Как не слить бюджет на Телеграм. Универсальный гайд по определению накрученного канала. Читайте на Cossa.ru

26 сентября 2023, 16:42

Как не слить бюджет на Телеграм. Универсальный гайд по определению накрученного канала

Выявляем обманщиков и сохраняем бюджет. 4 маркера накрученности.

Как не слить бюджет на Телеграм. Универсальный гайд по определению накрученного канала

Накрутка площадок — настоящая боль для всех, кому хотя бы раз приходилось подбирать канал или группу для размещения рекламы. Вот нашёл хороший канал, оплатил размещение, а трафика нет. Всё просто и понятно: канал накручен, бюджет слит впустую, а где-то радуется весёлый хитрец-администратор.

В BeSeed мы тщательно изучаем площадки для размещения рекламы наших клиентов. Недавно к нам пришёл запрос на размещение посева в каналах с гастрономической тематикой. Клиент предложил несколько каналов, которые, по его мнению, лучше всего подходили для размещения выбранного рекламного сообщения. Экспертиза показала, что 3 из 5 каналов оказались, прямо скажем, подозрительными. Так мы и пришли к идее написания этой статьи. Давайте разберёмся, как не потратить бюджет на пустышку, заранее определив качество выбранного канала.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Мы спросили нашего специалиста по посевам Павла Вострокнутова о том, к каким рискам и издержкам может привести заказ рекламы у накрученных каналов.


       

Павел Вострокнутов

Специалист по посевам BeSeed

«Заказ рекламы у накрученных каналов, где подписчики в большей степени являются искусственно созданными аккаунтами, несмотря на видимое преимущество в охвате аудитории может сулить значительные риски и непредвиденные издержки. Боты не обладают активностью и интересом, характерными для настоящих пользователей, что уменьшает конверсию и увеличивает расходы.

Ещё одним важным аспектом является риск потери репутации. Накрученные каналы скорее всего не будут следить за соответствием контента вашему бренду или ценностям. Это может привести к потере доверия со стороны настоящей аудитории, которая увидит ваш бренд в неподходящем контексте. Кроме того, если администраторы накрученных каналов занимаются размещением рекламы услуг мошенников, таких как каперы или финансовые пирамиды, это также может отразиться на репутации вашей компании, вызвав недовольство клиентов.

Заказ рекламы в накрученных телеграм-каналах может стать дорогостоящей ошибкой как с точки зрения финансов, так и с точки зрения имиджа бренда. Для успешной рекламной кампании следует стремиться к органическому взаимодействию с аудиторией, выбирая каналы, которые действительно соответствуют вашей нише и ценностям, даже если охват будет немного меньше».

Гайд

Наш руководитель отдела планирования и реализации рекламных кампаний Настя Романова подготовила краткую памятку — как определить и исключить подозрительный канал при планировании размещения в Telegram.


       

Настя Романова

Руководитель отдела планирования и реализации рекламных кампаний BeSeed

1. Поверхностный анализ

Если в расчёт планирования берётся некий среднестатистический канал (не какого-то суперпопулярного автора), ER которого превышает 50% — это должно насторожить.

В Telegram существует (практически) универсальный маркер, по которому можно заподозрить канал в недобросовестности. Если в названии канала есть вот такие точки «Абакан • События • Новости» — лучше хорошенько подумать, не входит ли канал в сеть накрученных площадок.

В 80% случаев такие каналы явно окажутся накрученными. Но это не столько способ, сколько повод усомниться в добросовестности канала и его авторов и лишний раз перепроверить. Повторюсь, это не стопроцентный маркер накрутки, но стоит тщательнее проверять каналы с подобными названиями.

2. Проверка канала через Telemetr


Telemetr — неплохой инструмент в формате автоматического определения накрутки на основе собранной статистики. Но практика показывает, что сервис не всегда подмечает разбросы статистики, поэтому следует более детально рассмотреть статистику канала самому.

3. Проверка статистики через TGStat

Для детального определения накрутки стоит проверить 4 маркера.

1. Динамика роста подписчиков. Вполне действенными показателями могут быть:

  • резкие скачки числа подписчиков;

  • неравномерный рост аудитории;

  • прирост от рекламных постов — обычно прирост подписчиков происходит в течение всего дня, а не в какой-то определённый час.

2. Привлечение подписчиков. Неравномерный прирост от рекламных постов может быть связан не с искусственной накруткой, а с тем, что канал промит себя. Смотреть на этот маркер следует именно в этом разделе. Сервис позволяет определить количество упоминаний, конкретные каналы и посты.

3. Анализ просмотров. Раздел даёт более детальную картину по постам и охвату по часам. Как правило, самые большие охваты встречаются в первые часы после публикации поста, далее процент постепенно снижается.

Если спустя где-то 5 часов охват совершил резкий скачок, это может говорить о накрутке. Но сохраняется и вероятность репоста другими каналами. Опять же, проверяем, откуда взялись просмотры — будут указаны каналы, которые сделали репост записи.

4. Вовлечённость подписчиков. По среднему количеству взаимодействий мы видим количество пересылок. Если у канала живая аудитория, то количество пересылок не может равняться 1 и быть ровной шкалой. То же самое касается и ER.

Анализ

С теорией разобрались, теперь переходим к предметному рассмотрению предложенных клиентом каналов по 4 маркерам.

Первым (и самым удачным для размещения) каналом стал авторский ресурс Алексея Поликарпова «ВКУСОНОМИКА | рестораны Москвы и Петербурга».

Подписчики и динамика роста аудитории. Рост подписчиков плавный, без резких скачков:


Привлечение подписчиков. При детальном рассмотрении мы видим наглядную корреляцию между рекламой в Telegram Ads и привлечением подписчиков:


Ресурс размещает рекламу в других каналах, получая объяснимый и реалистичный прирост аудитории:


Анализ просмотров. Все посты набрали максимальный охват в первые часы, затем процент постепенно снижался:


Вовлечённость подписчиков. На графике видно, что аудитория взаимодействует с постами: репостит, комментирует, ставит реакции. Резкий скачок взаимодействия 22 июля объясняется тем, что на канале вышел пост в связи с днем рождения Алексея Поликарпова — аудитория активно поздравляла автора, ставя реакции и комментируя пост:


Мы со спокойной душой внесли канал «ВКУСОНОМИКА» в пул каналов для размещения посева.

Также заказчиком также были предложены каналы, имеющие явные нестыковки в статистике.

Хорошим примером подозрительного канала послужил довольно популярный ресурс ресторанно-гастрономической тематики.

Подписчики и динамика роста аудитории. На графике сильно бросаются в глаза радикальные скачки в объёме подписчиков. Особенно выделяется обрыв аудитории в конце 2022 года, сменяющийся резким приростом к февралю 2023 года:


При более детальном анализе, мы замечаем явную накрутку — приросты аудитории в несколько тысяч в пределах одного часа:


Привлечение подписчиков. Казалось бы, в ответ мы можем предположить вполне адекватную статистику размещений в других каналах:


В то же время, сопоставление времени упоминаний канала с динамикой аудитории по часам не приводит к определению закономерностей. Канал явно использовал рекламные размещения для «прикрытия» процесса накрутки.

Анализ просмотров. Несопоставимо объёмные скачки просмотров спустя 5–7 часов после публикации — веская причина заподозрить канал в накрутке:


Еще один достойный пример недостойного продвижения канала.

Подписчики и динамика роста аудитории. В разделе статистики роста количества подписчиков мы видим резкие обрывы и подъёмы кривой графика:


Рассмотрев статистику подробнее, мы фиксируем явно необоснованные скачки подписок. Кроме того, бросается в глаза процент практически мгновенных отписок — явный маркер «ботоводства»:


Привлечение подписчиков. Раздел «привлечение подписчиков» однозначно подводит черту под фактом накрутки. Канал получил резкие приросты аудитории недобросовестным образом — мы не видим абсолютно никаких упоминаний в других каналах, запусков Telegram Ads:


Анализ просмотров. Уже известный нам «красный флажок» — резкие скачки просмотров постов спустя 5–7 часов после публикации:


Вовлечённость подписчиков. Весьма скромный уровень взаимодействий при вполне ощутимых скачках просмотров:

Выводы

Заказ рекламы у недобросовестных каналов может привести к серьёзному разочарованию. Вместо ожидаемых результатов вы получите слитый бюджет и, что вполне вероятно, репутационные издержки. Несмотря на то, что определение «накрученности» канала — общедоступная и вполне понятная механика, мы всё же советуем делегировать этот вопрос проверенной компании.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is