Зрелость уберизации: перспективы в российских реалиях
Рассуждает Никита Трунов, операционный директор Aladdin, приложения по убер-модели.
Становится ли убер-модель, как хорошее вино, год от года только лучше? Или рынок уже максимально охвачен, и впереди только долгая стагнация? В 2014 году стартап Uber приобрел такую популярность, что выражение «Uber for X» (модель стартапа по подобию Uber) стали использовать повсеместно для объяснения любой похожей стартап-модели.
О перспективах и рисках уберизации
Популярность убер-модели объяснить просто — в сферах, где классические сервисы и компании оказываются слишком неповоротливыми, чтобы быстро удовлетворить потребности клиентов, под рукой оказывается юркий и гибкий убер-помощник.
Идея «Uber for X» стала популярной, породив целую волну уберлайк-сервисов. Однако успех такси Uber вызван не только и не столько инновационностью продукта. Рынок был готов к нему и нуждался в решении проблемы неудобного вызова такси, недостатка машин и завышенных расценок на услуги перевозчиков.
Важную роль сыграло и тотальное распространение гаджетов, которое обеспечило доступ к услугам простым и понятным способом — без лишней коммуникации и в несколько кликов.
Сергей Топоров Инвестиционный менеджер LETA Capital |
«Я позитивно отношусь к любому проникновению технологий в жизнь, если они делают её удобнее и доступнее. Компьютеры и смартфоны дают огромные возможности — начиная от „всех посмотреть“, заканчивая использованием GPS для трекинга, распознаванием изображений для оценки стоимости услуги, например, ремонта, обменом информацией между участниками процесса, социальным взаимодействием».
Следом за такси уберизация захватила сферы доставки продуктов, логистики грузов, домашних, медицинских и косметических услуг, шоппинга и выбора жилья для путешествий. Если проследить динамику развития убер-сервисов на Западе, можно предположить, что эта экспансия успешно продолжится и в России. Она уже захватывает всё более узкие сегменты сферы услуг, такие как поиск няни для ребенка Urbansitter, уход за пожилыми людьми HomeTouch, выгул собак Wag!.
Александр Чикунов Associate венчурного фонда Maxfield Capital |
«Главное удобство убер-модели в том, что она снимает с человека вопрос выбора (например, в случае с доставкой еды, что есть или что приготовить) и решает стандартные задачи (например, уборка) быстрее и порой дешевле».
Российские эксперты в целом позитивно отзываются о тотальной уберизации рынка.
Вячеслав Дерновский «Интеллектуальный Партнер» |
«Направление перспективное. Первая волна прошла, и теперь надо ждать качественных для потребителя продуктов в этой нише. В России качество — это ключевая проблема всей сферы услуг. В рамках вертикально интегрированных компаний далеко не всегда удаётся поддерживать необходимый уровень услуг, а в случае с уберизированными сервисами это сделать ещё сложнее».
Ещё один аргумент в пользу развития уберизации — растущий тренд на самозанятость. Поколение Y отдаёт приоритет личным интересам и определённой свободе в противовес стабильной карьерной лестнице. Именно они становятся основными драйверами уберизации бизнес-моделей в России.
По нашим оценкам, уже сегодня 20% экономически активных россиян относятся к категории самозанятых, а количество фрилансеров, зарабатывающих в интернете, в 2014–2016 годах увеличилось на 230%.
Однако стоит учитывать и положение дел на инвестиционном рынке: убыток Uber по итогам 2016 года составил $1,3 млрд, а капитализация выросла до $68 млрд. Есть основания полагать, что время лёгких инвестиционных денег на венчурном рынке подошло к концу. Это должно подтолкнуть стартапы ответственнее подходить к балансу между скоростью роста, ростом финансовых потоков, стоимостью привлечения клиента и объёмами инвестиционных раундов.
Ключевые факторы успеха
Сегодня большинство убер-сервисов работают только в мегаполисах России, где цена свободного времени очень высока. Однако эксперты считают, что даже этого рынка достаточно, чтобы развиваться и показывать отличные результаты. Главное условие — действовать оперативно.
Александр Чикунов Associate венчурного фонда Maxfield Capital |
«Промедление — главная проблема домашнего рынка. Если у команды есть какая-то идея, ее нужно реализовывать как можно быстрее, потому что на этом рынке winner takes it all».
Другие ключевые моменты — правильно выстроенные бизнес-модель и сервис. В идеале все участники процесса — и клиент, и заказчик — должны получать ощутимую выгоду от использования приложения, а бизнес привлекать новых пользователей максимально дешево.
Сергей Топоров Инвестиционный менеджер LETA Capital |
«Лучше всего привлекать пользователей органически за счет классного сервиса. Например, компания inDriver умеет строить такси-сервис в городах, куда мейджорам сложно влезть, так как экономически им это не всегда целесообразно. Цена поездки мизерная по сравнению с крупными городами».
Помешать успеху любого нового убер-сервиса, по мнению Сергея, могут следующие факторы: нехватка денег для выхода на необходимый по масштабам рынок, «просчет» с самим рынком или с бизнес-моделью. Обычно уберлайк модели начинают работать при большом охвате пользователей и только тогда несут ценность. Также необходимо учитывать, что маленький в объемах, низкомаржинальный или слишком инертный для проникновения таких мобильных сервисов рынок может просто «поглотить» бизнес.
В поисках перспективных ниш
Казалось бы, рынок уже тотально захвачен, однако эксперты отмечают, что для качественных сервисов всегда найдется место для развития. Например, Вячеслав Дерновский считает, что проект может быть успешен в любой области, если он сочетает правильную экономику и качество услуг.
По нашим оценкам, потенциально достижимый рынок бытовых услуг, работающих по модели Uber в России, составляет 6.9 млрд ₽. Рынок доставки еды с помощью сервисов по модели Uber может достигнуть 4,5 млрд, бьюти-услуг — 5,2 млрд. И это с учетом того, что сегодня убер-модель покрывает небольшой процент российского рынка услуг. В среднесрочной перспективе ситуация может измениться, и убер-сервисам перейдет порядка 30% рынка.
Эксперты рекомендуют ориентироваться на такие показатели как частота использования приложения или фокусироваться на нишевых «тематических» сервисах.
Сергей Топоров Инвестиционный менеджер LETA Capital |
«Для достаточно часто используемых услуг (хотя бы пару раз в месяц), где не важна привязка к конкретному исполнителю, или же для дорогих и редких услуг, но с довольно длинным процессом (например, ремонт, установка окон, дверей) перспективы убер-модели могут быть огромны. Самые очевидные из них — такси и доставка».
Необходимо учитывать, что люди не любят приложения, которые висят «мертвым грузом» и предоставляют услуги, редкие в использовании (не чаще пары раз в год). Решением проблемы в таком случае может стать гибридная модель классифайд уберлайк, которая станет единой точкой входа для массы разнообразных потребностей. То есть по факту будет универсальным сервисом, включающим в себя услуги самых разных направлений (например, YouDo, Proffi.ru). Однако минус такого подхода — перегруженность приложения и сложность в разработке удобной навигации по нему«.
Влияние уберизации на прозрачность и качество услуг
Инструменты убер-сервисов гарантируют нам предсказуемый результат — нам больше не нужно выбирать исполнителей «вслепую», мы можем заранее спрогнозировать результат, выбрать удобный способ оплаты и даже психологически наиболее подходящего нам исполнителя, если речь идет о необходимости более тесного взаимодействия.
Александр Чикунов Associate венчурного фонда Maxfield Capital |
«Лучше всего полезность и нужность убер-модели иллюстрирует пример такси. Ранее абсолютно непрозрачная, крайне фрагментированная и местами опасная индустрия стала одним из лучших примеров того, как можно за несколько лет изменить курс всей отрасли и повысить ее популярность за счет понятного ценообразования, системы отзывов и других механизмов».
Прозрачность уберизации выгодна не только потребителю, но и в определенной степени она играет на руку государству, удачно вписываясь в текущую экономическую повестку дня. Сейчас правительство активно взялось за самозанятых специалистов и стремится жестче контролировать этот рынок. Уберизация однозначно помогает им в этом. Например, мы заключаем договора с исполнителями, мастера платят налоги. Это белые деньги, которые «видит» государство. Получается, наши интересы совпадают, и мы ожидаем, что развитие рынка будет находить поддержку со стороны власти.
Однако до сих пор дискуссионным вопросом остается степень участия сервиса в контроле качества услуг и способах влияния на спорные ситуации, возникающие между исполнителем и клиентом. С одной стороны, серьёзные схемы контроля могут поставить под вопрос экономическую эффективность сервиса, с другой — привнести лишнюю зону ответственности в модель, предполагающую минимальное участие во взаимодействии исполнителя и клиента.
Сергей Топоров Инвестиционный менеджер LETA Capital |
«Главное для разработчика такого on-demand сервиса — качественно проработать важные для его ниши бизнес-процессы контроля качества со всех сторон: компании, заказчика и исполнителя. Будь у меня, допустим, некий чеклист — это бы значительно упростило мне жизнь».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.