«Закрой гугл-доки и поменьше сиди в офисе». Как я пришла работать пиарщиком в веб-студию. Читайте на Cossa.ru

15 января 2019, 15:20
1

«Закрой гугл-доки и поменьше сиди в офисе». Как я пришла работать пиарщиком в веб-студию

Специалист по внешним коммуникациям Proscom Полина Василькова о том, как прийти в профессию, несколько раз облажаться и всё-таки начать делать PR.

«Закрой гугл-доки и поменьше сиди в офисе». Как я пришла работать пиарщиком в веб-студию

Раньше, говоря о работе, я часто использовала слово «пиарить». Полтора года я «пиарила» российскую власть в новостях федерального СМИ, несколько месяцев «пиарила» блокчейн-платформу в соцсетях и параллельно — отдельные проекты на фрилансе. Но когда меня позвали в Proscom делать имя веб-студии, я поняла, что вообще-то знаю о PR не так уж много.

Официально я занимаюсь внешними коммуникациями почти год, и за это время я опробовала много инструментов продвижения. Но речь не о них, а об уроках, которые я вынесла, начав пиарить по-настоящему.

IT-конференция МТС True Tech Day 17 мая

Что будет:

  • 5 тематических треков: Main, Development, AI/ML, Cloud, Science;
  • 50 спикеров с докладами про архитектуру, облачные платформы, NLP4Code, вероятностное программирование, безопасность контейнеров и другое;
  • 10 часов нетворкинга;
  • Цифровые зоны и digital-интеграции;
  • А ещё вечеринка со звездой.
Все спикеры и темы уже на сайте. Регистрируйся на True Tech Day. Участие бесплатное.


Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076. ОГРН 1027700149124

Всё по порядку

Упаковка кейсов для конкурсов, выход на потенциальных клиентов, ведение соцсетей и разработка стратегии. Такими были основные блоки моей работы на старте карьеры в PR. Сначала я обрадовалась: такая многозадачность — это не писать новость за новостью весь рабочий день.

Уже в первую неделю в браузере было как минимум десять открытых вкладок, и в течение дня я переключалась с документов с проектами на страницы агентств-конкурентов на Facebook, с них — на контент-план и так далее. Сами задачи казались мне несложными, поэтому и времени я отводила на них немного.

«Да это просто тексты. Я же тысячу разных писала», — подумала я однажды, начав составлять описания кейсов для конкурса и оставив себе на это час. Но час ушёл только на изучение самих проектов, условий участия и работ-победителей. «За день пригласить на мероприятие журналистов? Легко!», — с таким настроем я разослала приглашения сотрудникам отраслевых СМИ в соцсетях и на почту. И за день я, конечно, не справилась.

Спустя пару месяцев таких провалов я поняла, в чём ошибалась. Во-первых, из-за отсутствия опыта в PR я неправильно рассчитывала время, нужное на те или иные задачи. Во-вторых, позиционирование и план с приоритетными целями я оставила на потом, а с этого стоило начать.

Чёткая стратегия, и только потом PR — об этом, кстати, упоминают и руководители digital-агентств в публикации «Как digital-агентству делать пиар».

Взгляд под другим углом

Неопытность отчасти сыграла на руку: у меня не было твёрдых убеждений о «правильных» или «неправильных» подходах в PR.

Например, мне хотелось собрать для студии больше digital-наград. Опытные коллеги советовали сосредоточиться только на двух–трёх конкурсах на слуху, но я решила охватить и менее популярные, руководствуясь в первую очередь известностью организатора. В этом был смысл: награда от Минфина и шорт-лист конкурса ООН оказались неплохим бонусом для имиджа студии.

Ещё на старте я хотела организовать собственный ивент компании с выступлением первых лиц. Но, понаблюдав за игроками рынка, быстро от этой идеи отказалась: digital-сфера больше любит тусовки, чем лекции, и слушать о чужих успехах никому не интересно.

Вместо этого я предложила коллегам провести товарищеский футбольный матч. Вторая команда набралась быстро: на предложение сыграть в течение пары дней откликнулись от разработчиков до топ-менеджеров других компаний. Матчем мы убили двух зайцев: заявили о своей открытости и неформальности, а заодно отдохнули от работы.

Я и сейчас считаю, что не стоит зацикливаться на самых известных способах рассказать о компании. Нестандартный подход может принести не меньше пользы с точки зрения PR, чем проверенные пути.

Коммуникабельность обязательна

Из всех представлений о пиарщиках, которые у меня были до прихода в профессию, только один оказался не стереотипом: общаться приходится действительно очень много.

Мой первый опыт нетворкинга состоялся спустя неделю работы в веб-студии — на церемонии награждения Tagline. Спустя час на мероприятии я общалась с третьим или четвертым представителем digital-агентства. И внезапно поймала себя на мысли: мы больше говорим за жизнь, чем о кейсах.

Тогда я посчитала это ошибкой неопытного пиарщика. Сейчас я считаю, что диалоги шли в правильном ключе. Хорошие отношения с людьми, с которыми я познакомилась, продвигая веб-студию, выстроились именно из-за взаимной готовности общаться не о работе и вне работы.

Например, журналисты скорее откликнутся на предложение того пиарщика, с которым успели познакомиться и наладить коммуникацию. Другие студии и агентства будут голосовать за компанию в рейтингах и помогать продвижению, если знают людей, которые за ними стоят. Я не понимала этого, когда целыми днями сидела за ноутбуком и креативила. Я понимаю это сейчас, когда участвую в различных отраслевых мероприятиях и знакомлюсь всё с большим количеством людей.

PR-менеджер — в некотором смысле амбассадор своей компании. Если она позиционирует себя открытой к диалогу и сотрудничеству, то и человек, который делает PR, должен быть открытым. И совет генерального директора: «Закрой наконец свои гугл-доки и поменьше сиди в офисе», — я считаю лучшим советом для пиарщика. Особенно начинающего.

Предыдущий опыт не бесполезен

Ещё год назад мне казалось, что пиарщик — это специалист «во всех областях и ни в каких». Сейчас я понимаю, что это просто стереотип. Но я рада, что пришла в новую профессию с компетенцией в другой области.

Во-первых, в совокупности у меня было почти три года работы с текстом различных жанров и форматов: от новостных заметок до продающих лендингов. И компании не пришлось учить меня, как оформлять кейсы, в каком стиле вести соцсети и подавать информацию о нас на сайте.

Во-вторых, после работы в крупном СМИ у меня осталось много полезных контактов и представление о том, как не нужно вести себя с журналистами. Часто пиарщики пытаются попасть в издание, не особо разбираясь, кому именно и зачем они пишут — мол, просто сделайте из этого пресс-релиза публикацию. И когда я пришла работать PR-менеджером, то не пыталась повторить этих ошибок коллег по цеху.

Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, я часто общаюсь с практиками PR и маркетинга, иногда изучаю теорию. Собственный опыт работы в других сферах помогает мне быстро справиться с частью задач. А чужой опыт — не допускать дальнейших промахов. И я думаю, это оптимальная схема погружения в профессию PR-менеджера. Тем более, если вы в ней такой же новичок, как и я.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is