Блогеры и налоги: платить нельзя сбегать. Читайте на Cossa.ru

04 июня, 14:13

Блогеры и налоги: платить нельзя сбегать

Как у блогеров обстоят дела с «обелением» доходов и какие есть варианты легализоваться — в материале Лилии Новиковой из агентства Woombat.

Типичная история легализации YouTube-блогера

Как и зачем легализоваться YouTube-блогеру

Популярный экспериментатор Габар с 1,91 млн подписчиков на YouTube начал вести свою деятельность в 2016 году. По словам самого блогера, работать как физлицо удавалось не так долго.


       

Габар

Видеоблогер, лидер мнений

«Пока было немного просмотров на сериях (до 25 тысяч), рекламу брали максимум в одну серию в месяц, и стоила она 10–15 тысяч рублей.

Как только просмотры на канале выросли и стоимость рекламы стала превышать 30 тысяч рублей за выпуск, у меня не осталось другого выбора, кроме как открыть юридическое лицо. Потому что дальше было два варианта — либо реклама от крупных брендов, а они работают только официально, так как должны проводить платежи, или рекламировать различные ставки, пирамиды и прочее.

Поскольку мы всегда хотели рекламировать хорошие вещи, сразу выбрали первый вариант. Сейчас совсем не представляю возможности работы без ИП, так как и рекламодателей, готовых платить наличными, практически не осталось. Да и платя налоги, работать гораздо спокойнее».

Успей получить ТОПовую профессию в digital со скидкой 50%!


  • Обучайся SMM на практике - создай свое портфолио.
  • Начни зарабатывать через 3 месяца.
  • Получи диплом SMM-маркетолога и помощь в трудоустройстве.
  • Воспользуйся рассрочкой до 2-х лет без первого взноса.
Подробнее

Реклама

Почему многие бренды не работают напрямую

Являясь рекламодателем, которому нужно заплатить блогеру, для начала необходимо обналичить деньги, поэтому нужно завести какой-то договор, возможно, не совсем официальный. Потом как-то провести эту сумму по карте, за транзакции которой также будет взиматься комиссия.

Почему многие бренды не работают напрямую с нелегализванными блогерами

В итоге рекламодатель сверх гонорара вам доплачивает порядка 27% комиссии. Поэтому себестоимость рекламной интеграции увеличивается, что не очень выгодно для бренда. И то, такие ситуации — редкость, зачастую все бренды работают официально. Они теряют не только свои деньги, но и время, рискуют перед проверяющими органами и вынуждены усложнять свои финансовые системы, чтобы оставаться чистыми.

Сейчас на рынке блогосферы ситуация такая: вы немного экономите на налогах, и вынужденно в цепочку отношений вступают агентства по работе с блогерами, которые ещё и по этой причине весьма актуальны в России. Сами же рекламодатели стараются работать официально и работают только с официальными блогерами напрямую. Поэтому «оформленные» работают с крупными компаниями и продюсерскими центрами, повышая качество своего контента и аудитории, потому что количество нулей в контрактах больше, а головная боль и вовсе никого не беспокоит.


       

Алексей Балашов

Менеджер по работе с блогерами компании «Тинькофф Банк»

«Мы не работаем без договора, потому что договор — это единственное, что защищает интересы бизнеса и самого блогера. Если что-то выполнено не так, то на это можно указать и попросить переделать. Во-вторых, бизнес не может просто так перекинуть деньги на карту, нам нужно платить налоги и предоставлять в ФНС все документы, за что и почему мы платим».

По его словам, блогер может просто не выложить рекламу, и никто не докажет, что о ней договорились: договорённости в мессенджерах не имеют юридической силы, а работают просто на честном слове. За переводы на карты блогеру могут заблокировать счёт, в этом случае он просто потеряет деньги, а клиент не получит рекламы.

А выгодно ли это вам?

Являясь лидером мнений, можно увеличить стоимость интеграции, добавив туда процент налога, чтобы бренд официально расплатился с вами. Таким образом рекламодатель заплатит меньше комиссии, а вы получите сумму больше, при этом ещё и включив в эту цену свой налог. Но такая картина была бы хороша, если бы отношения были официальные.

Что и какие преимущетсва получает блогер, если работать официально

Разберём простой пример отношений между ООО и самозанятым:

  • ваши услуги стоят 100 000 рублей;

  • для рекламодателя они обойдутся в 127 000 рублей с комиссией (если оформлен гражданско-правовой договор);

  • если быть официально оформленным блогером, можно немного поднять цену, например, до 120 000 рублей, чтобы чистыми получить 112 800 рублей и оплатить налог в 6% (для самозанятого) — 7200 рублей;

  • рекламодатель экономит 7000 рублей, но главное избавляет себя от налоговых проблем и упрощает работу с документами;

  • а вы получаете плюс 12 800 рублей и отсутствие налоговых проблем.


       

Антон Петухов

Председатель комитета по Influencer Marketing IAB Russia (CEO BloggerBase)

«Также за счёт „обеления“ своих доходов вам откроются все двери в мир рекламы. Потому что при работе с большими и крутыми рекламодателями растёт качество контента, что приводит к росту качества аудитории и её лояльности, и как следствие, к работе с ещё более крупными брендами. Всё это позволит не просто увеличить доход, но и качественно развить свой канал. И приятным бонусом станет не думать о правоохранительных органах. Выгода для всех налицо».

Штраф или судимость?

Конечно же, любой гражданин Российской Федерации должен платить налоги, если он занят в профессиональной деятельности и получает доход. Бо́льшая часть блогеров работает «вчёрную» и получает свой доход на карту, так как наличными уже мало кто пользуется.

Согласно ФЗ № 115, обязательному контролю подлежат операции на сумму свыше 600 000 рублей службой финансового мониторинга, которые контролируют все транзакции по карте. И в любой момент правоохранительные органы смогут вас за это оштрафовать или ещё чего похуже. Например, завести уголовное дело по ст.198 УК РФ, предусматривающей ответственность от уплаты штрафа до лишения свободы на срок до одного года. И это ещё если налог за три года набежал в размере 900 тысяч рублей.

Порой одна рекламная интеграция у некоторых топ-каналов стоит примерно так же. А если вы зарабатываете в десятки раз больше? Все наказания автоматически увеличиваются до 3 — лет, тысяч рублей и так далее. Так платить или не платить налоги?

Платить или не платить?

Решать, конечно, вам. Ещё в 2018 году Госдума призвала всех инстаграм-блогеров платить налоги, оформляя юрлицо на свой аккаунт, но немногие последовали этому «совету». В 2019 придумали самозанятых, и 200 000 людей пожелали легально зарабатывать, но в блогосфере ситуация не настолько улучшилась.

С каждым днём меры ужесточаются, разрабатывается специальный закон о регулировании деятельности всех блогеров, а рекламодатели больше доверяют «легальным». Но если в вашем сердечке до сих пор не ёкнуло, подумайте о заработке, можно работать официально блогером и зарабатывать при этом на 12% больше, уменьшить головную боль рекламодателям, дать самому себе возможность работать с крупными брендами и не думать «а вдруг заметят».

Платить или не платить?

История одного Instagram-блогера


       

Надежда Артамонова

kudri v oblakax, 705 тысяч подписчиков

«Раньше я проводила все платежи через свою подругу-ИП. Но однажды мне надоело просить кого-либо помочь мне с документами, я поняла, что мой блог уже стал не просто хобби, а профессией и работой. И я решила сменить подход.

Если я себя позиционирую как блогер, заявляю своей аудитории, что это моя деятельность, то почему я делаю всё, как мышка. Это нечестно по отношению к самой себе. Так я и пришла к тому, что пора открывать ИП. Не знаю, как это работает, но доход сам собой стал более регулярным и постоянным, суммы увеличились. Я стала гораздо смелее вкладывать в блог, гораздо больше тратить, быстрее расти.

Суммы гонораров выросли, и я наконец-то стала работать не в ноль, а в плюс. Это случилось почти одновременно. У меня покрывались какие-то мелкие расходы, а все эти рекламы, гивы, розыгрыши практически весь бюджет высасывали назад. Сейчас я трачу так же, может, на 30–40% больше, а зарабатываю на 60–70% больше. Так у меня есть стабильный доход, который каждый месяц остаётся мне».

Чтобы налог был наименьшим из всех возможных, нужно выбрать один способ для работы с рекламодателями. А чтобы выжить в условиях кризиса, который подкосил доходы всех, можно подключиться к аналитическим платформам, которые дадут сейчас бо́льшую стабильность в количестве контрактов и возможность наращивания базы рекламодателей.

Выбрать один способ

Стать самозанятым

Самозанятые — это физические лица, которые платят налог на профессиональный доход.

Как заплатить госудраству наименьшую сумму, если ты блогер - самозанятый

  1. Если ваш доход составляет до 200 тысяч рублей в месяц (или 2,4 млн рублей в год), это ваш вариант.

  2. В соответствии с законом, налоговая ставка составит 4% для физических лиц, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%.

  3. Стать самозанятым очень просто — нужно быть гражданином РФ, иметь счёт в банке, а для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог». Вся информация приходит в личный кабинет приложения.

  4. Никто не будет вас больше проверять и ловить за неуплату налогов.

  5. Также это решение является уникальным, потому что в законе прописано, что гарантированно на 10 лет не будет меняться налог на доход.


       

Morskaymar

Мама-блогер с 243 тысячами подписчиками

«Решила работать официально, так как в данный период жизни необходимо подтвердить свой доход, а, во-вторых, чтобы не терять рекламодателей и спокойно с ними сотрудничать напрямую. Закон не нарушаю, налоги плачу, официально работаю и чиста перед законом».

Кстати, режим самозанятых и заработок онлайн поддерживает YouTube-канал от QIWI «Без трудовой», который создан, чтобы рассказать об успехах и провалах людей, у которых нет и не было трудовой книжки.

Стать индивидуальным предпринимателем (ИП)

ИП — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Как заплатить госудраству наименьшую сумму, если ты блогер - индивидуальный предприниматель (ИП)

Есть смысл рассмотреть этот вариант, если вы живёте своим блогом и ваш доход от него составляет более 200 тысяч рублей в месяц.

  1. Регистрация ИП сейчас стала максимально простой. Например, Тинькофф и Точка предоставляют бесплатную услугу (после заявки) на оформление ИП под ключ и являются самыми оптимальными вариантами на сегодня. К вам приезжают сотрудники банка и делают всё за вас. И через 10 дней вы — индивидуальный предприниматель. Удобно подключить «Контур.Диадок» — сервис электронных подписей, который позволяет дистанционно подписывать документы без дальнейших встреч.

  2. При этом всю деятельность с документами тоже берут на себя. В банках есть онлайн-бухгалтерия или личный бухгалтер; персональный менеджер; конструктор документов и так далее. Такая онлайн-бухгалтерия видит все поступления по счёту, напоминает об уплате налогов, помогает подготовить декларацию. Нужно только подтвердить доходы и подписать платежки — всё остальное делает система.

  3. Налог тут составляет 6–7% от всей выручки.

  4. У ИП нет ограничений по финансовым транзакциям, а комиссия за переводы не больше 20 рублей или вовсе её нет.

  5. Также можно привязать банковскую карту к расчётному счёту и спокойно расплачиваться, не имея ограничений на распоряжение денежными средствами.


       

Габар

Видеоблогер, лидер мнений

«Открытие заняло 5 дней, мы воспользовались банком Точка — даже не пришлось никуда ездить, они сами всё сделали. С бухгалтерией разбирался в течение первого месяца, и там оказалось всё просто и отлично адаптировано в личном кабинете, чтобы делать всё самому без помощи бухгалтера».

Как видно, оформить официальную деятельность не составляет труда, проценты на налоги могут быть минимальными, а вы будете в плюсе при любом раскладе. При этом можно активно развивать свой канал, привлекая более крупных рекламодателей и концентрируясь только на интересных предложениях, и не думать о возможных штрафах, судимости и прочем. Так платить или сбегать?

Источник фото на тизере: Фотобанк Photogenica

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.





Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: