базовой оптимизации.
  • Проставим ссылки с надежных сайтов.
  • Создадим контент под информационные запросы.

Получишь рост позиций, больше трафика из поиска Яндекса и Google.

В топ за 2 недели →



Реклама. ООО «Клик.ру». ИНН 7743771327. ERID: 2W5zFG5yNWU

С чего начать?

Для начала стоит пройти базовый курс по продукту. Это поможет вам сделать первые шаги и понять, насколько профессия вам подходит. Сейчас в мире продакт-менеджмента есть 2 варианта обучения:

Краткие теоретические курсы (продолжительностью 2–3 месяца)

Обычно это набор вебинаров, в которых рассказывают, что такое продакт-менеджмент, затрагивают различные сферы бизнеса, для которых профессия актуальна, подсвечивают тонкости работы продакт-менеджеров и другие важные нюансы.

Этот формат подойдёт тем, кто находится на стадии знакомства с профессией и пока не знает, подходит ли ему продакт-менеджмент. Он даст возможность примерить на себя новую роль и принять решение, стоит ли идти в эту профессию. Это будет полезно всем, кто хочет познакомиться с предметной областью и узнать, чем занимаются продакт-менеджеры.

Иногда в рамках кратких курсов дают домашние задания, но чаще всего они не связаны с практическими этапами работы над продуктом, их не проверяют и не дают обратную связь.

Конечно, похожую информацию всегда можно найти в интернете самостоятельно, но курс хорош тем, что информацию уже нашли и структурировали. Это возможность сэкономить свое время для знакомства с профессией.

Продвинутые курсы с глубоким погружением в теорию и практическими заданиями (от 9 месяцев и больше)

В подобных курсах рассказывают подробно базовую теорию, но чаще всего в них есть практическая составляющая, похожая на реальные задачи продакт-менеджера. Это позволяет участникам получить по итогам целостную картинку: как работает продакт-менеджер, из каких этапов состоит работа над продуктом.

Обычно учеников делят на команды, они выбирают идею для продукта и начинают её исследовать, тестировать на рынке. Этот формат помогает прокачать навык дискавери — научиться собирать потребности и задачи клиентов и проверять, насколько их решает выбранный продукт. Ученики могут увидеть, что чаще всего идеи проваливаются уже на этом этапе.

В процессе ручного тестирования можно многое понять про работу продакт-менеджера, научиться правильно задавать вопросы, отделять от гипотез и идей то, что правда решает задачу пользователя.

Например, на курсе проходит обучение на тему понимания потребностей целевой аудитории. Каждая команда берёт свою идею продукта и описывает для неё параметры аудитории (портрет, сегмент, решаемые задачи и другие). Затем проводит исследования с этими категориями людей, общается, получает от них инсайты. И потом в команде обсуждают, насколько их продуктовые гипотезы подтвердились.

Особенно эффективными занятия становятся, если на курсе есть наставники (опытные продакт-менеджеры), которые могут дать обратную связь, основанную на реальных кейсах.

Иногда на таких курсах возникают настолько хорошие идеи, что участники уже в своей команде отдельно от курса продолжают реализовывать идею для реальных задач бизнеса.

Ниже собрана подборка курсов, которые помогут прокачать как теорию, так и практику. Курсы были выбраны за их практическую направленность, структурированный подход к обучению и ориентированность на потребности начинающих продакт-менеджеров.

https://productcamp.ru/pcxps_zero

Курс предлагает комплексную программу для новичков, охватывая ключевые навыки продакт-менеджмента, включая приоритизацию, юнит-экономику, CustDev, продуктовую аналитику и монетизацию. Особое внимание уделяется практическим заданиям и работе с инструментами, такими как Figma и SQL, что делает обучение максимально приближенным к реальным условиям работы.

https://academy.productsense.io/

Платформа предлагает микрокурсы, позволяющие быстро освоить конкретные навыки продакт-менеджмента. Курсы состоят из коротких видео и охватывают темы от основ SQL и Excel до создания MVP без кода, что делает их идеальными для тех, кто хочет быстро получить практические знания.

https://productmindset.net/

Программа предлагает структурированный подход к обучению с тремя уровнями сложности: Beginner, Intermediate и Advanced. Это позволяет участникам постепенно углублять свои знания и навыки в области продакт-менеджмента, начиная с основ и переходя к более сложным темам, таким как стратегия и аналитика.

https://productuniversity.ru/pdm-i#program

Курс ориентирован на практическое применение знаний с акцентом на выполнение заданий и получение обратной связи от экспертов. Программа подходит для тех, кто хочет освоить профессию продакт-менеджера с нуля и получить поддержку от сообщества профессионалов.

https://heroes.camp/

Курс основан на решении реальных бизнес-кейсов, что позволяет участникам развивать навыки принятия решений на основе данных. Программа включает живые лекции, воркшопы и работу в командах, что способствует глубокому пониманию процессов продакт-менеджмента.

https://gopractice.ru/switchers/

Курс предназначен для специалистов, желающих перейти в продакт-менеджмент из смежных ролей. Программа включает адаптацию имеющегося опыта, освоение недостающих навыков и знаний, симулятор управления продуктом и подготовку к трудоустройству, что делает его идеальным для карьерного перехода.

Как получить первый опыт работы

После обучения вы поймёте, подходит ли эта работа для вас, нравится ли вам то, что делает продакт-менеджер, какие инструменты используются и для чего. Пройти обучение — ещё не значит получить профессию. Так как получить этот крайне необходимый опыт?

Побыть «тенью»

Если в компании уже есть подразделение продукта, но вы работаете в смежной области, можно попробовать договориться с действующим опытным продакт-менеджером и стать его «тенью». Что это значит? Часть рабочего времени в рамках узкого круга задач будете наблюдателем. То есть это не позиция джуна или стажёра, а просто наблюдателя, который следит за тем, что делает продакт-менеджер и, по возможности, берёте на себя задачи.

Благодаря такому неформальному сотрудничеству становится понятно, какие задачи решает специалист, как устроен продуктовый процесс, какие есть особенности взаимодействия продукта с командой, стейкхолдерами, что важно в конкретном процессе сейчас, как принимаются решения, исходя из каких данных и аргументов.

В таком подходе важно, чтобы была возможность и готовность выделить часть рабочего времени и при этом не забывать про задачи основной позиции в компании. А ещё требуется умение создавать крепкие партнёрские отношения.

Найти ментора

Найти человека, который поможет после освоения процесса дискавери начать осваивать процесс деливери. Метод подходит, если удалось получить место джуна или вы решили в составе учебной группы продолжить работу над идеей. Важно, чтобы был человек, у которого есть опыт реального вывода продукта на рынок, тот, с кем можно посоветоваться, насколько правильно идёт работа, подтверждена или не подтверждена гипотеза, которая у вас есть. Человек, которому можно сказать:

«У меня была идея X, я сделал следующие шаги, получил вот такие результаты и сделал из этих результатов вот такие выводы. Дай обратную связь, пожалуйста».

Эксперт сможет подсветить риски (например, риск того, что пользователи дали недостоверную информацию или что использованный инструмент часто дает противоречивые результаты и нуждается в дополнительной проверке). Ментор поможет, когда появятся первая фактура и результаты. Так как учиться на своём опыте и своих ошибках гораздо дольше, лучше, если рядом будет опытный специалист, который поможет избежать напрасных усилий и направит в сторону верных решений.

Развивать продуктовое мышление на текущем месте работы

Третий способ самый интересный. Об этом мало кто догадывается и почему-то мало кто его пробует. По сути, на текущей позиции тоже есть некоторый продукт в широком смысле. Процесс, который ведёт каждый сотрудник, можно рассмотреть как продукт. Процесс решает какую-то задачу, у него есть пользователи — люди, которые выполняют набор функций внутри процесса, или те, кто потребляют результат этого процесса. Они полноценная аудитория, у которой есть свои ожидания, и, как правило, у всех задач обязательно есть результат и метрики эффективности.

Если текущую деятельность рассматривать как продукт и пробовать улучшать его для пользователей, то это будет отличной тренировкой для мышления. Станет проще формировать насмотренность и способность видеть вокруг проблемы, находить варианты решения и пробовать что-то менять в текущей или смежной деятельности.

Да, это не масштаб сервиса с многомиллионной аудиторией, но всё же тренировка на живом примере с практической пользой для конкретных людей и бесценный опыт. Этот метод поможет прокачать своё мышление и уровень ответственности.

При этом, конечно, с таким опытом не стоит рассчитывать на позицию мидла в продуктовую компанию, но это хорошая возможность потренироваться, осознать свои зоны развития, понять, в каком направлении дальше двигаться, а самое главное это даёт преимущество перед кандидатами, которые прошли курсы или пришли на джуновскую позицию с нуля.

На следующих этапах развития бывает полезно присмотреться к образовательным продуктам от лидеров индустрии. Например, Авито уже три года проводит буткемпы для продакт-менеджеров, которые помогают за несколько месяцев на реальных задачах джунам вырасти до мидл-уровня. И на выходе получить полезный опыт и даже оффер на работу.

На этом всё. Это основные вещи, которые я советую своим менти. Начать с короткого обучения. Если понимаете, что продакт-менеджмент — это ваше, продолжить развивать свои навыки через удобный для вас способ получения практического опыта, не имея возможности поменять работу или устроиться сразу в продуктовую компанию. Желаю вам быстрой и легкой адаптации в продакт-менеджменте.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is