Как оживить картины фламандских мастеров и привлечь в музей молодую аудиторию

Как сделать классическое искусство ближе современному зрителю? Как привлечь в музеи молодежь, которая привыкла к digital-форматам? Эти вопросы становятся все более актуальными для арт-пространств по всему миру — и технологии открывают новые возможности. Рассказываем, как AR-технологии, нейросети и интерактивные квесты Сбера помогают молодой аудитории соприкоснуться с прекрасным и получить от посещения музея захватывающий цифровой опыт — на примере одной выставки.
Сбер создает технологии, которые упрощают рутинные процессы, освобождают время и помогают человеку раскрыть свой потенциал. Развивая собственные цифровые решения, Сбер становится помощником во всех сферах жизни — в том числе в культуре, делая искусство ближе и открывая новые форматы взаимодействия с историческим наследием.
Осенью прошлого года команды СберМаркетинга и Sber Metaverse Tech создали иммерсивный цифровой слой для выставки «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России» в ГМИИ им. А.С. Пушкина» — и с помощью технологий оживили картины фламандских мастеров.
Задача — привлечь молодую аудиторию на выставку классического искусства. По данным НАФИ, основная часть музейных посетителей — люди старшего возраста, тогда как интерес молодежи к художественным и историческим экспозициям остается низким.
Решение — использовать цифровые технологии для привлечения посетителей и создания вау-эффекта. Дополненная реальность, нейросети, интерактивные механики — новые способы взаимодействия с искусством, создающие глубину, вовлеченность и интересные молодому поколению.
Концептуальную основу цифрового проекта составили три основных блока: ожившие в дополненной реальности шедевры и их тайные смыслы, партнерский квест с сервисом доставки «Купер», оживление фасада Главного здания музея.
AR-фасад здания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Команда СберМаркетинга и Sber Metaverse Tech разработала UGC-механику для фасада главного здания музея. При наведении камеры через приложение «Метакультура» пользователи наблюдали анимацию: прямо у входа в музей распускались цветы и вырастали деревья, на ветвях которых сидели экзотические птицы с полотен фламандских художников.
Ожившие полотна
С помощью нейросетей команда проекта оживила картины и позволила посетителям сфокусироваться на важных деталях — символах, которые зашифрованы в них. В каждое из оживлений была интегрирована подсказка с тайным смыслом. Таким образом пользователи получили не только интерактивный опыт, но и узнали больше о самих произведениях.
Квест «Собери фламандский ужин»
В рамках выставки сервис доставки Купер предложил посетителям устроить свой собственный фламандский ужин. Через приложение «Метакультура» пользователи в дополненной реальности собирали ингредиенты для блюд, предметы интерьера и цветы для украшения прямо с картин фламандских художников и складывали их в корзину. Собрав все необходимое, пользователь получал промокод от Купера.

Итоги AR-интерактива «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»:
Общее количество просмотров (web + приложение) — 96 775.
Уникальные пользователи (web + приложение) — 28 143.
Количество скачиваний приложения (IOS + Android) — 8 274 (пользователей iOS в три раза больше, чем на Android).
Среднее время, проведенное в опыте, — 10 минут 33 секунды.
Количество просмотров оживлений картин в приложении — 8 068.
Юрий Березовик, первый заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Это крупный и многогранный проект, который не только помогает проследить творческий путь Франса Снейдерса, но также позволяет выйти на более глубокий разговор об особенностях национальной художественной школы и трехсотлетней истории коллекционирования фламандской живописи в России. Сегодняшние зрители воспринимают натюрморты иначе, чем современники той эпохи, обладавшие, в первую очередь, особым ассоциативным мышлением. В XVII веке люди наделяли все вещи и явления окружающего мира внутренним смыслом. С помощью наших партнеров, их технологий и интерактивных механик порядка 28 000 посетителей смогли погрузиться в исторический контекст, открыть для себя значения изображенных на картинах предметов и узнать больше о фламандской живописи. Современный подход позволил каждому не только соприкоснуться с произведениями искусства, но и получить новый опыт от посещения музея».
Константин Поляничев, руководитель направления технологий, СберМаркетинг: «Выставка фламандской живописи демонстрирует еще большую многогранность и возможности применения технологического микса. Примечательно, что иммерсивные технологии привлекли не только молодую аудиторию, но также понравились и взрослым».
Команда проекта
Сбер
- Алена Конурина, исполнительный директор — начальник отдела позиционирования и имиджевых проектов
- Наталья Павлова, менеджер отдела имиджевых и культурных проектов
Sber Metaverse Tech
- Максим Козлов, руководитель Sber Metaverse Tech
- Илья Батурин, технический директор Sber Metaverse Tech
- Иван Родин, технический менеджер направления Naviar SDK
Команда Event Lab СберМаркетинга
- Карина Иванова, директор Event Lab
- Константин Поляничев, руководитель направления технологий
- Роза Оганян, руководитель направления по работе с клиентами отдела технологий
- Светлана Урютова, руководитель цифровых проектов отдела технологий
- Алена Романовская, руководитель цифровых проектов отдела технологий
- Юля Зверева, креативный продюсер отдела технологий
- Алексей Ксенофонтов, менеджер отдела технологий
Купер
- Александра Чеснокова, руководитель оффлайн-интеграций
- Евгения Кузнецова, руководитель направления коммуникационного дизайна
- Иван Макаров, старший креатор