Одних котиков в рекламе мало: как мы это почувствовали, а нейромаркетинг доказал
Не просто поверили в милых котиков, но и узнали как они работают.
Привет! Наша студия Endorphin Film Production попросила партнёров из AICAP оценить реакцию зрителей на рекламу кошачьего корма. Использовали технологии, которые совсем недавно были недоступны большинству студий: считывание эмоций и айтрекинг. Исследование показало: реклама вызывает те эмоции, которые ожидали авторы, 74% зрителей запомнили бренд и захотели узнать о товаре больше. Рассказываем, как это было.
Мы в Endorphin Film Production знаем наверняка, что милый пушистик в видео ещё не гарантия успеха рекламы. Поэтому для продвижения корма Florida предложили нестандартный сценарий, в котором есть драма, интрига и юмор одновременно.
Такой подход понравился не только заказчику, но и жюри фестиваля Silver Mercury. Ролик получил бронзу в номинации «Лучшее мастерство исполнения видео» и специальный приз «Самый милый котик фестиваля».
Клиент доволен, признание экспертов получено, а что с эффективностью нашей рекламы? Мы ответили на вопрос с помощью нейромаркетинга. Рассказываем обо всём по порядку.
Задача: пусть люди поверят, что корм может вернуть любимых
Ролик стал нашим вторым проектом для заказчика — сети зоомагазинов и ветаптек Petshop. На этот раз компания планировала вывести на рынок новый корм для кошек. Нужно было видео, которое небанально заявляет о бренде и западает людям в самое сердце.
Мы расспросили клиента о целевой аудитории и эмоциях, которые должен вызывать ролик. Определили, к какому действию нужно побудить зрителя, уточнили пожелания. Во время интервью заказчик произнёс фразу, которая зацепила одного из режиссёров, участвовавшего в нашем внутреннем тендере: «Наш корм поможет котикам не грустить».
Буквально на одной этой мысли родился концепт.
После согласования сценария мы две недели проводили кастинги, подбирали локацию, реквизит, одежду для персонажей. С главным героем всё оказалось непросто: первый утверждённый нами кот в последний момент наотрез отказался вылезать из переноски. И это несмотря на то, что он имел опыт участия в съёмках, спокойно познакомился с нашей площадкой и командой.
Пришлось срочно искать другого кота. Нашли за час. И вот уже со вторым кандидатом всё получилось: он героически отработал с нами всю смену.
Сами съёмки заняли 16 часов, процесс прошёл на одном дыхании. Ещё пару недель ушли на монтаж, цветокоррекцию, мелкие правки, саунд-дизайн и клинап. И вот видео готово!
Как мы решили проверить эффективность рекламы
Ролик уже вышел в эфир, когда мы на одной конференции познакомились с AICAP — командой, которая создала платформу для онлайн-исследований контента. Ребята применяют технологии считывания эмоций и отслеживания взгляда в фокус-группах. Нам понравился такой подход, и мы решили досконально изучить эффективность одного из наших проектов.
AICAP: «Endorphin Film Production стали первой продакшен-студией в России, которая проанализировала свой ролик с помощью инструментов нейромаркетинга».
Вместе с партнёрами выбрали для изучения именно рекламу кошачьего корма. Нас интересовали ответы на несколько вопросов.
- Запомнилось ли видео, рекламируемый товар вызвал интерес?
Мы делаем не ролики для фестивалей, а рекламу. Соответственно, нам нужно понимать, захочет ли зритель узнать о товаре подробнее, появится ли желание купить его.
- Ролик вызвал у зрителя нужные нам эмоции?
Заказчику важно понимать, как аудитория воспринимает рекламу, чтобы оценивать риски и сверяться с позиционированием бренда. Особенно это актуально для нестандартных креативов.
- Удалось привлечь внимание зрителя к нужным объектам?
Это нужно знать, чтобы оценить работу режиссёра: решают ли отдельные кадры поставленные задачи. Грубо говоря, если нужно в финале сфокусировать внимание на объекте в правом верхнем углу, а зрители смотрят в другую часть экрана, значит, надо выстроить сцену иначе.
Следим за реакцией: что показал анализ рекламы
Исследование проходило в три этапа.
1. Подбор респондентов
Сначала определили, кого хотим привлечь для исследования. Помимо традиционного соцдема вроде возраста и уровня дохода нас интересовало наличие домашнего питомца. Команда AICAP с помощью своих партнёров — исследовательских компаний — подобрала нужных участников.
Вот какая фокус-группа получилась:
2. Отслеживание реакции и взгляда
На этом этапе используются инструменты, позволяющие определить, куда человек смотрит и какие эмоции при этом испытывает.
Как это происходит? Участники исследования со своего смартфона или компьютера заходят на сайт AICAP по ссылке, включают камеру и смотрят ролик. В это время панель захвата эмоций следит за направлением взгляда и мимикой. Движения мышц лица нейросеть распознаёт как одну из шести базовых эмоций, которые для наглядного представления в этом исследовании объединены в три группы:
- позитивные (счастье, удивление);
- негативные (злость, страх, отвращение);
- растерянность (замешательство).
Наша креативная команда ожидала широкий спектр эмоций — от эпизода к эпизоду. Исследование должно было показать, насколько наши ожидания были верными и ещё — где именно позитив или негатив бьют через край.
В начале кадры мрачноватые, но у большинства они вызывают растерянность или позитивные эмоции: всё же закадровая речь даёт понять, что это не слишком всерьёз. С десятой секунды становится очевидно, что ролик скорее шуточный, при этом зрители сопереживают. На кадрах с психологом, где герои снова сближаются, зрители радуются.
АICAP: «То, что испытывала аудитория во время просмотра ролика, полностью совпало с ожиданиями создателей видео. Что интересно, мы думали, что зрители почувствуют счастье только в конце ролика, когда грустные кадры сменятся сценой, оборачивающей все предыдущие моменты в шутку. Но ребята из Endorphin сказали нам, что зрители должны понять ироничность ролика с первых секунд, и не ошиблись».
3. Опрос
На заключительной стадии исследования мы попросили респондентов ответить на несколько вопросов. Это нужно, чтобы удостовериться, что нейросеть прочитала эмоции корректно. Помимо прочего, поинтересовались у зрителей, насколько им понравилась идея ролика, картинка и звук. Попросили вспомнить самые яркие моменты видео.
Надпись «Останься», нацарапанная котом на диване, точно запала в душу. Как мы и предполагали.
А что с брендом? Вот какое отношение было к рекламируемому товару:
Лучше это делать в процессе: наши выводы после исследования
Это был интересный опыт. В первую очередь он помог нам удостовериться, что мы справились с задачей. Но вообще такие исследования стоит использовать при создании видео, а не после. Это полезно, например, чтобы с аргументами на руках доказать заказчику, почему нужно делать
Правда, надо учитывать, что сбор данных и аналитика занимают несколько дней. Значит, сроки и бюджеты производства видео увеличиваются. Мы как продакшен-студия мечтаем, что в будущем технологии позволят получать данные намного быстрее. Тогда можно будет, например, прямо на съёмках оценивать, насколько правильно выстроена композиция в каждой сцене.
Сейчас инструменты нейромаркетинга быстро развиваются, переходят в онлайн и становятся доступными для разных направлений бизнеса. Наши партнёры прогнозируют, что в ближайшие годы такие исследования будут применяться повсеместно в продакшене и маркетинге благодаря бурному росту нейросетей и их возможностей.
Мы уверены, это поможет брендам и студиям чаще создавать не только классные, но и эффективные рекламные ролики.
Вывод: ставим нейромаркетингу 10/10.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.