Падение органического трафика из Google 2018–2019: кто виноват и что делать
Как сделать так, чтобы в результате очередных обновлений Google ваш сайт не пострадал?
Что такое апдейт основного алгоритма
Апдейт основного алгоритма (core-update) — это масштабное обновление поисковиком алгоритма оценки страниц и формирования поисковой выдачи. В результате core-апдейта возможно изменение позиций сайта по определённым запросам, попадание в топ новых страниц, выпадание из него старых.
Если вы замечали на своём сайте резкий рост или проседание трафика из Google после 1 августа и 27 сентября 2018 года, 12 марта, 4 июня и 25 сентября 2019 года, скорее всего, вы столкнулись с результатами апдейта. Больше повезло тем, чей трафик на сайте резко вырос. Но учтите, что апдейты происходят раз в несколько месяцев, и неизвестно, сохранятся ли позиции вашего сайта в следующий раз.
С чего всё началось
Масштабный апдейт основного алгоритма Google (Core Update) был запущен 1 августа 2018 года. Он известен под несколькими названиями: «апдейт Флорида», «апдейт YMYL», “Medical Update”, «Медицинский апдейт».
Апдейт запомнился тем, что привёл к резкому снижению трафика большого количества медицинских, финансовых, ecommerce и других YMYL-сайтов, содержание которых способно повлиять на благополучие, здоровье, финансовую стабильность и безопасность пользователя. До сих пор SEO-специалисты и владельцы бизнеса устраняют его последствия и ищут способы вернуть упавшие позиции в выдаче.
С августа 2018 по настоящее время несколько раз происходили изменения алгоритма оценки страниц и формирования поисковой выдачи — 27 сентября 2018, 12 марта 2019, 4 июня 2019, 25 сентября 2019. Правда, это были скорее обновления масштабного алгоритма августа, а не что-то принципиально новое. Но проблем владельцам бизнеса каждое из изменений доставило немало — трафик падал не меньше, чем в августе.
Большой резонанс вызвала подкрутка алгоритма в начале июня — она оказалась наиболее катастрофичной для медицинских сайтов, так как привела к резкому падению трафика из органической выдачи.
SEO-специалисты до сих пор исправляют последствия этого обновления: оптимизируют сайты в соответствии с новыми условиями, возвращают позиции в поисковой выдаче и трафик.
Вместе с августовским апдейтом вышло новое руководство для асессоров. Оно обновлялось ещё несколько раз — в мае и сентябре 2019 года, но незначительно.
Руководство для асессоров. Факторы оценки сайта
Асессоры — это специалисты поисковой системы, проводящие тестирование и оценку результатов поисковой выдачи. Их оценки впоследствии используются для разработки машинных алгоритмов ранжирования.
В инструкции подробно изложены принципы и примеры оценки качества веб-страниц. Что прекрасно иллюстрирует, какие страницы Google стремится поместить в топ своей выдачи.
Это не наша догадка — изучить руководство веб-мастерам, пытающимся вернуть упавшие позиции, посоветовал официальный представитель Google Дэнни Салливан.
В руководстве (оригинал) прописана полная информация, а мы расскажем об основных идеях, которые помогут вам сохранить позиции сайта в поисковой выдаче и избежать негативных последствий апдейтов.
Страницы YMYL (Кошелёк или Жизнь)
Одно из важнейших понятий руководства. YMYL расшифровывается как — Your Money Your Life, или «Кошелёк или Жизнь» в русском переводе. Страницы YMYL могут влиять на здоровье, финансовое благополучие и безопасность человека, поэтому к ним предъявляются особенно высокие требования.
К YMYL относятся страницы:
- связанные с правовыми, финансовыми, общественно-политическими вопросами;
- на которых совершаются денежные транзакции;
- связанные со здоровьем и медициной;
- связанные с группами людей по расовому, религиозному, гендерному и другим признакам;
- другие, связанные с серьёзными темами: недвижимостью, поиском работы и подобные.
Именно YMYL-сайты стали главной жертвой серии апдейтов Google. Поэтому апдейты ещё называют — «Медицинские».
Вы в зоне риска, если ваш сайт относится к YMYL-тематике.
Руководство предлагает асессорам оценивать страницу по 5 факторам:
1. Цель страницы
Базовый фактор, на который стоит обратить внимание:
- полезная цель: помочь посетителю сайта решить какую-то задачу и дать необходимую информацию;
- отсутствие полезной цели: дать минимальную и ненужную информацию, заработать лёгкие деньги, не принеся пользы или принеся минимальную, или даже обмануть посетителя, навредить ему.
Если страница преследует полезную цель, специалист Google оценивает, насколько успешно она достигается. Страницы без полезной цели ранжируются максимально низко, если вообще попадают в поисковую выдачу.
2. ЕАТ
Наиболее важный фактор, иллюстрирующий сегодняшнюю политику ранжирования Google, расшифровывается как:
Е (expertise) — экспертность создателя контента, которая позволяет раскрыть материал. Например, про налоги должен писать человек, имеющий соответствующую финансовую и юридическую компетенцию.
А (authoritativeness) — авторитетность создателя контента, материала или самого сайта. Например, автор может иметь экспертность в теме, но не иметь авторитета: не публиковаться, не выступать на тематических конференциях. Для получения авторитетности автор, материал или сайт должны иметь внешнее признание своей экспертности — цитирование, отсылки, упоминания.
Т (trustworthiness) — уровень надёжности. Сайт должен вызывать доверие и лояльность посетителей. Например, на сайте клиники не может быть рекламы сомнительных препаратов. Сайту необходима максимальная прозрачность: указаны контакты, адрес, время работы, условия доставки, информация об оплате, гарантиях, условия рассрочки.
Как прийти к высоким показателям ЕАТ:
-
Создавать экспертный и качественный контент, привлекать компетентных специалистов.
-
Публиковать материалы по темам, на которых специализируется сайт. Например, материал про финансы, размещённый на медицинском сайте, будет низко ранжироваться.
-
Следить за безопасным соединением. Сайт, особенно с покупками и транзакциями, должен быть на защищённом https-протоколе. В отличие от http, этот протокол обеспечивает шифрование данных и защищает их от сторонних изменений и утечки.
-
Заботиться об упоминаниях вашего сайта или бизнеса в сети: отсылки, цитирование, расшаривание в социальных сетях, награды, упоминания в рейтингах и публикациях, привлечение авторитетных специалистов, положительные отзывы.
-
Обеспечить максимальную прозрачность вашего сайта и бизнеса. Вы должны создать уверенность у пользователя и поисковой системы, что у вас надёжный, стабильный и заслуживающий доверия бизнес, дорожащий своей репутацией. Бизнес, который не обманет, не исчезнет через неделю, не проявит некомпетентности в критическом моменте — например, туроператор не оставит клиента наедине с проблемой во время путешествия.
Google отдаёт предпочтение масштабным и давно существующим сайтам известных брендов, а более молодые и локальные проекты выпадают из выдачи. Вы можете следовать всем рекомендациям руководства и усердно работать над развитием сайта, как советует Google, но после апдейта уступить свои позиции более популярному конкуренту. Это проблема, которая может серьёзно повлиять на бизнес тех, кто только набирает обороты.
В медицинской YMYL-тематике в топе часто можно встретить сайты «Комсомольской Правды» и «Аргументов и Фактов».
Высокая экспертиза «Комсомольской правды» в медицинской тематике вызывает сомнения, хотя они иногда привлекают специалистов для комментариев. Но это популярный и стабильный бренд с богатой историей — Google им доверяет и снимает с себя определённую ответственность, предлагая пользователю «КП», а не молодой информационный сайт с тизерной рекламой, от которого неизвестно чего ожидать. В таких условиях получение органической выдачи требует более тщательной работы, чем раньше.
3. Информация о сайте и ответственном за контент
Пользователь должен видеть, кто стоит за сайтом и кого можно привлечь к ответственности в случае возникновения проблем — это может быть организация или бизнес, а не конкретный человек. Например, если интернет-магазин возьмёт деньги, но не пришлёт товар, или на медицинском сайте будет опубликована информация, противоречащая научному консенсусу и способная принести вред.
Информация о сайте должна быть исчерпывающей и внушающей доверие, обычно она представлена на странице «О компании» или «О нас». Вот положительный пример на сайте Инвитро:
Если у вас интернет-магазин, пользователь должен увидеть не только информацию о компании, но и об обслуживании клиентов — условия оплаты, доставки и гарантии. Сайты, обрабатывающие транзакции, требуют высокого уровня доверия со стороны потребителей. Недостаточно указывать в контактах телефон и email, потому что сайт будет низко ранжироваться, если прослеживать цепочку до конца.
И конечно, важны подробные контактные данные.
4. Качество и объём основного контента
Если «Экспертность» — об авторе, обладающем достаточной компетентностью, то «Качество и объём основного контента» — о самом контенте. В том числе о таком, как форма регистрации, игра, видео, корзина покупок, страница 404-ошибки.
Показатели качества контента:
- высокий уровень EAT;
- удобство для понимания;
- функциональность страницы — все процессы работают без перебоев;
- проработанный дизайн, не затрудняющий восприятие;
- соответствие объёма контента его теме — например, сложно написать качественную статью об истории Второй Мировой Войны на 1500 знаков;
- репутация создателя контента или веб-сайта.
5. Репутация
Важнейший критерий высокого рейтинга. Асессоры могут присвоить сайту высокий рейтинг при отсутствии репутации, но при негативной рейтинг точно будет низким.
Хорошая репутация базируется на престижных наградах и рекомендациях от известных экспертов и профессиональных сообществ по теме страницы. Полезную информацию о репутации может дать Википедия — популярный трастовый сайт.
Следите, чтобы информация о сайте и компании, ответственной за сайт, была правдивой и позитивной. Работайте с комментариями на форумах, отзовиках и в соцсетях, так как негативная реакция аудитории может стать причиной низкого ранжирования.
Небольшое количество отрицательных отзывов, особенно для крупного бизнеса — это нормально. Любая компания может задержать доставку или перепутать заказ. А вот информация о мошенничестве, обманах — это уже серьёзная причина для низких позиций в выдаче.
Как предотвратить негативные последствия апдейтов
Мы подготовили список рекомендаций, которые помогут вашему сайту не пострадать во время апдейтов:
-
Отслеживайте обновления алгоритмов поисковой выдачи, которые могут как помочь вашему сайту подняться выше, так и навредить;
-
Сформулируйте цель каждой страницы и оцените, насколько успешно она достигается;
-
Стремитесь к максимальной прозрачности сайта: прописывайте адрес, телефон, контактных лиц и другие свидетельства реального существования компании;
-
Подбирайте информацию в соответствии с тематикой и типом сайта — например, условия доставки очень важны для интернет-магазина, но бессмысленны для информационного портала;
-
Изучите конкурентов в топе выдачи и добавьте то, что встречается у них, но отсутствует на вашем сайте — например, на сайтах клиник, как правило, есть информация о работающих специалистах с их профессиональной биографией, на инфоресурсах — редакционный состав;
-
Указывайте в открытом доступе информацию об ответственных за сайт и заслугах: опыт, награды и рейтинги;
-
Подтверждайте свою экспертность на других ресурсах с высоким уровнем доверия целевой аудитории;
-
Публикуйте качественный контент и привлекайте специалистов — непрофессионалы могут навредить вашей компании;
-
Работайте над репутацией своего бизнеса в сети — отзывы, комментарии;
-
Добавьте на сайт дополнительные разделы с информацией о бренде.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.