Менторство в IT: 73% опытных специалистов становятся наставниками. Читайте на Cossa.ru

21 сентября 2023, 10:30

Менторство в IT: 73% опытных специалистов становятся наставниками

В новом исследовании Хабр Карьеры мы разобрались, как обстоят дела с менторством в IT.

На старте поставили перед собой две глобальные цели: разобраться, насколько развито IT-менторство сейчас и как IT-специалисты оценивают его эффективность. Из этих целей вытекли разные гипотезы и исследование, которое вы читаете сейчас.

Для того чтобы собрать данные, мы отправили специальный опросник хабраюзерам и попросили знакомых эйчаров отнести его же к айтишникам в свои компании. Всего получилось 3000+ ответов, которые мы анализировали.

Дальше рассказываем, что получилось узнать.

Сколько IT-специалистов знают про менторство

Про менторство знают 77% опрошенных айтишников. Из них 34% ответили, что уже занимались с ментором. Вообще ничего не слышали про менторство 7% респондентов.

Любопытно, что похожий вопрос мы задали пользователям Хабра с помощью сквозных опросов под статьями: 51% ответили, что ничего не знают про менторство, а у остальных был разный опыт работы с этим инструментом: кто-то сам ментор, кто-то планирует попасть на консультацию, а кто-то считает, что менторство не решит его запрос.

Чем выше квалификация IT-специалистам, тем выше его интерес к менторству. Больше половины лидов ответили, что уже работали с ментором, тогда как среди стажеров к менторам обращались только 12%.


Пробуют свои силы в качестве менторов тоже преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, и только 11% это неинтересно. Младшие специалисты почти не менторят и не хотят.

Где находят менторов

Большинство IT-специалистов (55%) рассказали, что знакомятся с менторами на работе. Почти 25% обращается за помощью к знакомым специалистам. По личной рекомендации менторов находили 10% респондентов.

Среди сервисов для поиска менторов IT-специалисты отметили Solvery, Хабр Экспертов, GetMentor, Эйч и Miranna.

Менторство в компаниях

Среди опрошенных 30% ответили, что в их компании внедрено менторство, 55% что — нет, оставшиеся 15% не знают, внедрено оно или нет.

Начали разбираться, в каких компаниях работают те 30% IT-специалистов, в компаниях которых внедрено менторство. Оказалось, что менторство есть преимущественно в больших и гигантских компаниях, но все еще не во всех.


Те, кто обращается к менторам у себя на работе, рассказали, как это устроено в компаниях. По ответам специалистов выделили три популярных формата:

  • За каждым специалистом закрепляется персональный наставник на испытательный срок.

  • За каждым направлением закреплён лидер компетенции. Лидеры выстраивают карьерный трек и работают с индивидуальным планом развития непрерывно на протяжении всего времени работы в компании.

  • Выбор ментора осуществляется из списка анкет на внутреннем сайте компании.

Запросы, встречи, деньги

Попросили тех, кто уже работал с ментором, рассказать, над какими запросами они с ними работали и сопоставили ответы с уровнями специалистов.

Популярные запросы на старте карьеры:

  • помощь со входом в IT, начало карьеры,
  • смена профессии,
  • подготовка к собеседованию,
  • помощь с резюме.

Запросы, популярность которых растет по мере роста грейда:

  • план карьерного роста,
  • поддержка и коучинг (отношения с коллективом, синдром самозванца, выгорание и так далее),
  • карьера за рубежом,
  • развитие личного бренда.

Запросы, с которыми приходят всегда:

  • смена работы,
  • помощь с конкретной задачей,
  • развитие навыков.

Интересно, что 79% специалистов не платили за менторство. Те, кто обращался к специалистам платно, называли разную стоимость консультации, чаще всего одна встреча стоила от 1000 до 3000 рублей.


Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2–3 консультации.

Эффективность менторства

Решение карьерных запросов.

Попросили IT-специалистов оценить, насколько консультация с ментором помогла им с решением карьерного запроса по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не помогла, 5 — помогла на 100%.

Общая оценка — 3.2. Самую высокую оценку дают те, кто занимался с ментором платно — 3.7. Специалисты, которые занимались с ментором бесплатно, ставят 3.6. Можно сказать, что эффективность менторства не зависит от того, была консультация платной или бесплатной.

Специалисты без опыта взаимодействия с ментором дают оценку ниже среднего и занижают общий балл — 2.9.


Айтишники без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста и не готовы обращаться к ментору в ближайшей перспективе. А те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт.

Менторство и удовлетворенность карьерой.

Специалисты рассказали, насколько они удовлетворены своей карьерой по шкале от 1 до 5, где 1 — все очень плохо, 5 — моя карьера на волне успеха.

Любопытно, что те, у кого есть опыт консультаций с ментором, удовлетворены своей карьерой в среднем на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.

Менторство — драйвер роста по грейдам.

Мы предположили, что менторство — драйвер роста по грейдам. Но в нашем исследовании эта гипотеза не подтвердилась: менторство не помогает специалистам быстрее повышать свой профессиональный уровень.

Скорость роста по грейду прямо зависит от самого грейда: начинающие айтишники растут быстрее, старшие — дольше. Учитывая, что менторство как инструмент известно большей части опрошенных (77%) и выделяется как актуальное в перспективе у тех, кто его еще не пробовал (37%), оно работает в другой плоскости и влияет на что-то другое. Возможно, мы разберемся в этом вопросе в рамках нашего следующего исследования. А пока — напишите в комментарии, что думаете вы.

Менторство и другие инструменты карьерного развития.

Попросили IT-специалистов оценить эффективность разных инструментов карьерного развития. Получили вот такой топ по убыванию эффективности:


Копируйте, сохраняйте и используйте!

Для тех, кто прокрутил сразу в конец

  • Всего про менторство знают 77% опрошенных IT-специалистов. Из них 34% уже занимались с ментором. Тех, кто вообще ничего не слышал о менторстве до опроса — 7%.

  • Интерес к менторству растет вместе с уровнем специалиста. Опыт работы с ментором чаще всего встречается среди лидов — 53% и реже среди стажеров — 12%.

  • Пробуют свои силы в качестве менторов преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, только 11% это неинтересно.

  • Больше половины специалистов знакомятся с менторами в компаниях, где работают. Треть обращается за помощью к знакомым специалистам и по личной рекомендации.

  • Специалистов, в чьих компаниях внедрено менторство, оказалось 30%, но больше половины (55%) ответили, что у них это не практикуется.

  • Менторство внедрено преимущественно в больших и гигантских компаниях, но все еще не во всех.

  • Бесплатно обращались к менторам 79% специалистов.

  • Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2–3 консультации.

  • IT-специалисты без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста. Те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт.

  • Менторство не является драйвером роста по грейдам.

  • Те, у кого был опыт консультаций с ментором, в среднем удовлетворены своей карьерой на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.

*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):

Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой