Один бренд хорошо, а два лучше. Как работает кросс-маркетинг. Читайте на Cossa.ru

23 мая 2017, 15:00
4

Один бренд хорошо, а два лучше. Как работает кросс-маркетинг

Коллеги из Ассоциации Ко-Маркетинга России делятся яркими кейсами и рассказывают, как получить выхлоп от совместных кампаний.

Один бренд хорошо, а два лучше. Как работает кросс-маркетинг

Кросс-маркетинг (взаимовыгодные проекты, организованные двумя и более компаниями) применим во всех сферах, независимо от формата и масштаба бизнеса. Любая форма совместной маркетинговой деятельности обладает очевидными преимуществами:

  1. Позволяет увеличить базу потребителей, клиентский поток и трафик за счёт аудитории партнёра.

  2. Помогает создать уникальное предложение.

  3. Снижает маркетинговые расходы.

  4. Предлагает решения проблемы покупателей и стимулирует их к покупке.

  5. Повышает лояльность.

  6. Способствует дополнительному PR.

Если вы только начинаете знакомство с кросс-промо, стоит узнать о некоторых лайфхаках, которые облегчат жизнь и не дадут сделать неправильных шагов на пути к успеху.

1. Определите подходящий формат

Промоакция

Перекрёстная промоакция позволяет обмениваться целевыми группами, перенаправлять трафик с партнёрской точки продаж на свою и наоборот. Способствует расширению клиентской базы, росту продаж, повышению лояльности покупателей и узнаваемости брендов.

Кому подойдёт: по большому счёту кросс-промо подходит всем. Это продуктовый ритейл, производители продуктов питания и напитков, магазины косметики, одежды, обуви, аксессуаров; турагентства, производители стройматериалов, оконные компании, кафе и рестораны, магазины электроники и детские комнаты.

каляев-ремит.jpg

Кросс-промо мясных магазинов «РЕМИТ» и меховой фабрики «КАЛЯЕВ»: при посещении магазинов «РЕМИТ» все покупатели получают купон на бесплатный меховой подарок в «КАЛЯЕВ»

Совместное мероприятие

Помогает напрямую контактировать с представителями целевой аудитории. Позволяет собирать контакты потенциальных покупателей, знакомить их с образцами своей продукции. Способствует повышению PR, распространению.

Кому подойдёт: автодилерам, производителям косметики и парфюмерии, торговым сетям, развлекательным заведениям, кафе и ресторанам, журналам, интернет-порталам, производителям компьютерных игр.

Sail Band Cup 2.jpg

Участие Audi City Moscow в регате Sail Band Cup

Marie_claire_devichnik.jpg

Девичник Marie Claire в универмаге «Цветной»

Совместная реклама

Позволяет существенно снизить затраты на изготовление рекламных материалов, оплату телеэфира, аренду щитов. В случае с наружной рекламой совместными усилиями можно создать необычную инсталляцию. Способствует повышению узнаваемости и помогает укрепить общее восприятие брендов.

Кому подойдёт: любой компании независимо от формата, которая активно использует традиционную рекламу для продвижения.

8-30-Guerilla_SwimCo1.jpg

Вода Dasani и глянцевый журнал Sports Illustrated Swimsuit Edition — с помощью гигантской соломинки «соединили» модель и питьевую воду

Взаимная реклама

Способствует расширению охвата, повышению узнаваемости бренда, лёгкому принятию второго бренда, если потребитель уже лоялен к первому.

Кому подойдёт: любой компании независимо от формата, которая активно использует социальные медиа для продвижения.

4.png

Компания Macy’s разместила на своей страничке в Facebook пост благотворительного фонда Make-A-Wish-Foundation, исполняющего желания смертельно больных детей, благодаря чему собрано более $2 миллионов

Совместный продукт (кобрендинг)

Способствует привлечению новой аудитории, вносит новшество в имидж компании, дополнительный PR, реклама, повышает лояльность покупателей в случае предложения решения проблемы потребителя.

Кому подойдёт: производителям товаров и услуг, разработчикам ПО, создателям приложений, ИТ, компаниям, занимающимся высокими технологиями.

89897-qiwi_post_image_photo.jpg

Fix Price, Pick Point и QIWI создали сервис по доставке товаров

кобрендинг Intel - Xiaomi 3.jpg

Xiaomi и Intel выпустили «умные» кроссовки

Кобрендинговые карты

Стимулируют большее количество операций, вовлекают клиентов в длительные отношения с помощью программ по накоплению баллов, бонусов или миль, повышают лояльность за счёт cashback и выгодных условий кредитования.

Кому подойдёт: банкам, торговым сетям, авиа-, ж/д-перевозчикам, турфирмам, гостиницам, АЗС, крупным интернет-магазинам.

tbalikarta1.png

Карта «Тинькофф-Aliexpress»

Mastercard Перекресток–Альфа-Банк.png

«Перекрёсток — Альфа-Банк»

Коалиционная программа лояльности

Способствует большему числу операций по банковским картам, повышает лояльность за счёт cashback и других выгодных предложений. В идеале потребитель пользуется услугами пула компаний.

Кому подойдёт: продуктовый ритейл, торговые сети, АЗС, аптеки, мед. учреждения, автосалоны, автомастерские, строительные компании, магазины электроники, турфирмы, фитнес-залы.

Совкомбанк Халва.jpg

Возможностей масса: для производителя соевых соусов и ресторана актуальным форматом станет проведение совместной бесплатной дегустации. А для магазина колбасной продукции — перекрёстная раздача купонов и подарочных сертификатов от компании-партнёра. Банки могут предложить создание кобрендинговой карты на своей платформе, а шоурумы — провести взаимную рекламную кампанию с партнёрами в социальных сетях.

2. Найти того самого партнёра

Определив приблизительный формат совместной маркетинговой активности, маркетологи и владельцы бизнеса должны ответить на главный вопрос — где искать партнёров. Специалисты по продвижению, которые регулярно проводят кросс-промо, наверняка имеют более-менее сложившуюся базу компаний, с которыми пересекаются интересы взаимного продвижения.

Значительную поддержку малому бизнесу — так называемым «крафтовым» местам — оказывает платформа «Рокетбанка», предлагая стать участником программы «Крафт by Рокетбанк».

Крафт by Рокетбанк.jpg

Большую информационную и моральную поддержку всем желающим освоить кросс-маркетинг оказывают в Ассоциации ко-маркетинга России. На базе АКОМ успешно работает онлайн-сервис по поиску партнёров для совместных акций. На сегодняшний день на сайте размещено более 40 предложений, в том числе от «М-Видео», 585 GOLD, меховой фабрики «КАЛЯЕВ», международного издателя онлайн-игр компании 101XP, ЖК «Новые Ватутинки» и многих других.

Как ещё искать партнёра: обзвонить коллег, сделать email-рассылку, пригласить к сотрудничеству представителей компаний при личной встрече на тематических конференциях или выставках. Но при этом стоит помнить о том, что далеко не любой контакт может впоследствии принести удачное сотрудничество.

Прежде чем предложить организацию совместного проекта, проверьте потенциального партнёра по следующему списку:

  1. Ваши товары не конкурируют.

  2. У вас схожая целевая аудитория.

  3. Товары находятся в одном ценовом сегменте.

  4. Товары или услуги дополняют друг друга.

  5. Представитель компании-партнёра является ответственным человеком и с ним приятно работать.

Неудачным примером кросс-маркетинга является совместная акция фитнес-клуба и школы йоги. Во-первых, эти компании имеют разную аудиторию. Во-вторых, их услуги конкурируют.

Удачный пример: частный авиаперевозчик VistaJet в преддверии Пасхи провёл совместную кампанию с ювелирами из Faberge. Первое: они перекрасили флагманскую модель одного из чартеров и нанесли изображение яйца, придав самолету яркий праздничный вид. Второе: предложили пассажирам прямо на борту самолёта ознакомиться и приобрести ювелирные изделия из уникальной лимитированной коллекции.

2013-05-02-FabergeVistaJet.png

2013-05-02-Screenshot20130502at12.26.05.png

В итоге Faberge реализовал свою продукцию (стоимость изделий начиналась от $7900), а компания VistaJet назвала совместную акцию ключевым моментом для привлечения новых и поддержания лояльных отношений с имеющимися клиентами. Всё просто. Многие пассажиры VistaJet — ценители роскоши и знатоки классического и современного искусства, поэтому предложение приобрести изделия Faberge пришлось им и по душе, и по карману.

3. Создать уникальное предложение

Когда нашли партнёра и определили приблизительный формат взаимодействия, можно дать волю фантазии и поразмышлять на тему предложения для своих клиентов. Сделать его таким, чтобы оно по-настоящему цепляло. Масса удачных примеров совместной маркетинговой деятельности демонстрируют абсолютно разные подходы.

Скандальность

Примером такого сотрудничества является кобрендинг Durex и Burger King. Оно действительно шокирует и вызывает бурю эмоций. Известные провокаторы из Burger King предложили выпустить презервативы со вкусом наггетсов. Популярная акция «9 за 69» (теперь 9 презервативов за 69 рублей) приобрела новый неоднозначный оттенок. В целом маркетологи добились своей цели — их заметили, про них говорят и даже больше — их продукцию уже ждут.

burger king.jpg

Боль клиента

Если вы знаете, чего хотят ваши клиенты, но не уверены, как решить их проблему, ко-маркетинг вам в помощь. Совместными усилиями созданы отличные решения, которые повысили лояльность покупателей и увеличили продажи обеих компаний.

Oral-b уже не первый год реализует зубные щётки с батарейками Duracell, потому что они качественные и долго работают. Gillette при поддержке интернет-магазина Wildberries предложил своим клиентам бесплатную доставку бритв и сменных лезвий прямо на дом.

1205577_original.jpg

Многолетнее сотрудничество производителя мебели и предметов домашнего обихода компании Potterybarn и магазина красок Sherwin-Williams также основано на потребностях клиентов.

Менеджеры мебельной фирмы уловили тенденцию: покупатели, просматривая каталог с мебелью, интересовались второстепенными деталями. Какой оттенок использовал дизайнер в этом случае, а какой цвет стен подойдёт под наш диван? Подобные вопросы клиентов навели руководство мебельной компании на мысль о совместном проекте с производителем красок. В итоге был создан онлайн-сервис, где пользователи могли увидеть свой будущий интерьер и самостоятельно подобрать цвет стен, полов и потолков к выбранной мебели. При покупке мебели они получали скидочный купон на краску в магазине партнёра. Акция длится уже несколько лет.

coupon.jpg

Интерес

Как известно, предложение получить скидку работает всё меньше. На фоне бесконечных розыгрышей и предложений получить бесплатный подарок компаниям всё тяжелее привлекать целевых потребителей банальными способами. В этом случае стоит предложить им то, что их действительно заинтересует.

Пример. Кондитерская и детский город профессий проводили перекрёстную акцию со следующей механикой: все посетители города профессий получали купон, гарантирующий скидку на праздничный торт в кондитерской. Отдача была, но не такая, как хотелось бы. Тогда условия акции немного изменили и предложили всем покупателям тортов в кондитерской бесплатное посещение города профессий. Оказалось, что бесплатное посещение гораздо привлекательнее скидки для покупателей. Вложения окупились с лихвой. Кондитерская увеличила количество заказов на торты, а город профессий продал рекордное число месячных абонементов.

Уникальность

Гораздо проще «родить» уникальный продукт не в одиночку, а совместными усилиями. Наверняка многие слышали о проекте Red Bull Stratos, когда австрийский скайсёрфер прыгнул из стратосферы с высоты 39 километров? Прыжок смотрели одновременно более восьми миллионов пользователей, что стало рекордом YouTube. Но мог бы производитель энергетиков Red Bull добиться такого ошеломительного успеха в одиночку? Думаю, вряд ли. На протяжении многих лет Red Bull проводит экстрим-фестивали и прочие крутые акции при поддержке производителя портативных камер GoPro. Именно совместными усилиями создаются уникальные видеоролики, набирающие миллионы лайков.

4. Продумать всё до мелочей

Невозможно создать единый шаблон всех действий, которые следует совершить, и всех показателей, которые нужно отследить.

Но мы всё-таки попытались и создали приблизительный список того, на что стоит обратить внимание при подготовке и проведении кросс-маркетинговой активности:

  1. Механизм сбора и обработки информации по базе клиентов компании-партнёра.

  2. Объём кросс-баз к обмену и его периодичность.

  3. Согласование мотивационных дисконтов и иных решений, которые способствуют мотивации целевых и нецелевых контактов.

  4. Контакты лиц, курирующих и отвечающих за подготовку и проведение кросс-акций.

  5. Контроль показателей активности партнёров.

  6. Мотивация сотрудников, задействованных в кросс-промо.

  7. Ведение сейл-баз. Выделение моментов, требующих работы с возражениями, повышения эффективности кросс-акций. Или — отслеживание отзывов участников акции в интернете.

Совместный проект необходимо контролировать на всех этапах — от согласования условий и до многостороннего анализа полученных результатов.

На что стоит обратить внимание, оценивая итог совместной работы:

  • уровень продаж до и после акции;

  • учёт количества вернувшихся купонов и сертификатов;

  • увеличение числа подписчиков, новых пользователей на сайте, количества скачиваний приложения и других показательных метрик;

  • сбор отзывов об услугах компании-партнёра.

Также для оценки работы партнёра можно использовать метод «тайного покупателя», который даст понять насколько качественно выполняет свои обязательства вторая сторона.

5. Задействовать все форматы

Чтобы добиться двойной порции дополнительного PR от совместной акции, используйте как можно больше каналов. Проводя акцию, не забудьте сверить ваши ресурсы с нашим чек-листом:

  • сайт;
  • социальные сети;
  • ТВ, радио, наружка;
  • объявления в «Директе» и AdWords;
  • СМИ;
  • распространение пресс-релизов;
  • листовки, буклеты, брошюры;
  • информационные стойки.

На этом всё. Соблюдение нехитрых рекомендаций позволит получить видимый результат от кросс-продвижения. Успехов!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is