9 грехов Яндекс.Дзена: почему мне порой хочется бросить вести блог. Читайте на Cossa.ru

13 ноября 2020, 12:50
4

9 грехов Яндекс.Дзена: почему мне порой хочется бросить вести блог

Тимур Угулава умеет в Дзене и Пульсе. Регулярная колонка с советами, кейсами и новостями по рекламе на UGC-платформах.

Привет, друзья! С вами Тимур Угулава и это моя авторская колонка «ДзеноПульс». Сегодня пойдёт речь о сложной теме, вызывающей множество споров среди блогеров и владельцев каналов — о критике Яндекс.Дзена.

Преамбула

В моей персональной Вселенной существуют два Дзена: первый — площадка для авторов, где я веду свой блог о путешествиях и занимаюсь любимым хобби. Второй связан с профессиональной деятельностью — это рекламный кабинет. И, если вторым аспектом платформы я доволен как слон, то в качестве блогера всё сложнее и сложнее получается ловить тот самый пресловутый дзен. Об этом и поговорим.

Автором в Яндекс.Дзене я стал в 2018 году. И сразу же полюбил площадку: текстовый «неклиповый» контент, открытость команды Яндекса к авторам, вектор на качественный авторский материал — всё это цепляло своей уникальностью. Писать было приятно, хотелось расти над собой и нести в массы что-то интересное и эксклюзивное.

В попытках найти спокойствие и равновесие

Вскоре мой канал попал в привилегированную программу поддержки «Нирвана», я получил персонального менеджера и стал строить планы, разрабатывать контент-стратегию и прикидывать, во что может перерасти приятное хобби.

Прошло более двух лет. За это время Яндекс.Дзен изменился очень сильно. Безусловно, появилось множество хороших нововведений, но раз мы здесь говорим о грехах, то акцент делаю именно на отрицательной стороне метаморфоз площадки.

Признаюсь, периодически меня вообще стали посещать мысли забросить канал, но я их гоню прочь — слишком для этого упёрт. Плотно общаясь с другими блогерами, в том числе и с легендарными дзен-авторами, которые стояли у истоков рождения проекта, я понимаю, что моё отношение далеко не уникально.

Так что же такого происходит в Яндекс.Дзене, что даже топовые авторы начинают продавать свои каналы (и это не шутка)? Есть на то вполне объективные причины.

Сергей, автор канала Travelmaniac, был «лицом» тревел-блогинга в Дзене. Это не хайп, а взвешенное решение

Грешный контент

Грех первый: Желтизна в топе

Критика Дзена за трешовый контент была чуть ли не с основания платформы. Но именно сейчас, как мне кажется, история проявилась в полной мере и достигла апогея. Засилье низкосортного материала перешло все границы, а владельцы подобных каналов открыто хвалятся своими заработками в соцсетях и даже организовывают обучающие курсы.

Есть такой телеграм-канал: «ПРОДЗЕН». Его ведёт Игорь — один из неравнодушных авторов Дзена. Ежедневно Игорь выкладывает собранную парсером выгрузку топ-100 материалов Дзена по просмотрам за предыдущий день. В этих таблицах наглядно видно, какого уровня материал забирает огромное количество показов. А ведь эти охваты могли быть у авторского и качественного контента…

А ещё обратите внимание на явное превосходство видеоформата

Проблема не в наличии треша, а в его масштабах. Будем честны, людям нравится читать подобное, следовательно, умный алгоритм всё больше и больше подкидывает схожего материала. Эффект снежного кома.

Грех второй: Ворованные видео

Как только команда Дзена сделала общедоступной монетизацию видео — открылся ящик Пандоры. В ленту сразу полились терабайты старых мемов и просто ворованных роликов с YouTube. И алгоритм стал щедро одаривать их миллионами показов, которые, опять же, могли оказаться у авторов несколько иного толка.

В чатах манимейкеров много хвастливых комментариев о том, как создаются целые «фермы» из десятков каналов. Дзен их блокирует, но сразу появляются новые. И так по кругу. А в последнее время помимо неуникального видеоконтента в ленте стали появляться ещё и ролики откровенно эротического содержания. Подобное видео было даже замечено на главной странице yandex.ru.

Получается, что модерация пропустила и грубое слово в названии, и содержание ролика

Грех третий: Репутация площадки

Как следствие вышесказанного — падение репутации площадки среди НЕавторов. Негативная оценка присутствует и среди представителей бизнеса. Знаю крупных блогеров, которым пришлось отказаться от нативных размещений в том числе и из-за нежелания рекламодателей размещаться рядом с такими «соседями».

А в ленте потом мы видим подобные публикации

Один из Заказчиков очень точно и лаконично охарактеризовал ленту Дзена:

«Феномен Дзена — в формировании зависимости. Бесконечная лента — это синтаксический наркотик: читатель получает дофаминовый укол, перепрыгивая с одной статьи на другую.

Не ради получения полезной информации (эту информацию легко найти в общей поисковой выдаче), а ради самого процесса. И в этой битве за внимание выделяются статьи с противоречивыми заголовками».

Грешные технологии

Грех четвёртый: Нестабильность

Вкладываясь в развитие своего канала временем и деньгами, неизбежно ждёшь, что покорённые высоты хотя бы частично останутся за тобой, при условии, что канал продолжает развиваться дальше.

Но в Дзене это не так. Сегодня у автора аудитория в полмиллиона человек, а в следующий месяц происходит резкое изменение, все материалы вдруг перестают заходить подряд, и канал проседает в 5–10 раз. Что произошло? Автор исписался?

Я бы так и подумал, если бы не идентичный сценарий у других крупных каналов. Для многих авторов Дзен — это постоянные качели. Никакой стабильности в росте или хотя бы удержании позиций канала быть не может, даже если при этом не меняется стиль, частота публикаций и формат контента. Просто что-то изменилось в алгоритме. А что и изменилось ли — поддержка не сообщит. Приходится начинать вновь и искать, что же произошло в алгоритмических недрах.

Ритм показов двух статей. Очень похоже на прямую конкуренцию. Скриншот одного из авторов Дзена из чата «TravelManiac в Дзен и Пульс»

Грех пятый: НЕядро аудитории

Ещё одна проблема, которая сильно мешает авторам выстроить комьюнити вокруг своего контента — ядро аудитории у канала напрямую завязано на показы, которые даёт алгоритм.

Как мы привыкли делать в других соцсетях: нарабатываем подписчиков, со временем формируется доля постоянных читателей, и наш материал в будущем всегда оказывается у них в ленте.

График канала «Я работаю в банкомате». Прямая корреляция доли постоянных читателей и просмотров всех материалов. Нет показов — нет ядра

В Дзене же процент постоянных посетителей ничтожно мал относительно общего количества читателей канала. Это несложно отследить в Яндекс.Метрике. И дело не только в том, что людям хочется разнообразия и они не привязываются к конкретному каналу. Сама лента (смотри цитату из третьего греха) располагает именно к такому паттерну поведения.

Грех шестой: Непрозрачность статистики

Будучи человеком системным, я всегда большое внимание уделяю цифрам. Чем цифр больше, тем более верные выводы как автор я могу сделать: что лучше заходит, где читатели уходят, как мой канал изменяется и так далее.

В Дзене же со статистикой в ряде форматов дела обстоят крайне скудно. Ролики, к примеру, грешат отсутствием данных о количестве или проценте досмотревших. Нет информации о том, где зрители уходят. Да вообще подробностей нет. Только странное «общее время всех посмотревших». А формат уже давнишний.

Галереи, хоть и являются реинкарнацией нарративов, по пути растеряли вообще всю статистику. Такого раздела просто нет. А монетизация уже есть. Также не хватает данных по аудитории. К примеру, какой процент подписчиков увидел заметки, сколько это составило от общего охвата материала.

Карма так вообще представляет из себя один большой вопрос. Никакой детализации, абстрактные баллы, причём значение Кармы напрямую связано с активностью других каналов в той же категории. То есть абсолютно непредсказуемо.

Ответ менеджера Нирваны на мой вопрос о том, как влиять на Карму

Грешная коммуникация

Грех седьмой: Служба поддержки

«Нирванисты — они блатные», — любят говорить некоторые авторы, не включённые в программу поддержки Дзена. На самом деле ничего блатного в этом нет, материалы проверяются ещё тщательнее, а практическая польза от общения с персональным менеджером в последнее время приближается к нулю.

На вполне конкретные проблемные вопросы авторов зачастую приходят обтекаемые, шаблонные ответы. И, что главное, не дающие никакого понимания, что делать дальше. Нередки случаи, когда на РАЗНЫЕ вопросы разных авторов приходили полностью идентичные ответы (с точностью до запятой).

И это раздражает: создаётся ощущение разговора «в пустоту». Для многих авторов обращение к персональному менеджеру сегодня сводится к просьбе проверить наличие ограничений на публикации, так как встроенная в редактор функция видит далеко не все блоки. К примеру, наличие тега noindex на материале.

Грех восьмой: Отрицание

То, что команда Дзена с самого начала вышла в открытый диалог с авторами — это очень крутой и смелый шаг. Зарубежные социальные платформы так обычно не делают. Но по факту получилось так, что с мероприятий и информационных каналов Дзена декларируются честность и открытость, а при детальном общении вскрывается несколько иная позиция — позиция отрицания проблем.

Это очень хорошо стало заметно по скандалу с фильтром «двухдневности», который произошёл в этом году. Долгое время авторы пытались убедить менеджеров службы поддержки, что что-то не так с трансляцией материалов, что статьи умирают на вторые сутки показов и проблема носит системный характер. Долгое время авторы в ответ слышали лишь «с публикацией всё нормально, материал продолжает транслироваться». И на Дзен-понедельниках вопрос поднимался — нет никакой «двухдневности».

Итог закономерен. Только когда недовольство превысило критическую массу и один из крупнейших авторов площадки написал открытое послание команде Дзена и обратил внимание руководства на ситуацию, на ближайшем Дзен-понедельнике проблема была признана. А сколько нервов и усилий авторов было потрачено?

Грех девятый: Священная корова

Причиной восьмого греха, как мне видится, является то, что алгоритм для представителей Дзена — этакий аналог «священной коровы». Если что-то не так с каналом, если произошло какое-то резкое аномальное изменение статистики, если какая-то публикация не стартовала как обычно, а менеджер при этом не увидел ограничений на своём дашборде то… всё нормально!

Это крайне популярный ответ, который слышат авторы Дзена от поддержки: «С публикацией всё хорошо, давайте понаблюдаем ещё». Предложение рассмотреть вариант, что раз нет ограничений, то может алгоритм сработал как-то не так, уходят в безответное «мы передадим разработчикам».

Последний массовый пример «всёнормальности» — резкое падение CTR на публикациях у многих авторов по темам, которые всегда и гарантированно заходили. Всё нормально! Просто в один момент резко сменился интерес аудитории.

Показательный пример, когда алгоритм дал CTR 0,9%, а промопоказы (другая логика алгоритма) — 2,8%. Поддержка уверяла, что тема статьи изъезжена

Безусловно, всё описанное здесь — моя субъективная оценка, но при этом я постарался быть максимально объективным. В заключение стоит уточнить, что я преследовал две цели.

1. Обратить внимание руководства Яндекс.Дзена на проблемы. Я люблю Дзен. И мне, как и многим авторам, хотелось бы видеть площадку несколько иной.
2. Показать другим авторам и владельцам корпоративных блогов, что в ситуации с отсутствием роста их каналов они не одиноки. И причина далеко не только в том, что надо «писать лучше и больше».

Искренне желаю команде Дзена успехов и улучшения одной из самых крутых социальных площадок рунета!

Ещё больше полезной информации о Дзене и Пульсе можно получить в моём телеграм-канале «ДзеноПульс».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

- 1 +
elbior #
13.11.2020
«Мы передадим разработчикам» — это уже неактуальная история. Это было ещё год-полтора назад.

Сейчас по умолчанию автор не прав, никто не пытается ни в чём разобраться. Ошибки признаются крайне редко, и только очевидные.

В целом техподдержка, несмотря на то, что в ней работают живые люди, симулирует поведение ботов. Все ответы шаблонные и "помощь" заключается только в том, чтобы сказать, есть ограничения или нет.

По факту эту техподдержку можно заменить на красную и зелёную лампочки.
Мне про разработчиков пишут и сейчас, но я достаточно настойчив. Был. Сейчас практически перестал в СП обращаться, только нервничать лишний раз.

А так, да - СП крайне грешит шаблонными ответами, и что самое главное, они пытаются объяснить автору что ВСЕ НОРМ, вместо того чтобы сообщить КАК ИСПРАВИТЬ, ну или хотя бы признать что отклонение имеет место быть.
- 1 +
elbior #
13.11.2020
У меня было один раз чудо чудное.

Было ошибочное ограничение (вечный бан даже, как говорили) и техподдержка давала крайне некомпетентные ответы.

Я в официальном чате к Надежде обратился. Она кого-то пнула.

И произошло чудо — поддержка извинилась за некомпетентность сотрудника. Канал разбанили и начислили 100к бонусных показов в качестве компенсации.

Но больше такого не повторится, я знаю )

В смысле канал забанить могут и даже разбанить. Но бонусы уже не начислят )
ну вот кстати один из моментов, который не попал в эту статью - система компенсаций за ошибки.

Не понятна логика, она вроде есть — промо показы иногда начисляют, но принцип неизвестен. По идее за ту же «двухдневность» многие авторы очень сильно пострадали...

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой