Метавселенные — новые площадки для рекламы и маркетинга. Что там делают российские бренды. Читайте на Cossa.ru

10 октября 2023, 15:17

Метавселенные — новые площадки для рекламы и маркетинга. Что там делают российские бренды

Изучаем данные исследования метавселенных.

Metaverse-агентство Maff провело исследование рынка метавселенных и их аудитории, а также собрало кейсы российских компаний. На взгляд коллег из Maff, вовлечение в иммерсивные пространства работает лучше, чем в социальных сетях, и даёт возможность более детально изучить продукт. По данным агентства, во время прохождения заданий на локациях пользователи тратят больше времени, чем во время просмотра самых популярных форматов в социальных сетях по типу Reels и Shorts.

Что такое метавселенные

Компании могут решать бизнес-задачи с помощью иммерсивных сайтов, онлайн-платформ, игр и VR-приложений. Для простоты мы называем их метавселенными.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Пример свежего кейса Nike в метавселенной Fortnite

Метавселенная — это виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и цифровыми объектами с помощью своих аватаров и технологий виртуальной реальности.

Существуют два вида метавселенных в зависимости от версии интернета, в которой они работают:

  • Web 2.0 — это текущая версия интернета, централизованного, контролируемого и принадлежащего крупным корпорациям вроде Google;

  • Web 3.0 — это следующий шаг по сравнению с Web 2.0. Децентрализованные, принадлежащие пользователям и контролируемые ими интернет-активы.

Аудитория метавселенных

На июль 2023 года ежемесячная аудитория метавселенных — 714 млн пользователей. Большая часть из них использует Web 2.0 метавселенные, а небольшой сегмент выбирает Web 3.0. Разберём 3 наиболее популярные площадки:

  • Roblox;
  • Fortnite;
  • Minecraft.


Roblox. Ежемесячно количество онлайн пользователей в Roblox составляет 210 млн человек, 7 млн — из России. В основном в Roblox играют дети.


Fortnite. Ежемесячно игру посещает более 280 млн человек. Из них 3 млн — пользователи из России. В Fortnite играют не дети, а подростки и более взрослая аудитория: от 16 до 25 лет.


Minecraft. Ежемесячно количество онлайн-пользователей составляет более 180 млн человек, 20 млн из которых — игроки из России. Здесь преимущественно взрослая аудитория, которая годами заходит на платформу и создаёт свой контент.

Количество метаверс-кейсов в России

Для компаний метавселенные стали возможностью расширить аудиторию и предложить новый опыт покупок. Они начали проводить мероприятия в виртуальных мирах, выпускать одежду и выкупать цифровые «земли».

Мы изучили российские бренды, которые выходили в метавселенные, проанализировали, какие виртуальные миры чаще выбирали пользователи и что там делали. А главное, посчитали их количество.


Всего получилось 42 кейса.

Большинство брендов для выхода в виртуальные миры выбирают Roblox. МегаФон, «М.Видео-Эльдорадо» и «Билайн» строили там целые города, а Yappy — несколько планет. ACOOLA и Befree сделали свои наряды для путешествий по метавселенным, а телеканал «Пятница!» построил школу.

Новогодняя локация бренда в Roblox

Были и бренды, которые выбирали другие метавселенные, и даже создавали собственные. «Тинькофф» сделал концерт в метавселенной Decentraland, ГК «ФСК» подвела итоги года в Spatial, а Сбер разработал свою метавселенную, с которой могут сотрудничать и другие бренды. Например, проводить там конференции.

Метавселенная от Сбера

В 2021 году было 5 кейсов, в 2022 — 21 кейс, а только за первую половину 2023 года — 16 проектов. Если эта динамика сохранится, то к концу года кейсов будет в 2 раза больше, чем за прошлый год.

Российские метавселенные

Также стоит уделить внимание компаниям, которые занимаются разработкой и продвижением технологий метавселенной в России.

Сбер — метавселенная, где прошло уже 4 мероприятия. Самое громкое из них — премия для «Нового радио».


VK NFT — активно продвигают NFT. Не только как изображения, но и как билеты на мероприятия в метавселенной.

МТС Акселератор — инвестировали в десяток проектов, которые развивают метавселенные.

Sense Tower — отечественная VR-метавселенная, каждую неделю там проходит по 2–3 мероприятия. Например, мы, metaverse-агентство Maff, перенесли туда бетонный завод Bav Group.


Pixity — метавселенная для мобильных устройств. Самый известный кейс — корпоратив ГК «Самолет».


Voltep — метавселенные для профессионального обучения, градостроения, выставок и онлайн-образования.

Мероприятие в метавселенной Voltep

Как сделать собственное мероприятие в метавселенной

В игровых метавселенных компании открывают кастомизированные локации и привлекают нужную аудиторию. Для успешного продвижения в метавселенной необходимо знать интересы этой аудитории и подбирать формат специально под неё.

Такие ивенты не всегда проходят гладко. У каждой платформы есть технические особенности, которые можно узнать только на практике.

Вот несколько базовых советов от команды Maff.

1. Проводите репетиции. Важно всё отработать и проверить, чтобы все механики работали и открывались как надо.

2. Не перегружайте локацию деталями. На репетиции загруженная локация может работать без проблем, так как на ней присутствует мало пользователей. Но когда их станет больше — может ухудшиться качество картинки. Это не критично, но пользовательский опыт будет уже не тот. Поэтому для массовых мероприятий важно не перегружать локацию излишней детализацией.

3. Уточните у площадки, не запланированы ли технические работы в день проведения вашего мероприятия. Вы можете идеально отрепетировать событие и оптимизировать локацию, но если сама площадка не будет стабильно работать, в этом не будет никакого смысла.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is