Exiterra
28 ноября 2017, 13:30
4753
2

Сделайте это, чтобы не облажаться на выступлении

Базовые принципы для подготовки нормального выступления. Рассказывает PR-директор EnglishDom Наталья Дыбина.

Сделайте это, чтобы не облажаться на выступлении

Советов о том, как сделать выступление интересным, качественным и запоминающимся, великое множество. Однако часть этих советов применима не ко всем. Мы собрали основные моменты, которые подходят для выступления любого уровня — будь то представление доклада в школе или выступление на международной конференции.

Несколько советов для подготовки перед выступлением.

1. Презентация во всех возможных форматах

Компьютеры иногда дают сбой, поэтому стоит рассматривать для презентации форматы всех операционных систем. И на всякий случай полезно презентацию хранить в облаке — флешки тоже иногда ломаются. Оптимально делать в форматах .pptx или .pdf — вне зависимости от ОС файлы откроются.

Презентацию в формате .pptx легче поправить, если вдруг накануне выступления появилось желание что-то добавить или изменить. Формат .pdf гарантирует — картинки и тексты не расползутся, если вдруг на компьютере слетят шрифты. Для любителей macOS — .key (Keynote), но стоит помнить, что файлы такого типа открываются только на компьютерах с macOS (если специально не предустановлено на Windows).

cossa-icons-6.png

Весь интернет-маркетинг за 19 недель!

Cossa рекомендует: онлайн-курс по интернет-маркетингу от Ingate — digital-агентства с 17-летним опытом.

  • 17 учебных блоков по ключевым вопросам интернет-маркетинга
  • Поддержка менторов
  • Диплом
  • Cтажировка в топовых агентствах России
  • Помощь в трудоустройстве
Узнать больше >>

Реклама

2. Разумный выбор одежды

Выбранная для выступления одежда должна соответствовать не только регламенту мероприятия. Отдельно стоит учесть фон, окружающий интерьер и освещение. Даже самая красивая и подходящая по дресс-коду одежда может серьёзно испортить внешний вид спикера из-за контраста с фоном презентации или неправильно выстроенного освещения.

Современная техника позволяет этого избежать, но лучше проконсультироваться с теми, кто будет снимать, фотографировать и транслировать выступление.

Классическая белая рубашка в холодном свете ламп сделает из спикера живого зомби, а блестящая одежда может превратить его в ходячее зеркало.

3. Презентация и факты

Количество слайдов может колебаться от 10 до 15 штук, но не превышать 20. Даже если выступление запланировано на два часа — каждый слайд должен содержать в себе короткую, ёмкую и понятную информацию. Это и упрощает восприятие текста для зрителей, и лишает спикера возможности читать слайды. Фото — неплохой вариант для иллюстрации тезисов, но удачнее будет инфографика или диаграмма, хотя сделать её сложнее.

Дополнительно стоит подготовить факты и интересную информацию, которая будет полезна слушателям и сделает выступление более красочным и насыщенным. В любом случае, в презентации должна быть внятная информация о продукте, услуге, ситуации, проекте.

После прослушивания речи не должно возникать вопроса «А про что вообще речь?».

4. Репетиция выступления

Чем раньше будет готова презентация, тем больше времени будет на качественную подготовку речи. Обязательно нужно проговорить своё выступление вслух, чтобы проверить хронометраж. Самая лучшая репетиция — перед родными или коллегами. Но всё хорошо в меру — как только поняли, что уверенно чувствуете себя в теме и знаете всю презентацию — дайте себе отдохнуть.

Следует учесть несколько моментов при подготовке.

1. Речь должна быть подготовлена таким образом, что если презентация не запустится по техническим причинам или в середине выключится — выступление всё равно продолжится, только без демонстрации слайдов.

2. Заранее поинтересуйтесь уровнем слушателей. Для каждой аудитории есть свой уровень лексики, свои специфические словечки и формулировки, по которым вас опознают как своего. Это поможет наладить контакт с аудиторией. Безусловно, не надо говорить на уровне трёхлетнего ребёнка, но и пересыпать свою речь очень сложными терминами тоже не стоит.

3. Запасной план должен быть всегда. Поэтому необходимо продумать варианты действий для каждой, пусть даже самой невозможной ситуации: от пролитого на рубашку кофе до нашествия инопланетян. Подготовка к различным ситуациям позволяет сохранить хотя бы относительное спокойствие, если вдруг такая ситуация действительно произойдёт.

4. Обязательно нужно поставить себя на место зрителей и попытаться представить вопросы, которые могут быть заданы. Чем большее количество возможных вопросов будет проработано заранее, тем меньше вероятность быть пойманным врасплох. Отдельно стоит проработать ответы на «неудобные» вопросы, касающиеся недостатков или «тонких» мест.

5. Выступление

Чем серьёзнее уровень мероприятия, тем больше волнений перед ним. Некоторые неопытные спикеры перед выступлением стараются убрать эмоции и даже пьют успокоительные. Это не самый удачный вариант, поскольку подобное превращает человека в зомби, не способного реагировать на нештатные ситуации. Запомните несколько основных моментов:

  • волноваться нормально, вы живой человек;
  • выступление не должно пройти идеально, это не запуск шаттла;
  • вы справитесь с любой ситуацией, ведь никто так, как вы, не разбирается в теме вашего выступления.

Пара полезных советов

1. Обязательно взять с собой бутылку минеральной воды. Если потеряете мысль или будет неудобный вопрос, всегда можно выпить воды, выиграв тем самым пару секунд на подумать.

2. Данные запоминаются плохо, особенно, если их много. А вот интересные факты — куда легче. Например, общая длина кровеносных сосудов человека больше длины экватора Земли в два раза: около 100 тысяч км, а экватор — чуть более 40 тысяч км.

3. Презентация — это диалог, а не монолог. Поэтому отвечать на вопросы лучше по ходу выступления.

4. Как быть, если вы не знаете ответа на заданный вопрос? И что делать, если вас пытаются спровоцировать, обидеть, оскорбить? В первом случае — честно признайтесь и предложите после выступления обменяться контактами и выяснить подробности специально для спрашивающего.

Сложнее, если в вашей аудитории оказался провокатор. Не вступайте с ним в споры, они «питаются» такими дискуссиями и постараются выставить вас в неблаговидном свете. Отвечайте опять же напрямую — «ваш вопрос не касается темы нашего обсуждения» и переходите к следующего вопросу или следующему разделу выступления.

5. Нужно смотреть в зал. Не перед собой в пол, не на потолок, не на стену, а в зал. Лучше всего скользить взглядом от одного человека к другому, глядя то в глаза, то на шею, то на руки слушателей в разных концах помещения. Это позволит и наладить зрительный контакт с аудиторией, и расслабиться по мере выступления. Не замирайте, жестикулируйте, если есть возможность — ходите по сцене. Ведите себя так, как-будто давно знаете собравшихся в зале людей и рассказываете им увлекательную историю.

Публичные выступления — непростое испытание для любого эксперта, и далеко не всем удаётся с ним справиться. Поэтому, если есть возможность выбирать спикера, то стоит это сделать, исходя из его типажа.

Спикер должен не только разбираться в своём деле, но и любить его. Если у говорящего не горят глаза от того, о чём он говорит, аудитория вяло воспримет такое выступление.

Речь спикера не должна быть монотонной и скучной. Чтобы привлечь внимание к себе, расшевелить зал, спикер обязательно должен шутить, делать отступления, личные комментарии — это позволит сделать выступление живым и запоминающимся. В противном случае к концу выступления зал может уснуть.

public.gif

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

✉️ Самое интересное шлём по почте, не чаще двух раз в неделю.

Комментарии:

- 0 +
Спасибо за советы!
Ответить
- 0 +
Артем, буду рада, если они пригодятся)
Ответить
Ответить?
Реклама

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой