Защищай меня полностью: три ошибки регистрации товарных знаков для интернет-магазина. Читайте на Cossa.ru
25 июня, 15:10

Защищай меня полностью: три ошибки регистрации товарных знаков для интернет-магазина

Как корабль назовёшь, так Роспатент его и одобрит.

Защищай меня полностью: три ошибки регистрации товарных знаков для интернет-магазина

В прошлых публикациях мы подробно рассмотрели, как именно товарный знак помогает онлайн-предпринимателям отстаивать свои права в интернете. Зарегистрированный в Роспатенте бренд может стать мощным оружием как при борьбе с рекламой по конкурентам, так и в противодействии собирателям чужого трафика

При этом, конечно, самым важным юридическим щитом для интернет-магазина становится защита доменного имени, которое тоже регистрируется в качестве товарного знака. Правда, в такой регистрации немало подводных камней. Отсутствие представления о них может обойтись дорого: вы можете случайно оказаться без защиты вовсе или получить права на «половинчатый» товарный знак, фактически не охраняющий ваш домен.

Ошибка № 1. «Общеупотребимые слова не защищаются»

Самые лучшие домены для интернет-магазинов с однородным товарным предложением — конечно же, домены «со значением». Потребители хорошо запоминают домены, созвучные их любимым товарам, а поисковики охотно поднимают сайты в выдаче.

Правда, в обмен на любовь и узнаваемость владельцам звучных доменных имён приходится жертвовать их защитным потенциалом. Гражданский кодекс запрещает получать исключительные права на товарные знаки, прямо описывающие продаваемые с использованием этих брендов товары или услуги. Нередко предприниматели, почитав статьи в интернете, толкуют этот запрет ещё более жёстко: «У нас в домене общеупотребимое слово, на него товарный знак получить нельзя!»

Пакет «MUSTHAVE-2020» для digital-агентств и веб-студий


Главный коммерческий пакет MUSTHAVE-2020 для digital-агентств и веб-студий, в который включено сразу 7 различных опций, сервисов и рекламных форматов в рейтингах Руварда на весь следующий год.

Успейте приобрести MUSTHAVE до Нового Года! Cossa рекомендует.

Реклама

Это ошибка. Любое слово или словосочетание, которое имеет словарное значение, вполне можно регистрировать для обозначения тех товаров и услуг, к которым оно прямого отношения не имеет. «Магазин игрушек» зарегистрирован для маркировки шоколада, а «Такси» — в частности, для чая и кофе. Просто товарные знаки регистрируются не для всего на свете, а по определённым классам Международной классификации товаров и услуг (наподобие ОКВЭД для регистрации товарных знаков).

Регистрация товарных знаков интернет-магазинов при отсутствии собственного производства выполняется всегда по одному-единственному классу — классу № 35, относящемуся к продажам товаров и услуг третьих лиц. И, как показывает практика Роспатента, операция по регистрации значимых доменов в этом случае очень часто вполне успешна.


Номер товарного знака Изображение товарного знака Ссылка на сайт правообладателя
614081 101sauna.ru
622355 101TEA 101tea.ru
628213 папироска.рф

Правда, как и в любом процессе, в который вовлечены люди и их субъективное мнение, процесс экспертизы Роспатента не всегда приводит к одинаковым результатам. Поэтому иногда мы сталкиваемся и с отказами в регистрации товарных знаков для подобных доменных имён. А в других случаях можно наблюдать успешно состоявшиеся регистрации товарных знаков для, на первый взгляд, совершенно общеупотребимых товаров — например, для венских вафель (охраняемых именно для товара «вафли», а не каких-нибудь духов) или кондитерских изделий «Муравейник», права на которые в России принадлежат одной конкретной компании.

Ошибка № 2. «Нужно больше классов МКТУ»

Итак, в заявку на регистрацию товарного знака добавлен 35-й класс. Всё уже почти готово, и вдруг вы задумываетесь, почему бы не зарегистрировать товарный знак по более широкому перечню товаров и услуг, благо разница в пошлине +1750 ₽ за каждый новый класс, что уж явно дешевле, чем базовый платёж за первый класс регистрации в размере 10 500 ₽. Это тоже ошибка. Соблазн «застолбить» побольше места для своего товарного знака в разных классах часто ведёт к неприятным последствиям.

В чём риск? Предположим, вы являетесь владельцем доменного имени frukt.ru и открыли на нём онлайн-магазин по продаже свежих фруктов с доставкой. Казалось бы, что может быть логичнее, чем подать заявку сразу по парочке классов — например, по классу № 35, относящемуся к деятельности магазинов, и, например, по классу № 31, включающему свежие фрукты. 

Однако, как мы недавно узнали, для фруктов frukt.ru точно будет описательным — и вашей заявке откажут, причём, скорее всего, «до кучи» завернут и 35-й класс тоже: продавать-то вы фрукты будете, теперь экспертизе всё понятно и допускать такого непорядка категорически нельзя. Это пример того, как жадность губит хорошие заявки. Правда, иногда она их губит хитро — так, что владелец интернет-магазина по неведению может этого и не заметить.

Всё дело в том, что в зарегистрированный товарный знак могут входить элементы, на которые правовая охрана не распространяется. Такие элементы называются «неохраняемые». Например, в товарных знаках № 629691, №  657812, № 362711 к неохраняемым элементам относится надпись «Интернет-магазин».

Но, если в случае с «интернет-магазином» всё более-менее понятно (и не обидно), то совсем не так радужно выглядит ситуация, в которой правовой охраны лишается сам домен.

Ошибка № 3: «Добавим доменное имя в изображение товарного знака»

Итак, как мы только что выяснили, в состав обозначения, регистрируемого в качестве товарного знака, могут входить как охраняемые, так и неохраняемые элементы. Наиболее «популярный» неохраняемый элемент при регистрации доменных имён — это доменная зона (.РФ, .RU и подобные). Это разумно, поскольку ни одному лицу не могут принадлежать исключительные права на доменную зону — даже в двух зарегистрированных товарных знаках Координационного центра национального домена сети Интернет, являющегося национальной регистратурой доменных имён, элементы .РФ, .RU включены в качестве неохраняемых (товарные знаки № 505635 и № 558724).

Когда в качестве неохраняемого элемента в товарном знаке выступает сам домен, это ошибка. Она действительно опасна для владельца доменного имени, поскольку в этом случае регистрация товарного знака никак не меняет статус правовой охраны вашего домена — у вас как не было на него исключительных прав, так и не появится.

Зато вы получаете полные права на изображение товарного знака в целом, часто вместе с замысловатой картинкой, которую вам порекомендовали нарисовать в целях повышения шансов на успешную регистрацию товарного знака. Но и после благополучной регистрации ваша ключевая бизнес-задача — защита домена — не будет решена. Ведь нарушением ваших прав будет только воспроизведение зарегистрированного товарного знака в целом (вместе с картинкой), а не использование его словесной части в доменном имени. 

Так и получается, что товарный знак вроде бы есть, а защита у него неполноценная, «половинчатая», потому что бо́льшая часть нарушений в Интернете связана с использованием сходных слов, а не картинок. И при отсутствии прав на слово, образующее домен, легитимных способов противостоять его использованию в рекламе по конкурентам или тайпосквоттинге просто не будет.

Вот примеры регистраций товарных знаков в отношении доменных имён, в которых непосредственно домен включён в состав товарного знака в качестве неохраняемого элемента.


Номер товарного знака Изображение товарного знака Неохраняемый элемент
427389 КАРНИЗЫ.РФ
534074 ТЕПЛИЦЫВСЕМ.РФ
465584 Врачи РФ

Будьте внимательны и получайте охрану для ваших доменных имён. Впоследствии вам это точно пригодится. Например, в случае упомянутых уже товарных знаков 101TEA, 101SAUNA и ПАПИРОСКА.РФ — словесные обозначения всегда являются охраняемыми (за исключением элемента «.РФ»). На практике, это обеспечивает возможность реальной защиты их владельцев от злоупотреблений ловцов чужого трафика. Причём защита работает даже в том случае, если хитрые нарушители используют не тождественные, а похожие обозначения — например, такие, как 102TEA, 1001SAUNA и ПАПИРОСКА45.РФ.

Чеклист: выбираем и защищаем доменное имя для интернет-магазина

1. Самый простой способ избежать всех сложностей, описанных в этой статье, — сразу выбрать как можно более оригинальный домен для своего интернет-магазина. Не стоит выбирать действительно «говорящие» названия типа «магазин-игрушек» или “online-store” — защитить их не получится. Намного лучше выбрать выдуманное слово или слово, ассоциативно связанное с теми товарами и услугами, которые вы планируете продвигать на площадке своего интернет-магазина.

2. Перед тем, как регистрировать выбранное доменное имя, не забудьте проверить наличие аналогичных ранее зарегистрированных товарных знаков. Возможно, придуманное вами доменное имя нарушает чьи-то законные права — хотя вы пока об этом даже не догадываетесь.

При проверке учитывайте, что товарные знаки интернет-магазинов охраняются по 35-му классу Международной классификации товаров и услуг. Это значит, что вы никоим образом не нарушаете права лиц, у которых товарные знаки зарегистрированы по другим классам (в онлайн-поиске вы всегда сможете настроить фильтр по классам МКТУ, чтобы такие регистрации отсеять из результатов поиска).

3. Если всё ОК и никаких противопоставлений вашему доменному имени не найдено — целесообразно зарегистрировать права на соответствующий товарный знак. При регистрации товарного знака, не удивляйтесь тому, что вам едва ли удастся получить правовую охрану для элементов .рф или .ru. Однако стоит помнить о том, что регистрация красивого обозначения со множеством изобразительных элементов, включающего ваше доменное имя в качестве неохраняемого — с точки зрения защиты прав на домен никакой ценности не имеет.

4. В том случае, если вы всё-таки выбрали доменное имя, прямо характеризующее вид товаров, продающихся в вашем интернет-магазине (ПАПИРОСКА.РФ, 101TEA или подобное) — будьте сдержанны, не набирайте при регистрации много классов и подавайте скромную заявку в отношении продаж, по 35 классу. В конце концов, вы всегда сможете подать ещё одну заявку после успешной регистрации этой.

Если остались вопросы — буду рада ответить на них в комментариях либо по электронной почте.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.



Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: