Роскачество: рейтинг мобильных приложений для консультаций с врачом из дома в российском сегменте App Store и Google Play. Читайте на Cossa.ru
30 марта, 14:00

Роскачество: рейтинг мобильных приложений для консультаций с врачом из дома в российском сегменте App Store и Google Play

Лучшими по совокупности всех критериев признаны приложения SmartMed, «Доктор Рядом Телемед» и «Яндекс.Здоровье» на iOS и «Доктор Рядом Телемед», SmartMed и «Яндекс.Здоровье» на Android.

Рынок телемедицины в нашей стране ещё не так развит, как в других. Доля России в мировом рынке дистанционных медицинских услуг составляет лишь 3%. Но в ближайшее время эксперты прогнозируют рост до 30–50%. На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, которым предлагается в условиях чрезвычайной ситуации и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, устанавливать особенности оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий.

Телемедицина (врач-пациент) — дистанционное взаимодействие пациента с врачом при помощи технологичных средств коммуникации (смартфон, планшет, компьютер и другие устройства, интернет). В силу широкого распространения смартфонов для удобного проведения консультаций существуют специальные приложения. Консультация по смартфону (через приложение) на данный момент не может заменить личный визит к врачу, но делает медицинские услуги более доступными.

Насколько существующие в этой сфере мобильные приложения функциональные, качественные и безопасные? Чтобы ответить на этот вопрос, Центр цифровой экспертизы Роскачества совместно с ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора протестировал приложения для осуществления телемедицинских консультаций «врач-пациент» в российском сегменте магазинов App Store и Google Play — всего 20 приложений (10 для iOS и 10 для Android).

В исследование вошли приложения сервисов, позволяющие на момент тестирования проводить первичные онлайн-консультации с медицинскими специалистами по принципу «врач-пациент» на русском языке и имеющие количество установок в Google Play не менее 1000 и количество оценок в App Store не менее 50.

Оценка проводилась по 47 критериям. Во время исследования специалисты использовали приложения как рядовые пользователи, в результате были проверены все ключевые функции, оценено удобство, информационная безопасность и надёжность приложений. Также особое внимание было уделено наличию и доступности в приложении необходимой юридической информации и документации — договора на оказание медицинских услуг, информационного добровольного согласия на медицинское вмешательство, сведений о консультирующей медицинской организации и операторе информационной системы.

Количество приложений, которые перешагнули итоговую отметку в 4 балла, составляет 13 из 20.  Отметку в 3 балла преодолели все исследованные приложения.

Основная задача телемедицинских приложений — это осуществление удалённой (телемедицинской) консультации между врачом и пациентом. Роскачество оценило возможности получения телемедицинских консультаций по следующим критериям: возможности поиска специалиста, его карточка, запись к нему, возможность оценить специалисты, посмотреть историю лечения, загрузить файлы, оплата в приложении и другое.

По результатам тестирования наиболее функциональные приложения на iOS — ONDOC (4,44 из 5), SmartMed (4,25) и «Яндекс.Здоровье» (4,18). На Android — «Яндекс.Здоровье» (4,18), DocDoc (4,17) и «Онлайн Доктор» (4,12).

Наиболее удобные на iOS — «Онлайн Доктор» (4,12), Pirogov Clinic (3,84) и «Доктор Рядом Телемед» (3,82). На Android — DocDoc (4,48), «Онлайн Доктор» (4,44) и «Яндекс.Здоровье» (4,28).

Наиболее безопасные (с точки зрения информационной безопасности) на iOS и Android — ONDOC (5,00), SmartMed (4,65) и My Doc (4,53). Все приложения передают пользовательские (в том числе медицинские данные) в зашифрованном виде, небезопасных мобильных приложений выявлено не было. Платёжные данные во всех проверенных приложениях передаются с использованием платежных шлюзов, что обеспечивает им высокую степень шифрования. Вредоносное ПО не было обнаружено ни в одном приложении.

Вся необходимая юридическая информация представлена в приложениях SmartMed (5,00 из 5) и DOC+ (5,00), в тройку лидеров также входит «Доктор Рядом Телемед» (4,63).

Однако необходимо отметить, что такие важные сведения, как информация о консультирующей медицинской организации, договор на оказание медицинских услуг и порядок получения информированного добровольного согласия, которые должны быть доступны в соответствии с приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», представлены не во всех исследованных приложениях.

Что касается адаптации для людей с ограниченными возможностями, то эксперты проверяли поддержку динамического (увеличенного) шрифта и функций программ чтения экрана VoiceOver / Talkback. По итогам проверки максимальный балл (5 из 5) получили приложения: «Яндекс.Здоровье», SmartMed, DocDoc, Pirogov Clinic и «Доктис» на Android, на iOS максимальный балл не получил никто. Адаптации для людей с ограниченными возможностями полностью отсутствует в SmartMed и DocDoc на iOS. Средний балл адаптации приложений iOS составляет всего 1,35 из 5, Android — значительно выше — 4,25. Эксперты Роскачества рекомендуют разработчикам обратить на это внимание и сделать приложения адаптированными для людей с ограниченными возможностями.

Лучшими по совокупности всех критериев признаны приложения SmartMed, «Доктор Рядом Телемед» и «Яндекс.Здоровье» на iOS и «Доктор Рядом Телемед», SmartMed и «Яндекс.Здоровье» на Android.


iOS Android

Название приложения Общая оценка Название приложения Общая оценка

SmartMed 4,34 Доктор Рядом Телемед 4,34

Доктор Рядом Телемед 4,25 SmartMed 4,34

Яндекс.Здоровье 4,17 Яндекс.Здоровье 4,31

ONDOC 4,11 DocDoc 4,25

DocDoc 4,10 Онлайн Доктор 4,13

Онлайн Доктор 4,08 DOC+ 4,07

DOC+ 4,07 Pirogov Clinic 3,96

My Doc 3,96 My Doc 3,96

Pirogov Clinic 3,89 ONDOC 3,96

Doctis 3,64 Доктис 3,71

Исследование проведено экспертами Роскачества и ФГБУ «Национального института качества» Росздравнадзора в соответствии с методикой оценки, базирующейся на предварительном национальном стандарте на сравнительные испытания мобильных приложений ПНСТ 277-2018. Сами консультации медицинских специалистов в исследовании не оценивались, медицинские услуги будут проверены Роскачеством в дальнейшем.

При получении первичной телемедицинской консультации на данный момент следует учитывать, что врач не имеет права ставить вам диагноз, назначать лечение и выписывать рецепты без очного приёма. Он может проконсультировать вас по интересующим вопросам, дать рекомендации о том, следует ли обращаться на очный приём с вашей проблемой и к какому специалисту, какие анализы нужно сдать перед тем, как идти на очный прием, может помочь расшифровать анализы, но без постановки диагноза.

Если же вы продолжаете наблюдаться у врача после очного приёма, то список возможностей телемедицинского приложения существенно расширяется: специалист может вести дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента и проводить коррекцию ранее назначенного лечения, в том числе выписать рецепт на лекарственные препараты в форме электронного документа (при условии установления диагноза на очном приеме). На рынке умных вещей для поддержания здоровья в наше время имеется большое количество гаджетов, которые можно подключить к телефону и в режиме реального времени отправлять показания врачу.

Когда телемедицина может быть полезна? Эксперты описывают сценарии использования телемедицинской консультации «врач-пациент»:

  • Вы находитесь в зарубежной поездке и нуждаетесь в консультации с русско-говорящим специалистом;

  • Вы хотите получить консультацию по профилактике различных заболеваний и мерах предосторожности, здоровому образу жизни, предстоящей операции и подготовке к ней, вакцинации и другим вопросам;

  • Вы хотите получить консультацию по поводу самостоятельно выявленных симптомов и необходимости обращаться к специалисту очно;

  • Вы хотите выяснить, какие анализы необходимо сдать в вашем случае перед очной консультацией;

  • Вы не знаете, к какому врачу обратиться с определенными симптомами, и хотите, чтобы вас сориентировали;

  • Вы нуждаетесь в дистанционном наблюдении после очного приема;

  • Вы уже получили медицинскую помощь очно и Вам установили диагноз, поэтому обращаетесь для коррекции ранее назначенного лечения.

«Телемедицину называют одним из самых быстрорастущих направлений здравоохранения. Она может уменьшить количество повторных госпитализаций, значительно повысить независимость пациента, избавив его от очередей и сохранив его время, тем самым существенно повлиять на доступность медицинских услуг. Такие приложения незаменимы во время карантина», — подчеркнул Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества.

Никита Матыцин, помощник генерального директора ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, сказал, на что нужно обращать внимание при использовании приложений:

«Важность применения телемедицинских технологий в настоящее время неоспорима. Вместе с тем, в связи с возрастающим количеством информационных сервисов, которые предлагают пациентам возможность получения дистанционной консультации у врача, крайне важно обеспечить соблюдение нормативных требований, предъявляемых к таким сервисам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, обязательным условием для предоставления телемедицинских технологий является наличие в приложении информации о порядке оформления информированного добровольного согласия. Также важно размещение полноценных сведений о консультирующей медицинской организации».

По словам генерального директора Ассоциации разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» (НБМЗ) Бориса Зингермана, «большинство „форм дистанционной жизни“, готовые технологически, приживались медленно в силу привычки. Коронавирус нанесёт по этим старым привычкам серьёзный удар. Наступает „новая эра“ телемедицины и соответствующих мобильных приложений. Как у любых телемедцинских сервисов их главное предназначение — сократить очные контакты, что сейчас особенно актуально. Думаю, что в первую очередь они начнут работать как контакт-центры по коронавирусу».

Читать подробнее.



Комментарии:

Введите капчу



Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой