Тренды в диджитал-дизайне сегодня: минимализм и экспрессия. Читайте на Cossa.ru

16 июля 2023, 12:59

Тренды в диджитал-дизайне сегодня: минимализм и экспрессия

Чекаем дизайн-тренды на экваторе года.

Андрей Малеваник, дизайнер и продюсер образовательных программ в Нетологии, рассказал, как появляются тренды в дизайне, почему они меняются, где используют минимализм и экспрессию, а также каким главным навыком должен обладать дизайнер сегодня.

Хороший визуальный дизайн выступает проводником к решению одной из двух глобальных целей: проинформировать или зацепить внимание. Исходя из задачи и портрета целевой аудитории выбирается подача: различные стили, подходы в расположении элементов и текста. Например, дизайн рекламного баннера промышленной B2B-компании, у которой в клиентах крупные бизнесы, будет сильно отличаться от плаката фестиваля современной музыки.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Как работают тренды сегодня

Главный принцип любых трендов — реакция на происходящее. Это похоже на своеобразный маятник: люди устают от чего-то одного и переходят в другую крайность. Несмотря на то, что часто кажется, что переход создаёт что-либо радикально новое, на самом деле в 99% случаев это новое — хорошо забытое или переосмысленное старое.

Пару лет назад к нам пришёл мощный тренд (и в моде, и в музыке) на 90-е годы. Людям, которые не жили в этот период, кажется, что на их глазах создаётся что-то уникальное, а на самом деле те, у кого в 90-е проходило детство, начали ностальгировать по этой части своей жизни и переиспользовать элементы той моды, культуры, стиля.

Важно отметить, что тренды сами по себе являются производной капитализма и поэтому всегда подчиняются той группе населения, которая обладает деньгами. Иными словами, каким именно будет следующий виток, определяют потребности самых платёжеспособных когорт. Как правило, это люди в возрасте от 25 до 45 лет. Но сегодня мы наблюдаем некоторые особенности трендов в дизайне, которые ранее были менее заметны.

Сокращается срок жизни одного тренда. Ранее тренды задавали тон целому десятилетию — мы чётко могли увидеть стилистику определённого отрезка времени. Например, конец 50-х годов в США характеризуется поп-артом: яркими красками, контрастными изображениями, нетипичными формами, которые пришли в ответ на атмосферу послевоенного времени. Шестидесятые годы — это некая усталость от всего яркого и переход к минимализму, эпоха расцвета технологий, промышленности и модернизма в дизайне и архитектуре. Один из ярких представителей того периода, Дитер Рамс, который во многом определил эстетику того периода. А в 70-е годы маятник снова качнулся обратно: устав от технологичности и минималистичности, популярность начала набирать психоделическая стилистика хиппи. С развитием интернета и появлением цифровой эпохи ситуация изменилась: тренды сменяют друг друга настолько быстро, что чаще всего новый тренд появляется уже тогда, когда предыдущий не успел погаснуть. Отследить, какой стиль олицетворяет хотя бы пятилетие или десятилетие, становится крайне сложно.

Стили сливаются воедино. В своё время я увлекался античностью и в моей голове сложно укладывались эпохи. В результате я нарисовал таймлайн до нашей эры и нашу эру, чтобы визуализировать для себя вехи. И увидел, что огромные этапы развития человечества со временем всё значительнее сокращались, скорость развития росла. Так происходит и в дизайне: сначала тренды занимают десятилетия, а затем начинают сменяться очень быстро. Словно юла: в спокойном состоянии она состоит из отдельной красной и зелёной полос, которые при раскручивании превращаются в единую линию. Поэтому со временем мы всё чаще видим, как одни тренды проникают и дополняют другие или же существуют параллельно.

Новый логотип и айдентика для Overtone Studios inn OKTO:


Минималистичный геометрический гротеск соседствует с рукописным шрифтом, ровная выключка текста и лаконичная композиция макетов соседствуют с экспрессивными иллюстрациями и яркими орнаментами.

Сайт Vana — экосистемы креативных инноваторов, где очень простая вёрстка текста, минималистичная композиция макета сочетается с безумными и кислотными иллюстрациями:


Сайт C2MTL. На первый взгляд, сайт выглядит безумным: сломанная сетка, яркие иллюстрации. Но если разобраться, то по своей сути он очень минималистичный — одна шрифтовая гарнитура, никаких шрифтовых пар:


Типографика, за исключением заголовков, традиционная — с левой выключкой, всё построено по модульной сетке. Если убрать все обвесы, то в своей основе это будет типовой минималистичный сайт в духе модернистского дизайна.

Снижается влияние локальных школ. Глобализация сыграла свою роль и в дизайне. В эпоху 60-х, 70-х, 80-х мы имели очень выраженные национальные школы: швейцарский стиль, французскую, голландскую, японскую школы, польскую школу плаката, которая отличалась протестом социалистическому влиянию через дизайн, американскую школу. Сегодня все эти национальные особенности размылись. Особенно это заметно в цифровом пространстве: если зайти на awwwards.com, где ежедневно выбирают лучшие сайты со всего мира, невозможно по дизайну сказать, к какой стране этот сайт изначально относится.

Рассмотрим ещё несколько примеров: три сайта из США, России и Китая. Несмотря на то, что все они созданы дизайнерами из разных концов света, все они выполнены в трендовой сейчас стилистике диджитал-брутализма:

Сайт студии wantedfornothing из США

Сайт московского дизайнера ARTEM MARKOVSKY

Сайт от пары китайских дизайнеров Ziyu Gao и hong-zhang design.aliyun.com

Глобализация настолько стёрла границы, что определить локальные тренды от глобальных почти невозможно. Конечно, на уровне дизайна мы можем увидеть в Японии, в арабских странах местные мотивы. Но в целом, попадая в любой мегаполис или аэропорт мира, мы оказываемся в плюс-минус одинаковой дизайн-среде.

Без сомнений, этому способствовало развитие интернета. По сути он является миром без границ, где с лёгкостью можно узнать, чем живут люди в других странах и перенять их особенности стиля, даже если ты находишься на другом конце света.

Дизайн должен быть бесшовным. В последние годы люди всё больше устают от цифрового мира, заметен рост интереса к аналоговым форматам, появляется спрос на диджитал-детокс туры. Это логично, ведь цифровой мир становится всё более объемлющим: мы много работаем за компьютером, не выпускаем телефон из рук, да и в целом цифровизация постепенно охватывает все сферы жизни. Поэтому задача дизайна и тех, кто занимается коммуникациями заключается ещё и в том, чтобы дизайн продукта был бесшовным и последовательным. Если человек увидел рекламу в интернете, он должен так же легко посредством дизайна распознать его в офлайн-среде: на плакате, в интерьере магазина, в упаковке. Переходы из офлайна в онлайн и обратно стараются сделать незаметными, чтобы человек жил в одной бесшовной экосистеме.

Чем живёт цифровой дизайн: вальс минимализма и экспрессии

С появлением первых компьютеров и веб-сайтов можно говорить о начале эпохи цифрового дизайна. Если посмотреть на первые сайты, то они в большинстве своём повторяют своего аналогового предшественника — газету, которая выполнена в минималистичном ключе из-за ограниченности формата и своей цели проинформировать читателя. Появление мобильных интерфейсов привело к ещё большей ограниченности размера экранов. Изначально первые интерфейсы экранов смартфона были в стиле скевоморфизма, когда сам интерфейс продукта или иконка на экране имитируют вещи из реального мира. Например, кнопка камеры похожа на изображение фотоаппарата, раздел заметок напоминает блокнот с ручкой, а новости — полку для газет и журналов.


Однако со временем интерфейсы операционных систем, сайтов, информационных порталов и приложений упрощались и пришли к тому минимализму, который существует до сих пор. В результате ближе к 2018–2019 годам очень многие интерфейсы и сайты стали визуально похожи друг на друга, отличить их было крайне сложно. Как такое произошло? Очень просто: развитие экранов шло рука об руку с юзабилити-тестами на реальных пользователях. Выявлялся один вид интерфейсов, который работал лучше всего, и его повторяли сотни и тысячи компаний. В ответ на это обилие и постепенную усталость от неотличимого друг от друга дизайна с 2017 года пошла обратная реакция на экспрессивный, яркий, выразительный дизайн.

Сегодня в 2023 году эта волна немного успокоилась: тренды поборолись друг с другом и появился микс стилей минимализма и экспрессии. Например, в веб-дизайне часто комбинируется минималистичная вёрстка, сдержанная типографика и очень яркий, например, трёхмерный генеративный объект, который совмещается с этим минимализмом. Даже в традиционной банковской сфере в интерфейсы приложений стали добавлять яркие всплывающие экраны с иллюстрациями, чего раньше встретить было невозможно.


Возможно, такое «украшательство» в дальнейшем приведёт к очередному витку минималистичного дизайна в каком-то новом формате.

Навыки, которые стоит освоить, чтобы быть в тренде

Сегодня основной тренд в профессии дизайнера — мультидисциплинарность, когда человек может совмещать в себе навыки множества разновидностей дизайна: веб-дизайн, 3D, моушен, графический дизайн.

Быть многопрофильным и разносторонним специалистом важно, поскольку любой тренд сопровождается коннотациями: минимализм это не о простоте и чистоте экрана, а об ощущении технологичности, премиальности, избранности. Но такие ассоциации могут быть как преимуществом, так и недостатком.

Например, если вы делаете массовый продукт в низком ценовом сегменте, то минимализм в чистом виде способен отпугнуть клиента: он может считать, что продукт выглядит слишком дорого и ему недоступен. Поэтому совмещение трендов и является решением: минимализм скажет о технологичности, а яркая графика создаст восприятие продукта как более доступного. В зависимости от характеристик продукта минимализм и экспрессия в разной пропорции могут давать новые эффекты.

Тренд на мультидисциплинарность связан в том числе с развитием инструментов дизайна, технологической и программной базы. Если раньше в Photoshop можно было только обрабатывать фото и в лучшем случае делать графический дизайн, то сегодня в нём появилась возможность и сформировать 3D, и собрать анимацию, и работать со звуком. Более того, эти инструменты стало легко освоить всего за пару месяцев.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is