Мозг как креативный инструмент

25 июля 2023, 15:24
0

Мозг как креативный инструмент

Чтобы круто придумывать, нужно понимать, как устроен наш мозг. Вместе с экспертами mads разберём какие ошибки совершает мозг, из каких стадий состоит его работа, как можно его ускорить.
Мозг как креативный инструмент

Несколько фактов о мозге

  • Главная забота мозга - спокойствие и анализ ситуации с точки зрения безопасности. Креативить он начинает в зоне дискомфорта, поэтому в обычной жизни изо всех сил старается избегать этого состояния.
  • Мозгу надо много. Четверть всех ресурсов, поступающих в организм, уходит на обслуживание работы мозга.
  • Мозг ленивый. Он создает для себя алгоритмы из похожих ситуаций, чтобы действовать одинаково. Это и есть паттерны. Не подносить руки к огню, пить чай из большой кружки, переходить дорогу на зеленый свет… В творчестве паттерны - равны смерти.
  • Древний рептильный мозг в голове за главного. Его основные принципы «Бей или беги» - также основаны на принципах безопасности. Древний мозг будет всячески сопротивляться новому опыту и решениям, настаивая на сохранении спокойствия и базовом выживании.
  • Но переучить мозг все же можно — тренируя и перестраивая нейронные связи. Регулярно показывая, смотри: «Так можно, это безопасно». Эта же работа лежит в основе позитивного мышления, расширения сознания и возможностей человека, соответственно и в креативности.

Как вообще мозг придумывает? Процесс создания идей

Создание идей состоит из четырех стадий. Что бы придумать что-то стоящее, нужно качественно пройти их все:

  • Погружение,
  • Генерация,
  • Отбор,
  • Артикуляция.

Рассмотрим каждый этап отдельно.

ПОГРУЖЕНИЕ

Представьте, что вы антрополог. И с каждым новым брифом изучаете новый мир той или иной аудитории. Например, сегодня — родителя младенца, а завтра — сноубордиста. Важно погрузиться в эту жизнь, понять ее: над чем здесь смеются, а над чем плачут, какие проблемы решают, какие планы строят.

Что делать на этом этапе

Главная цель — узнать все о задаче и максимально загрузить себя разной информаций. Стать максимально любопытными и открытыми, насыщаться: статистикой, исследованиями, смыслами продукта, стратегией конкурентов. Говорить с представителями аудитории, гуглить тренды, референсы по этой теме.

Чего опасаться

  • Не принимайте всерьез первые идеи.
  • Мозг будет подкидывать мысли уже на первой стадии, но скорее всего — это шаблоны. Надо копать глубже.
  • Не впадайте в синдром «Колонизатора»: оценивать аудиторию из собственных представлений о ней — путь в никуда.


ГЕНЕРАЦИЯ

Мозговой штурм и накидывание идей. Это стадия ошибок и гипотез.

Что делаем на этом этапе

Главная цель — максимальное количество разных идей и направлений. Не бойтесь фантазировать, говорить глупости, шутить и быть неточными. Выписывайте все, что приходит в голову.


Чего опасаться

  • Критика — главный враг мозгового штурма. Принимайте все идеи без оценок, думать будете чуть позже.
  • Ждать вдохновения бессмысленно. Начните делать, и оно придет в процессе.
  • Словить ступор довольно легко. Чтобы из него выйти, важно понять причину. Возможно вас что-то смущает в брифе или не хватает знаний о способах решения проблемы.

Важно

  • Шторминги должны быть короткими - максимум по 45 минут. Дольше - мозг начинает переключаться на другие задачи.
  • Дайте себе отдых: поштормили, все записали и перестали думать. Можно заняться чем-то монотонным (мытье посуды, бытовые дела) или расслабляющим (прогулка, спорт, сон). Это дает мозгу переключиться в бессознательное и строить свободные ассоциации. Поэтому после и во время отдыха часто появляются отличные идеи.


ОТБОР ИДЕЙ


Что делать на этом этапе

Итак, перед нами десятки идей и путей, по которым можно пойти. Теперь нужно выбрать верный. Самые лучшие помощники здесь — здравая критика, свежий взгляд и бриф. Критерии отбора: тайминг, бюджет, понятная реализация, цель проекта.

Чего опасаться

  • Синдром «Правильного ответа», когда мозг начинает жестко фильтровать и отвергать все неправильные с его точки зрения мысли. Так можно остаться совсем без идей и вогнать себя в больший стресс.
  • При отборе идей держите фокус на задачах проекта, а не на своих собственных представлениях или вкусе клиента.


АРТИКУЛЯЦИЯ


Что делать на этом этапе

Самое сложное - презентовать свои идеи клиенту и обосновать, что они решают поставленные задачи. Логика и структурность — лучшие друзья на этой стадии.

Чего опасаться

  • Уход в детали (красивые образы, игры слов) — старайтесь держать в голове единый смысл идеи, ту самую простую мысль, которую хотим быстро передать.
  • «И так понятно» —- ловушка мозга. Вам будет казаться, что идея простая, и все остальные ее сразу же поймут. Это не так. Люди понимают идеи, исходя из своего опыта, точки зрения на проект и того, что сегодня вторник.
  • Ребусное мышление — попытка усложнить идею и сделать ее более «гениальной». Часто это игры слов, которые далеко не всем понятны.


Несколько советов, 
которые помогут мозгу придумывать лучше

Базовые сон, еда, отсутствие личных проблем безусловно влияют на вашу продуктивность, и особенно креативность. Здесь мы говорим о менее очевидных факторах.

  • Отключайте критика и расслабляйтесь.

Когда вы отключаете внутреннего критика — не анализируете пришедшую идею, а думаете дальше, может появиться много разных идей, из которых потом остаются лучшие. Отключайте критику на штормах, очень важно не бояться выглядеть глупым и говорить случайные вбросы. Если идеи не нравятся, стараетесь их докрутить, а не критикуйте.

  • Занимайтесь спортом

Есть множество исследований о том, что регулярные тренировки улучшают когнитивные способности. Иногда в моменте достаточно просто походить, и уже думается лучше. Это может быть короткая прогулка по улице или в помещении, отлично подойдет беговая дорожка. Еще хорошая новость: у прогулки есть долгосрочный эффект, она работает и после того, как завершилась.

  • Развивайте чувства прекрасного (вкуса)

Оно поможет поднять уровень творчества. Главное — понимать, что нравится именно вам, верить в это и уметь отстаивать. Не надо слушать тех, кто говорит, что у вас плохое чувство вкуса. При этом иногда полезно прислушаться к чужой конструктивной критике. Но, это лишь опция. Главным всегда должно быть личное видение.

  • Информационное питание

Когда мало новой информации, возникает проблема непроизвольного автоматизма. Меньше новой информации = больше автоматизма = больше шаблонных и меньше новых идей.

Загружайте себя максимально разной информацией — слушайте нетипичную для себя музыку, смотрите фильмы разных жанров, читайте техническую литературу, пробуйте новые хобби, меняйте что-то в привычных вещах.

  • Тренируйте фокусировку

Медитации отлично помогают научиться держать фокусировку длительное время. А психологическая гигиена, наблюдение за своими чувствами и работа с ними, помогает меньше напрягаться, больше расслабляться и придумывать хорошие чистые идеи.


Как развивать креативное мышление

Креативное мышление и навык придумывания идей можно прокачивать подобно мышце. Креативный подход важен в любых сферах. Ведь именно этот навык помогает нам решать самые сложные задачи в бизнесе и жизни, открывать любые двери и придумывать гениальные идеи. Поэтому прокачаться в креативе — всегда хорошая идея!

Для всех, кто нуждается в творческой перезагрузке, международная креативная школа mads запускает новый поток курса «Концептуальное мышление: как придумывать идеи и выигрывать фестивали».

Это первый курс по креативному мышлению в России, ставший уже легендой. Более 10 лет представители рекламной индустрии раскрывают здесь свой креативный потенциал, учатся придумывать прорывные идеи, и делают свой левел-ап в карьере.

Курс состоит из двух модулей: «как придумывать идеи» и «как выигрывать фестивали». В первом модуле студенты учатся придумывать, узнают и отрабатывают креативные техники, которыми пользуются лучшие креаторы мира, а также создают кейсы на тренировочных брифах. Во втором — врываются в фестивальную гонку и показывают класс на мировой арене. Можно выбрать любой модуль, а лучше пройти оба. Подробности программы и запись на курс на сайте mads.

Бонус. Что почитать для мозга и про мозг

— «Мозг освобожденный», Тео Компернолле;

— «Правила мозга», Джон Медина;

— «Ловушки мышления», Ден Хиз, Чип Хиз;

— «Драйв», Дэниель Пинк;

— «Хэгэрти о креативности», Джон Хэгэрти;

— «Эссенциализм. Путь к простоте», Грег МакКеон;

— «Тайна Бога и наука о мозге», Винс Рауз, Эндрю Ньюберг;

— «Думай медленно. Решай быстро», Даниэль

Канеман;

— «Будда, мозг и нейрофизиология счастья», Йонге Ринпоче.

Ответить?
Введите капчу