База знаний франшизы: как превратить опыт в деньги
Как сделать и, главное, пополнять базу знаний: изучаем отлаженную систему передачи опыта.

Представьте, вы купили франшизу, но вместо готовых инструментов и помощи получили сотню разрозненных документов и менеджера, который не берёт трубку. В России сейчас бум франчайзинга: оборот рынка превысил 3,18 трлн рублей, только за 2023 год открылось 320 новых проектов. Почему знания — главный актив франшизы и как превратить хаос в работающую систему — разбираем на примере сети, которая выросла до 15 городов за год.
Всем привет. Я — Роман Цветков, сооснователь сети интерактивных игровых пространств нового поколения. Мы создаём светодиодные платформы для активных игр, которые объединяют физическую активность и цифровые технологии.
Знания сотрудников — активы предприятия
Сотрудники в процессе работы получают, обрабатывают и сами генерируют знания. Чтобы эффективно передавать опыт франчайзи, компания тратится на то, чтобы сотрудник прошёл обучающие курсы и получил нужные знания, навыки и компетенции. Работая над задачами компании, работник узнаёт то, чего не знал раньше, повышает свой профессиональный уровень и получает за это всё зарплату.
Значит, знания сотрудника — это актив компании, коль за них заплатили. Но это справедливо только тогда, когда информация доступна не только её носителю, но и всем остальным. То есть, записана в базу знаний и выложена в общее пространство для заинтересованных в ней специалистов.
У знаний в компании два пути: остаться в голове сотрудника и
Компания в принципе не может вырасти физически до тех пор, пока не начнёт собирать знания.
История создания базы знаний Pixel Quest
Pixel Quest — не первый мой бизнес. Другая компания — маркетинговое
Сначала база знаний была организована в Google Docs, как и в большинстве организаций. Это был просто набор документов с инструкциями. Уже неплохо, но не очень структурировано.
Когда Google Docs уже не тянут
С ростом численности сотрудников до 10 человек Google Docs становятся неэффективными — пусть информация и записана в
В 2020–21 годах компания Completo решила переезжать на нормальную платформу управления корпоративными знаниями. Импортозамещение тогда не было ни трендом, ни суровой необходимостью. Выбирать можно было из всего представленного разнообразия сервисов, отечественных и зарубежных.
Смотрели Битрикс, другие решения. Из российских понравился один сервис. Его внедрение не состоялось
В этом сервисе есть две отдельные сущности: статья в базе знаний и урок в обучающем курсе. Статья не может быть уроком, частью обучающего курса. Чтобы донести информацию из статьи до обучающегося, её нужно продублировать в курсе. Встречается в 50 местах — скопипастить 50 раз. И, если начальная информация изменилась, нужно найти все — прямо ВСЕ — эти 50 мест и руками поменять там знания на актуальные, иначе есть риск того, что
Сервис выбран
Следующим кандидатом стал импортный Когда Google Docs уже не тянут Когда Google Docs уже не тянут Confluence. Не будем тянуть интригу — на нём и остановились.
Что хорошо в Confluence — что обучающие курсы состоят из статей базы знаний. Значит, есть один источник правды — статья, которая потом используется не текстом, а ссылкой.
В Completo обучающий курсы создавали в
Создание курсов заставляет интенсивнее наполнять базу знаний, когда автор «набирает» обучающую программу, ему практически всегда не хватает статей. Приходится их писать, чтобы завершить курс.
В Completo все пользуются базой знаний и все помогают её редактировать.
Если человек заметил неточность или неактуальность, он пишет комментарий под статьей. Специальный человек, назовём его Хранитель — именно так, с большой буквы «Х», раз в сутки выгружает все комментарии, проверяет их корректность или же отправляет информацию экспертам, которые способны проанализировать сигнал и отреагировать на него должным образом: внести изменения в статью или вежливо ответить автору замечания о том, что он ошибся.
Хранитель не обязан быть экспертом во всём. Но актуальность, корректность и полнота базы знаний — его зона ответственности.
Внутрянка базы знаний Pixel Quest
Франшиза — это постоянная методическая, техническая, организационная поддержка франчайзи. Разумеется, чем больше знаний оцифровано, тем проще доставить их в нужное место. И вообще, развитая, актуальная, полная база знаний — одно из УТП франшизы Pixel Quest. А значит, ответственность за её ведение, наполнение и поддержание в актуальном состоянии возрастает неимоверно.
Напомним: Pixel Quest — это франшиза центров игр на световом полу. География присутствия — 15 городов России и ближнего зарубежья.
При выборе сервиса задачи были такие же, как и в Completo: чтобы можно было делать курсы из статей, чтобы это был сервис, а не коробка, и, главное, чтобы он был отечественным. Если будет похоже на Confluence — пойдёт в плюс.
Мы с командой проанализировали множество отечественных решений. И остановились на Teamly, потому что эта платформа для совместной работы и управления знаниями имеет похожий на Конфлюэнс интерфейс и близкий функционал.
Содержание статей базы знаний
Наша БЗ состоит не только из текста с картинками. Во многих статьях вместо простыней текста лежат видео — по 1–2 минуты, бывают до 10 минут. Это соответствует последним веяниям в распространении информации: если можешь показать — покажи и дай лаконичные пояснения.
Структура базы знаний
База данных делится на три большие части.
Красный — общие пространства, синий — частные пространства франчайзи, зелёный — пространства управляющей компании.
Первая — «франшизная». В общем разделе содержится информация об открытии торговых точек, подробные инструкции по работе клиентами, маркетинг, продажи. Доступ к этому разделу есть у всех обладателей аккаунтов в БЗ.
Вторая — внутренняя, там информация управляющей компании. Например, о ремонте, о требованиях к франчайзи и так далее. Доступ в этот раздел — только у сотрудников «Большого пикселя».
Третья (точнее, третьи) — по городам. Для каждого франчайзи мы делаем своё рабочее пространство, названное по локации и доступное только сотрудникам
Из этого правила есть одно исключение — Москва. Это пространство доступно всем пользователям БЗ. Москва — самое наполненное информацией, относящейся к работе центров, пространство. Нет смысла дублировать те же статьи по городам и получать проблемы с актуальностью, от которых старались уйти. Пусть в базе знаний будет один источник правды — это азбука.
Есть люди, которые могут читать, модифицировать, архивировать и удалять любую информацию в базе знаний — администраторы.
Обучение на платформе
Из статей, опубликованных во «франшизном» разделе и пространстве «Москва» мы формируем курсы для всех пользователей. Обучение происходит по общему алгоритму:
-
руководитель назначает сотруднику курс;
-
сотрудник читает статью/статьи урока;
-
делает отметку о том, что прочёл материалы урока;
-
проходит тесты, ответы на вопросы которых есть в статьях;
-
переходит к следующему уроку;
-
продолжает читать статьи и проходить тесты, пока курс не кончится.
Ответственным за обучение видно, какой урок проходят конкретные сотрудники. Такие курсы позволяют нам быстро обучать ключевых сотрудников франчайзи, а самим франчайзи обучать линейный персонал.
Курсы включают необходимые шаги для запуска бизнеса, подробное описание стандартов качества и детальную работу с договором и условиями франшизы. Такой подход позволяет новым партнёрам быстро погрузиться в
Наполнение базы знаний
У нас есть чаты с франчайзи. Вот как мы даём ответы в таком чате партнёру из Нижнего Новгорода:
Даже если подходящей статьи в БЗ нет, её нужно написать. Потому что вопрос возник не первый раз, есть сложившаяся практика, есть понимание, как поступать в такой ситуации. В следующий раз, когда статью писать будет не нужно, ответ займёт раз в 20–50 меньше времени.
Каждый уникальный вопрос должен быть оцифрован. Это наш принцип, благодаря которому мы:
а) накапливаем знания;
б) охотно делимся ими, сокращая время на внутренние взаимодействия.
Это не просто вопрос экономии времени. Это вопрос корпоративной культуры и бережливого производства. Не нужно тратить ресурсы дважды, это непродуктивно. В Pixel Quest, равно как и в Completo, вопрос «а ты внёс это в базу знаний?» задавать не просто можно, но и нужно.
Во внутренней коммуникации круто отвечать ссылкой на базу знаний. И не круто — просто текстом.
Кстати, ответ на вопрос из Нижнего таков: если не просят, то деньги клиенту не возвращают. Если просят — приходится, так как обязаны по закону.
Статья выглядит чуть пространнее, что ничуть не роняет её ценность.
Первоначальное наполнение базы знаний велось примерно по тому же принципу: любой заданный вопрос фиксировался в таблице. Потом на него давался удобочитаемый или удобопросматриваемый ответ: текстом, изображением или видео. Все вопросы лежали на одном листе в таблице Google Sheets.
Когда число пар
Секрет успешного внедрения базы знаний в компании
Один из принципов системы менеджмента компании — лидерство. Когда внедрение лучших практик начинается с руководителей, оно обречено на успех.
Все сервисы, которыми пользуется компания, я делаю в первую очередь для себя.
База знаний PixelQuest выглядит очень аккуратно: у всех пространств единообразно оформленные обложки, все статьи структурированы не только уровнями заголовков, но и цветом. И это — отражение позиции руководителя.
У меня есть такой принцип: то, чем пользуешься каждый день, не может выглядеть неаккуратно. Если
Удобный и красивый интерфейс — половина дела. Можно собирать знания и верстать курсы в таблице. Есть кейс: руководитель делал подобные таблицы для того, чтобы подчинённые
Есть другой путь: попробовать самому, понять, что это удобно, что этим можно пользоваться. И тогда уже внедрять.
Первый курс на платформе я сделал сам. Потом вместе с нашим эйчаром мы его тестировали: проходили уроки и тесты, смотрели за прогрессом. Это оказалось удобно, это сделано эстетично. Поэтому курсы прижились и работают.
Всё, что сказано в этой статье о знаниях, для франшизы применимо и важно с коэффициентом Х5. Франшиза — это продажа знаний в первую очередь. А уже потом оборудования, униформы и прочих атрибутов.
Если знания сведены в печатные инструкции — это отлично. Но, чтобы знания всегда были под рукой, чтобы их было удобно искать и читать, в том числе на мобильных устройствах, база знаний предпочтительнее. Благодаря структурированным знаниям наши партнёры знают, как зарабатывать больше конкурентов уже в первые месяцы работы.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.