Как торговые сети ищут людей на смены через цифровые платформы и сколько им платят. Читайте на Cossa.ru

04 июня, 13:26

Как торговые сети ищут людей на смены через цифровые платформы и сколько им платят

Как устроен наём в новой диджитал-реальности.

Автор: Владимир Макеев, эксперт в мобильной разработке и генеральный директор Surf.

Есть платформы, которые связывают розничные сети вроде Пятёрочки и людей, готовых работать посменно. Например, «Моя смена». Заходишь, нажимаешь пару кнопок и идёшь подрабатывать в магазин у дома. Привыкли ли мы к такому? Нет, поэтому сети платят за «горячие» смены 400 рублей в час, а онлайн-платформы — не наказывают сотрудников рублём.

«Моя Смена» — сервис экосистемы Verme — появилась в 2020 году. Тогда в российской рознице катастрофически не хватало людей, и они устали работать по жёсткому графику с 9 до 18. При этом самозанятость была чем-то новым и неясным. Будущий CEO Николай Гальянов загорелся идеей создать мобильную платформу, которая свяжет крупный бизнес с теми, кто готов на подработки. Таких людей в России на тот момент было 70%.

Прошло 5 лет. Сейчас команда развивает лидирующую платформу для самозанятых: «Моя смена» конкурирует с проектами Яндекса и Авито и растёт на 60% в год. В статье расскажем, как она запустила поиск исполнителей на подработки и поддерживает трудовую дисциплину в цифровой среде без штрафов.

Высокий спрос! «Горячие» смены за 400 рублей в час

Людям важны высокая оплата труда и гибкий график — без этого работать в торговом зале готовы далеко не все. А магазинам нужно закрывать спрос на рабочую силу на точках. Что делать? Повышать чек за смену.

Рост ставок на смены в торговых сетях

«Моя смена» сотрудничает с крупнейшими розничными сетями: Лентой, Пятёрочкой, Перекрёстком, ВкусВиллом. Поэтому она видит, насколько велика конкуренция за временных исполнителей, особенно в сезон. На точках, где помощь нужна больше всего, появляются «горячие» смены. Сейчас оплата может доходить до 400 рублей в час — год назад такого не было. Для сравнения: консультанты в магазинах техники до сих пор получают примерно 200 рублей в час. Разница ощутимая.

«Моя смена» — не зритель. Она не только смотрит на действия торговых сетей, но и помогает формировать ценовую политику.


       

Екатерина Романенко

Директор по маркетингу в «Моей смене»

«Мы не определяем ставку для исполнителей сами. Решение о стоимости часа для временного персонала принимают партнёры. Но чтобы помочь им определить адекватную в рыночной ситуацию сумму оплаты смен и привлечь больше сотрудников, мы предоставляем аналитику по средним ставкам. То есть помогаем компаниям найти людей, а людям — больше заработать. Комиссию от оплат мы не удерживаем, и завышать или занижать цифры нам невыгодно».

Немного аналитики. Вот так в 2025 году ситуация выглядит для работников супермаркетов:

Тип смены Средняя ставка на примере московской Пятёрочки
Кассиры
от 150 до 250 рублей в час (в среднем 40 000 в месяц)
Продавцы от 130 до 200 рублей в час (в среднем 35 000 в месяц)
Мерчендайзеры от 150 до 250 рублей в час (в среднем 32 000 в месяц)
Складские работники
от 120 до 250 рублей в час (в среднем 47 000 в месяц)

Иногда зарплата выходит в два раза выше, чем буквально пару лет назад. В регионах ставки, конечно, не московские, но и там ситуация меняется. В первом квартале 2025 года 43% компаний в России увеличили зарплаты своим сотрудникам, и розничные сети — не исключение.

Синие воротнички меняются

В 2025 году доля вакансий для подработки вырастет на 20%. Целевая аудитория «Моей смены» — как раз те, кто хочет время от времени выходить на смены, и не ищет полную занятость.

Кто подрабатывает в магазинах:

  • 60% женщины, 40% мужчины.

  • Люди от 35 до 55 лет.

  • Те, кто не может устроиться на постоянную работу, но готов выходить на смены от 4 часов — студенты, мамы в декрете.

  • Те, кто часто перемещается между городами и хочет работать в разных местах.

Что изменилось. В последний год среди пользователей онлайн-платформы появляется всё больше молодых людей, особенно летом. Короткие подработки для самозанятых от 16 лет пользуются популярностью.


       

Екатерина Романенко

Директор по маркетингу в «Моей смене»

«Российская розница видит омоложение аудитории. Теперь вакансия в магазине воспринимается как прозрачная, понятная и легальная подработка. Вызывает доверие, когда другие сферы запятнаны мошенничеством. Люди ценят устойчивость и соответствие работы их личным ценностям. „Статусность“ отходит на второй план из-за стремления к свободе и удобству. Миллениалы и зумеры ценят личный опыт больше, чем навязанное обществом понятие „престижа“».

Что это значит для ритейлеров

В этом году интерес к молодым соискателям со стороны компаний вырастет на 19%. Для привлечения специалистов они не только повышают зарплаты, но и снижают требования к кандидатам. А ещё — цифровизируют рабочую среду для лояльных к новым технологиям молодых работников. В KFC так уже сделали.

Пятёрочка, Лента, ВкусВилл, Перекрёсток и другие сети понимают, что важно привлекать самозанятых. Гибкие работники помогают им справляться с пиковыми нагрузками и стабильно работать хорошо. Поэтому наём на смены — это тренд среди ритейлеров по всей стране. Чтобы помочь им найти людей, «Моя смена» работает более чем с 30 партнёрами в 300+ городах России.

Вызываем доверие: как убедить людей, что незнакомый формат — хороший

Напомним: «Моя смена» — это онлайн-платформа для поиска подработок для самозанятых. Люди боятся неизвестности и не кликают на незнакомые ссылки. А ещё они не любят незнакомые названия и всё, что содержит фразу «юридические новшества». В этом плане у «Моей смены» бинго.

Жалобы людей на то, что им предложили подработку в интернете и обманули, — не байки и страшилки. Это реальные случаи мошенничества. К тому, что хотя бы отдалённо напоминает такие предложение, относятся с опаской. Поэтому в «Моей смене» поняли, что нужно:

  • Объяснять людям, что такое самозанятость, какие документы нужны, как платить налоги и работать на себя.

  • Подчёркивать, что компания не нанимает людей: она даёт платформу для выбора подработки и связывает человека с директором магазина.

  • Показывать, что компания защищает персональные данные.

  • Объяснять людям, как именно они получат оплату за отработанные смены.

  • Быть прозрачными в юридических вопросах и прокачивать техподдержку.

Это помогает сформировать понимание процесса и укрепить доверие к бренду со стороны будущих временных исполнителей.


       

Екатерина Романенко

Директор по маркетингу в «Моей смене»

«Пользователи не сразу понимают, „что мы такое“, поэтому важна образовательная деятельность. Объясняем, как работает самозанятость и как можно искать подработку в знакомых магазинах у дома через приложение. Сразу прозрачно говорим, как рассчитывается и начисляется оплата, кто за это отвечает, и к кому обращаться за помощью».

Пользователей можно убедить словом. Например, рассказать, что самозанятость — это и возможность подрабатывать по своему расписанию, и тест-драйв работы в конкретной сети. За подработку люди сразу получают деньги, при этом знакомятся с магазином и понимают, нравится ли им там и хотят ли они устроиться в штат. Одни потом устраиваются по ТК, а другие — выбирают смены сами и продолжают выстраивать график, как им нравится.

И можно убедить делом. Прокачать приложение, чтобы оно стало простым и понятным, создать приятный дизайн, настроить работу сервиса на разных устройствах, улучшить техподдержку.

Редизайн — способ прокачать доверие и эволюционировать

Предыстория. Платформа «Моя смена» появилась в 2020 году. Пилотные смены они организовывали буквально через WhatsApp — стыковали работников с директорами магазинов. Первое мобильное приложение было MVP — прототипом для тестирования идеи. Тогда самозанятость была не до конца понятным форматом, и успешность бизнеса оставалась под вопросом.

Со временем пользователи и партнёры потребовали новые функции — просили удобные фильтры и возможность видеть смены на карте. Постепенно функциональность расширялась. Однако устаревшее Android-приложение нужно было улучшать. Старое выглядело так:

Приложения на iOS не было вовсе. Для пользователей айфонов была только веб-версия. Четыре года они просили приложение, но их было мало, поэтому запускать новый продукт компания не торопилась. Однако ситуация изменилась 1,5 года назад: число пользователей iOS значительно выросло. Это стало триггером к пересмотру всей концепции.

Редизайн. Начали с исследований: аналитики провели 35 глубинных интервью и много маркетинговых опросов. В результате построили карту пути пользователя (CJM) и собрали большой бэклог задач. За аудитом UX и созданием нового дизайна обратились к Surf.

Самой сложной частью ребрендинга стал бэкенд — его пришлось адаптировать под новый вид приложения. На это потребовалось немало усилий команды разработки, что привело к достаточному длительному периоду работ над приложением.

Результаты:

Во-первых, продумали приложение для iOS. Теперь пользователям не нужно пользоваться сайтом. Во-вторых, на основе инсайтов разработали дизайн. Сохранили цвета бренда, но сделали виджеты современнее.

В-третьих, исправили проблемы с UX. Например, пользователи больше не застревают на этапе входа и понимают, как выбрать смену и куда загрузить медкнижку. А ещё самозанятые теперь отслеживают подтверждённые смены, статусы и даты поступления выплат в улучшенном разделе контроля доходов.

Это как раз работает на повышение доверия: чем понятнее путь, чем проще совершить каждый дальнейший шаг и чем больше подтверждений успешности каждого действия — тем больше пользователи верят. Уведомления вроде «Файл загружен», «Заявка отправлена» и «Оплата зачислена» очень важны. И зелёные плашки намного лучше горящих красным пустых полей.

«Моя смена» разработала приложения по нашему проекту силами инхаус-команды. Они доступны в App Store и RuStore.

Не позволяем «необязательным» людям разрушить бизнес

«Моя смена» привлекает пользователей, но важно, чтобы они не навредили магазинам. Нужно строго следить за порядком, чтобы сотрудники исправно выходили на забронированные смены, работали по регламентам, соблюдали правила безопасности. Проверенный «Моей сменой» механизм защиты от «необязательных» людей состоит из четырёх шагов.

Шаг 1. Ввести блокировки вместо штрафов

Проект активно работает над доверием. Поэтому для него цифровая дисциплина лучше, чем «наказание рублём». «Моя смена» ввела систему блокировок, которая работает так:

  • Если человек отказывается от смены позднее, чем за 15 часов, он больше не может работать в конкретном магазине. Считается, что он «прогулял» смену. Доступ к работе на точке блокируется.

  • Если человек прогуливает несколько раз, он блокируется на неделю на всей платформе.

  • Если человек прогулял смену пять раз, он блокируется навсегда.

Шаг 2. Создать рейтинг работников

На платформе есть рейтинг подрабатывающих, он влияет на приоритетность показа смен и доступ к ним:

  • Если оценка директора конкретной точки — пять, работник увидит доступные смены в этом месте на час раньше остальных пользователей.

  • Если оценка — один, доступ к сменам в конкретном магазине блокируется для этого пользователя навсегда.

  • Пять единиц от разных директоров — пользователь блокируется на всей платформе.

Шаг 3. Работать с гражданами РФ

«Моя смена» не работает с нерезидентами России: сотрудничать с сетями через платформу могут только граждане РФ. Не так давно у некоторых игроков на рынке возникли проблемы с сотрудниками-мигрантами из-за скачка курса доллара: многие люди уехали домой, было резкое увольнение и дефицит кадров. Для бизнеса это риск.

Шаг 4. Придерживаться законов

Остальные ограничения «Моей смены» — только законодательные. Например, пользователи не могут подрабатывать в «родной» сети — той, где они обычно работают полный день. Для работы с продуктами питания нужна медицинская книжка. А подработки с 16 лет доступны только в ряде сетей-партнёров, и дети не могут работать с алкоголем и сигаретами. Ещё есть ограничение по финансовой ответственности: у тех, кто подрабатывает, её не должно быть. Поэтому через приложение можно взять смену в зале, но нельзя работать за кассой.

Будущее платформы: конкуренция и суперапп

Услуги «Моей смены» не эксклюзивны. На рынке платформенной занятости есть несколько сильных игроков, включая проекты Яндекса и Авито. Но спустя 4 года после запуска «Моя смена» стала лидером: обошла конкурентов по количеству смен, пользователей и географии.

Сейчас платформы конкурируют уже не по доли рынка, а по небольшим деталям. Поэтому команда работает над уникальными фичами и делает упор на сильный UX. Её цель — не просто удерживать позиции, а сделать качественный рывок и обеспечить максимальный комфорт в поиске подработки.

«Моя смена» активно продвигается: использует рекламу, старается чаще появляться «на глазах», повышать узнаваемость и укреплять бренд. Планирует участие в рейтингах и конкурсах, чтобы люди о ней узнали. В 2025 году стоимость привлечения пользователя на первую смену выросла, но не критично — на 20%, в рамках допустимой динамики. Сейчас на платформе зарегистрировано более 1 млн человек, и их число продолжает расти. Ежемесячный прирост — 50–60% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

За время работы над редизайном команда собрала множество инсайтов, которые легли в бэклог на ближайшие два года. Следующий этап — масштабный бренд-маркетинг. А через пару лет команда хочет превратить «Мою смену» в полноценный суперапп, наподобие Т-Банка, который объединит возможности для разных групп пользователей и партнёров. Она интегрирует в систему больше сервисов и новых форматов занятости.

Как показывает кейс, платформенная занятость может стать успешным бизнесом, а продуманное приложение — помочь найти новых работников для магазинов и ресторанов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is