10 трендов российского ритейла в период пандемии Covid-19
Они же — ответы на вопросы, как пандемия Covid-19 повлияла на отечественный ритейл, для каких трендов стала катализатором и каких изменений ждать в ближайшем будущем.
Источник фото на тизере: Arturo Rey on Unsplash
Проектный офис отраслевой аналитики, в который вошли: агентство Prognosis, Центр общественно-политических и социальных проектов (ЦОПиСП), коммуникационное агентство Effix Communications и стратегические консультанты BestBrains Consultancy, представил «Навигатор отрасли». В результате первого исследования воздействия пандемии Covid-19 и текущей экономической ситуации на российский ритейл выделились новые бизнес-тренды.
1. Сдержанный оптимизм: общая оценка экспертов отрасли, несмотря на ожидания и текущую экономическую ситуацию, оказалась в положительной зоне. Бо́льшая часть респондентов в своих ответах склонялась к оптимизму и показывала уверенность в своих силах. Сильные стороны компаний и потенциальные возможности рынка были оценены респондентами максимально высоко (4 из 5 баллов).
2. Онлайн идёт в офлайн. Online-ритейлеры активно выходят в стрит-ритейл, к примеру: Ozon, Lamoda и Wildberries, ищут небольшие торговые площади в местах с высоким трафиком, в том числе, в центре города, площадью 40–70 м2.
3. Вынужденная цифровизация. Крупные компании, которые ранее рассматривали для себя только inhouse-продукты и собственные IT-наработки, оказались в момент кризиса технологически не готовы и были вынуждены вопреки своим бизнес-моделям и убеждениям воспользоваться пакетными облачными решениями и внедрять сторонние технологии для выстраивания системы online-продаж.
4. Коронавирус стал катализатором новых партнёрств между участниками рынка. Кризис для ритейла обернулся большими возможностями, которые пришлось оперативно осваивать. Неготовые к взрыву online-спроса ритейлеры кооперировались с сервисами доставки, такси, каршерингом и маркетплейсами. При этом online-ритейлеры осваивали новые категории — от продуктов питания до доставки еды из ресторанов.
5. Кризис сплотил людей. Эффективность управления человеческим капиталом становится приоритетом и создаёт конкурентное преимущество. Компетенции и забота о команде вышли на первый план для топ-менеджмента. Среди сильных сторон респонденты указывали командную работу, скорость и гибкость принятия решений.
Показательно, что профессионализм команды, забота о персонале, человеческий фактор в широком понимании этого термина, стали общей темой в ответах всех участников исследования.
6. Женщины адаптировались лучше. Они высказались почти вдвое оптимистичнее относительно происходящего и оказались в два раза менее тревожны, чем мужчины.
7. Ритейл боится обвала спроса и не только. В перечне основных внешних угроз, помимо ожидаемого сокращения спроса и ухудшения состояния экономики, приведены риски последствий госрегулирования, опасения сокращения штата и возможного массового распространения вируса среди сотрудников.
8. Продуктовый ритейл ищет новые форматы взаимодействия с покупателями. К примеру, непродовольственный — осваивает продуктовые категории. Так, в ассортименте непродуктовых магазинов (например, Lamoda, OZON, Ситилинк и Позитроника) появились продукты питания и хозтовары. Некоторые, начали организовывать доставку товаров прямо со складов, минуя магазины.
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение продаж Direct to Consumers (напрямую покупателям) и появление новых решений для реализации этой модели продаж.
9. Удалённый режим работы. Коронавирус наглядно показал, что бо́льшая часть менеджмента может работать удалённо. Многие компании уже объявили о намерении сокращать офисы и переводить от 30% до 50% сотрудников в дальнейшем на удалённую работу.
10. Коммуникация с потребителями: персонально, визуально, оперативно и с большим уклоном в социальную ответственность. Ритейлеры активно борются за лояльность потребителей.
Большее значение приобретает работа с репутацией, ведь пользователи стали больше писать и обращаться к брендам, упоминая их в своих постах — по разным оценкам объём таких обращений вырос на 29%.
Также повысилась роль социальной ответственности, по мнению опрошенных, в период кризиса взаимная поддержка — это то, чего ожидают и потребители, и регуляторы, и акторы рынка.
Выход из сложившейся на сегодняшней день ситуации, по мнению экспертов, в новых услугах (включая online-сервисы), потенциальных выгодах от реструктуризации рынка и повышение эффективности всех процессов.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.