Как стать менеджером по продукту, если вы никогда этим не занимались
Менять профессию всегда сложно, особенно если уже есть определённые достижения в текущей специальности. Этот материал будет полезен тем, кто задумался о начале карьере в сфере разработки продуктов. Советами, как можно перейти из абсолютно любой профессии в
![]() |
|
Мария Осипова
Директор по транзакционным продуктам вертикали «Товары» |
«Ко мне как к ментору часто обращаются ребята, которые уже сделали карьеру в своей профессии и хотели бы попробовать себя в роли

Тест SEO 2 недели
В топ за 2 недели бесплатно. Предоплата не нужна.
Подключай тест-драйв SEO в PromoPult:
- Подберем ключевые слова.
- Выполним задачи по базовой оптимизации.
- Проставим ссылки с надежных сайтов.
- Создадим контент под информационные запросы.
С чего начать?
Для начала стоит пройти базовый курс по продукту. Это поможет вам сделать первые шаги и понять, насколько профессия вам подходит. Сейчас в мире
Краткие теоретические курсы (продолжительностью 2–3 месяца)
Обычно это набор вебинаров, в которых рассказывают, что такое
Этот формат подойдёт тем, кто находится на стадии знакомства с профессией и пока не знает, подходит ли ему
Иногда в рамках кратких курсов дают домашние задания, но чаще всего они не связаны с практическими этапами работы над продуктом, их не проверяют и не дают обратную связь.
Конечно, похожую информацию всегда можно найти в интернете самостоятельно, но курс хорош тем, что информацию уже нашли и структурировали. Это возможность сэкономить свое время для знакомства с профессией.
Продвинутые курсы с глубоким погружением в теорию и практическими заданиями (от 9 месяцев и больше)
В подобных курсах рассказывают подробно базовую теорию, но чаще всего в них есть практическая составляющая, похожая на реальные задачи
Обычно учеников делят на команды, они выбирают идею для продукта и начинают её исследовать, тестировать на рынке. Этот формат помогает прокачать навык дискавери — научиться собирать потребности и задачи клиентов и проверять, насколько их решает выбранный продукт. Ученики могут увидеть, что чаще всего идеи проваливаются уже на этом этапе.
В процессе ручного тестирования можно многое понять про работу
Например, на курсе проходит обучение на тему понимания потребностей целевой аудитории. Каждая команда берёт свою идею продукта и описывает для неё параметры аудитории (портрет, сегмент, решаемые задачи и другие). Затем проводит исследования с этими категориями людей, общается, получает от них инсайты. И потом в команде обсуждают, насколько их продуктовые гипотезы подтвердились.
Особенно эффективными занятия становятся, если на курсе есть наставники (опытные
Иногда на таких курсах возникают настолько хорошие идеи, что участники уже в своей команде отдельно от курса продолжают реализовывать идею для реальных задач бизнеса.
Ниже собрана подборка курсов, которые помогут прокачать как теорию, так и практику. Курсы были выбраны за их практическую направленность, структурированный подход к обучению и ориентированность на потребности начинающих
https://productcamp.ru/pcxps_zero
Курс предлагает комплексную программу для новичков, охватывая ключевые навыки
https://academy.productsense.io/
Платформа предлагает микрокурсы, позволяющие быстро освоить конкретные навыки
Программа предлагает структурированный подход к обучению с тремя уровнями сложности: Beginner, Intermediate и Advanced. Это позволяет участникам постепенно углублять свои знания и навыки в области
https://productuniversity.ru/
Курс ориентирован на практическое применение знаний с акцентом на выполнение заданий и получение обратной связи от экспертов. Программа подходит для тех, кто хочет освоить профессию
Курс основан на решении реальных
https://gopractice.ru/switchers/
Курс предназначен для специалистов, желающих перейти в
Как получить первый опыт работы
После обучения вы поймёте, подходит ли эта работа для вас, нравится ли вам то, что делает
Побыть «тенью»
Если в компании уже есть подразделение продукта, но вы работаете в смежной области, можно попробовать договориться с действующим опытным
Благодаря такому неформальному сотрудничеству становится понятно, какие задачи решает специалист, как устроен продуктовый процесс, какие есть особенности взаимодействия продукта с командой, стейкхолдерами, что важно в конкретном процессе сейчас, как принимаются решения, исходя из каких данных и аргументов.
В таком подходе важно, чтобы была возможность и готовность выделить часть рабочего времени и при этом не забывать про задачи основной позиции в компании. А ещё требуется умение создавать крепкие партнёрские отношения.
Найти ментора
Найти человека, который поможет после освоения процесса дискавери начать осваивать процесс деливери. Метод подходит, если удалось получить место джуна или вы решили в составе учебной группы продолжить работу над идеей. Важно, чтобы был человек, у которого есть опыт реального вывода продукта на рынок, тот, с кем можно посоветоваться, насколько правильно идёт работа, подтверждена или не подтверждена гипотеза, которая у вас есть. Человек, которому можно сказать:
«У меня была идея X, я сделал следующие шаги, получил вот такие результаты и сделал из этих результатов вот такие выводы. Дай обратную связь, пожалуйста».
Эксперт сможет подсветить риски (например, риск того, что пользователи дали недостоверную информацию или что использованный инструмент часто дает противоречивые результаты и нуждается в дополнительной проверке). Ментор поможет, когда появятся первая фактура и результаты. Так как учиться на своём опыте и своих ошибках гораздо дольше, лучше, если рядом будет опытный специалист, который поможет избежать напрасных усилий и направит в сторону верных решений.
Развивать продуктовое мышление на текущем месте работы
Третий способ самый интересный. Об этом мало кто догадывается и
Если текущую деятельность рассматривать как продукт и пробовать улучшать его для пользователей, то это будет отличной тренировкой для мышления. Станет проще формировать насмотренность и способность видеть вокруг проблемы, находить варианты решения и пробовать
Да, это не масштаб сервиса с многомиллионной аудиторией, но всё же тренировка на живом примере с практической пользой для конкретных людей и бесценный опыт. Этот метод поможет прокачать своё мышление и уровень ответственности.
При этом, конечно, с таким опытом не стоит рассчитывать на позицию мидла в продуктовую компанию, но это хорошая возможность потренироваться, осознать свои зоны развития, понять, в каком направлении дальше двигаться, а самое главное это даёт преимущество перед кандидатами, которые прошли курсы или пришли на джуновскую позицию с нуля.
На следующих этапах развития бывает полезно присмотреться к образовательным продуктам от лидеров индустрии. Например, Авито уже три года проводит буткемпы для
На этом всё. Это основные вещи, которые я советую своим менти. Начать с короткого обучения. Если понимаете, что
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.