Как креативный маркетинг помогает кофейням привлекать новых клиентов. 5 самых эффективных инструментов
Кофе = креатив. Чем удивляют маркетологи.
За 2023 год количество кофеен в городах-миллионниках России увеличилось на 10%, сообщают аналитики сервиса 2ГИС. Рынок стремительно восстанавливается после провала 2022 года, сосредоточившись на малом формате. Значительный рост демонстрирует формат coffee-to-go.
О том, как кофейням не затеряться в массе заведений и креативно привлекать новых клиентов, рассказывает сооснователь бренда замороженных десертов Betty’s cake Наталья Флинта.
Необычные коллаборации
Коллаборации с брендами привлекают внимание и способствуют росту UGC-контента. Например, это может быть лимитированная серия стаканчиков с интересным дизайном и различными надписями. Потребителям интересно их фотографировать и выкладывать в соцсети.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Сеть Cofix вместе с проектом о ментальном здоровье «Это знак» выпустила партию стаканчиков с вдохновляющими и мотивирующими словами. Людям приятно вместе с кофе получать тёплые послания — это мотивирует их возвращаться в кофейню.
А Сеть Даблби вместе с производителем косметики Russian Beauty Guru придумали авторский флэт-уайт «Черная Москва», названный в честь дебютной серии косметики бренда. Напиток подавали в стильных стаканчиках в цветах Russian Beauty Guru.
Своими наблюдениями в области коллабораций, а также современного подхода кофеен к процессу работы поделилась Александра Кислова, бренд-менеджер Maison Dellos, PR-специалист и автор Telegram-канала «Саша Суралмаша».
|
|
Александра Кислова
Бренд-менеджер Maison Dellos |
«Дизайн. Если раньше мы пили кофе из белых чашек или крафтовых стаканчиков, то теперь кофейни предлагают красивую посуду и красочные стаканчики в коллаборации с современными художниками или брендами.
Качество напитка и большой выбор. Кофейни заморачиваются: на каких зернах варить кофе, какое количество сиропов и альтернативного молока иметь в ассортименте. Сейчас можно пить любой кофе в любой вариации.
Ещё один тренд — кофейни в бутиках. Теперь можно зайти на шопинг, например, в Choux или Avgust и выпить вкусный кофе».
Большой ассортимент закусок и десертов
Формат coffee-to-go не ограничивается лишь напитками и кофе: всё чаще на прилавках можно заметить разнообразный ассортимент из закусок и десертов. Обычно это сэндвичи, выпечка, готовая еда и разнообразные сладости.
Посещая кофейни, люди охотно берут десерты в дополнение к кофе, чтобы снять стресс, поднять себе настроение и просто перекусить. Поэтому кондитерские производства активно сотрудничают с владельцами точек общепита. Например, у бренда замороженных десертов Betty’s Cake 60% продаж приходится на сегмент HoReCa.
Ещё одним немаловажным фактором является визуальная составляющая прилавка с красивыми десертами: они привлекают внимание, с ними можно сделать контент, который будет хорошо трендиться в социальных сетях, а пользователи будут генерить UGC-контент с отметками.
Так было с кафе «Бублик» и их крубликами, кубическими десертами и плоскими круассанами, которые захватили все подборки.
Выстраивание комьюнити вокруг своей кофейни
Контакт с целевой аудиторией — основа стратегического маркетинга. Кофейни здесь не исключение, владельцам очень важно понимать, кто их целевая аудитория и выстраивать с ней отношения, повышая лояльность к бренду.
Молодая аудитория больше ценит неформальное общение и концептуальность. На этот сегмент потребителей ориентируется Surf Coffee: все кофейни стилизованы под магазинчики для сёрферов, при этом каждая точка (у Surf они называются «спот») оформлена в своей тематике. Из центральных спотов в Москве и Санкт-Петербурге предлагают начать экскурсию по городу, другие продают мерч, третьи предлагают более широкий ассортимент еды.
Сеть Skuratov Coffee кроме молодёжной аудитории ориентируется на фрилансеров, предлагая быстрый интернет, большие столы, удобные для работы с ноутбуком, и точки для зарядки гаджетов. Выделять специальные зоны для фрилансеров — один из трендов в кофейнях. Например, Starbucks в деловом районе Токио открыли кофейню только для фрилансеров с рабочими местами и уединёнными кабинками на одного человека.
Тематические акции и мероприятия
Будни кофейни оживит тематический день, акция к особенной дате или социальное мероприятие. Суть в том, чтобы гости, чей внешний вид соответствует тематике ивента, получили скидку или бесплатный напиток.
Например, кофейни Cosmic Latte в День космонавтики дарят флэт-уайт или фильтр-кофе всем посетителям, в наряде которых есть что-нибудь, связанное с космосом. Подойдут и свитшоты NASA, и значки с планетами, и даже татуировки. Часто люди просто приходят в заведение, не зная об акции. Кофе в подарок вызывает много положительных эмоций, гости рассказывают об этом в соцсетях, делятся с друзьями. Такая коммуникация создаёт положительный имидж заведения.
Московские кофейни Просвет в честь Первого апреля развлекали гостей игрой в «Камень, ножницы, бумага». Чтобы получить 10% скидку, требовалось обыграть бариста с первой попытки.
Тематические каналы в социальных сетях
О важности присутствия в социальных сетях не говорит только ленивый. У многих кофеен есть свои группы и паблики, скидки за подписку или акции, связанные с размещением UGC-контента.
Следующий уровень — работа с тематическими каналами о кофе. Размещение в подборках, обзор кофейни на канале. Сейчас количество инфлюенсеров, которые рассказывают о кофейнях, увеличилось. Попадание в несколько материалов повышает популярность заведения и привлекает новых посетителей.
Telegram-канал Coffeeinmoscow предлагает подписчикам скидки по кодовой фразе. Летом 2023 канал сотрудничал с сетью спешиалти-кофеен Coffeesphere, производителем 9Bar Coffee и несколькими несетевыми заведениями.
Обжарщик кофе Аэроплан, открывший два заведения в Москве, организовал специальную акцию в коллаборации с каналом Coffeeinmsk. По кодовой фразе гость получал скидку на эспрессо сет и печенье в подарок.
Авторы кофейной карты Москвы и одноименного приложения Coffemap.ru активно сотрудничают с обжарщиками, предлагая 15% скидку на первую покупку.
3 полезных совета
Офлайн непрерывно связан с онлайном, поэтому заранее стоит разработать стратегию продвижения новой позиции меню в социальных сетях. На примере кейсов выше мы уже увидели, что виральность и попадание в ленту потребителя — важный шаг к успеху.
Следите за зарубежными кофейнями и трендами. Да, в материале мы показали классные тренды на примере российских кофеен, но следить за иностранными кейсами тоже очень важно. Рано или поздно они перетекают к нам, и тут важно, кто первый сможет адаптировать и внедрить их в свой бизнес. Главное — это анализ, насколько новый продукт будет актуален российскому покупателю. Например, в Южной Корее очень популярен айс-американо, который продаётся буквально литрами и вокруг этого напитка построено немало маркетинговых активностей. Приживётся ли это на отечественном рынке? Не скоро.
Кейс в кейсе. Рассказывайте о своих запусках, экспериментах и новинках не только для клиентов, но и для профессионального сообщества, делитесь статьями и постами, общайтесь с редакторами каналов направления «city to go». Это увеличит не только вашу узнаваемость, но и доверие, лояльность к кофейне среди аудитории. Всегда интересно узнать о внутренней кухне, а также, о том, что скрывается за занавесом.
Сейчас на рынке сложилась высокая конкуренция, каждый день открываются новые кофейни. Однако в вопросах маркетинга владельцы ограничены только своей фантазией. Существует множество как проверенных временем, так и более креативных способов привлечь внимание к заведению. Важно не зацикливаться на чём-то одном, постоянно пробовать новое, чтобы узнать, что лучше всего подходит именно вашей аудитории.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.