От хаоса к системе: внедряем шаблоны для быстрого и контролируемого визуала в команде. Читайте на Cossa.ru

Сегодня в 16:41

От хаоса к системе: внедряем шаблоны для быстрого и контролируемого визуала в команде

Как всех нас спасут модульные дизайн-системы.

Дашборд проекта завален сотнями незначительных правок к макету, на стене офиса — десятки разноцветных стикеров мелким шрифтом, а вы в очередной раз переименовываете папку с названием «ФИНАЛ_ФИНАЛЬНЫЙ_Действительно_последний.psd». Полный хаос, но реальность для тех, кто работает с визуалом в быстрорастущем бизнесе с ненастроенными процессами.

Хаос в дизайне стоит денег и времени. Сбитые процессы — это системные ошибки, задержки маркетинговых кампаний и подрыв доверия к бренду. В «горящем» режиме качество и скорость работы падает, команда выгорает и тонет в рутине.

Решение — сдвиг от «героического дизайна» под каждый проект к модульным дизайн-системам для всего бизнеса. Это могут быть пространства в Figma, Sketch Libraries, Adobe CC Libraries.

На связи Логомашина: сегодня рассказываем, как построить визуальную систему бренда через шаблоны, и почему макеты не ограничивают креатив, а, напротив, превращают дизайн в предсказуемый бизнес-актив, высвобождая ресурсы для стратегии и инноваций.

Почему просто «красивого фирстиля» недостаточно

Брендбук часто воспринимается как набор ограничений — указаний, чего нельзя делать — а не как инструмент с рекомендациями, как следует поступать. Он важен, но не поможет ответить на вопрос, как сделать ещё 50 карточек товара, презентаций, баннеров одинаково хорошо, и желательно ещё вчера. В этом проблема традиционного фирменного стиля.

Единый визуальный язык — это набор способов и правил дизайна, «интерфейс» вашего бренда для внутренней команды или внешних подрядчиков. Примерно так же работает API в. разработке приложений: он создаёт структуру взаимодействия между программами. Такая система обеспечивает порядок и контроль.

В масштабах бизнеса подобный подход превращается в понятную бизнес-метрику. Единый визуал — гарантия, что сотый пост в соцсети бренда или презентация регионального менеджера для подрядчиков будут выглядеть так же профессионально, как и первый вариант, созданный арт-директором. Снизится риск визуального «размытия» бренда, репутационных и маркетинговых рисков.

Шаблоны ≠ скука. Почему система — основа свободы

Кажется, что шаблон — штамп, а значит скука и ограничения. На самом деле, шаблоны в дизайне — фундамент, на котором гораздо легче построить уникальный визуальный язык бренда. Они помогают избавить команду от рутины и высвободить место для решения реальных задач бизнеса. Как с нейросетями: в умелых руках они превращаются в инструмент для увеличения эффективности — ускоряют процессы, выполняют аналитическую работу, позволяют сфокусироваться на более сложных и творческих задачах.

Вот ещё три аргумента в пользу шаблонов в дизайне:

Создают структуру и понятные правила. Представьте, что бренд — это конструктор LEGO. Есть проверенные «кирпичики» (хедеры, карточки, CTA-кнопки, схемы в презентациях), из которых по инструкции легко собрать единое целое. А есть надстройки — здесь и появляется свобода для креатива.

Такой подход в дизайне называется атомарный дизайн (Atomic Design). Эту концепцию в 2013 году разработал веб-дизайнер из США Брэд Фрост. Он делил атомарный дизайн на пять уровней: атомы, молекулы, организмы, шаблоны, страницы. Каждый новый уровень объединяет в себе предыдущие: например, организм — это группы молекул и атомов, объединённые в логически цельный компонент интерфейса.

Концепция Брэда Фроста заключается в последовательности. Сначала создают простые элементы, а после их комбинируют в сложные системы. За счёт такого подхода удаётся добиться порядка, структуры, простоты использования продукта — и для команды, и для пользователей.

Систематического подхода придерживаются компании в России и за рубежом. Например, Сбербанк разработал дизайн-систему Plasma для создания внутренних приложений (смартапов) виртуальных ассистентов «Салют». Также её используют при разработке клиентских приложений для B2B- и B2C-сегментов. Plasma помогает Сберу упростить разработку дизайна приложений, используя готовые токены и компоненты.

Пиктограммы дизайн-системы Plasma

Сервис бронирования жилья Airbnb разработал систему подхода к дизайну Airbnb Design, которая обеспечивает единообразный подход к оформлению цифровых продуктов компании. Система включает в себя готовые элементы: кнопки, формы, иконки. Такой подход помог структурировать проектирование и разработку.

Другой пример — Carbon американской технологической корпорации IBM — открытая система дизайна для создания продуктов и цифровых решений. Это модульная система, все компоненты которой спроектированы так, чтобы плавно взаимодействовать в любом сценарии пользовательского пути. Каждый компонент Carbon согласован с фирменным стилем IBM.

Такой подход обеспечивает гибкость системы, согласованность всех проектов компании и целостность пользовательского опыта.

Дизайн-система Primer от веб-сервиса для хостинга IT-проектов Github представляет собой набор принципов и стандартов для адаптивного дизайна. Команда создала общие рекомендации по иерархии и читабельности сайта.

Github описывал дизайн-систему как «централизованный хаб», который позволяет создавать цифровые продукты «быстрее, эффективнее и единообразнее».

Избавляют от рутины и экономят время на инновации. Шаблоны покрывают около 80% рутинных задач, на которую уходит большая часть ресурсов команды. Свободные время и силы лучше тратить на инновации: создание новых подходов, креатив под приоритетную задачу, индивидуальный метод работы с клиентом.

Также шаблоны сразу помогают понять, где креатив нужен, а где — нет. При создании готовых компонентов дизайна арт-директор бренда может сразу определить, что регламентировано (логотип, основная палитра цветов), что гибко (композиция модулей, иллюстративный стиль), а где остаётся место для экспериментов (уникальные компании, продукты). Это сразу установит правила игры и мотивирует команду креативить там, где это нужно бизнесу.

Например, немецкая автомобильная марка Audi разработала систему проектирования пользовательских интерфейсов, веб-сайтов и сервисных приложений. Система включает коллекцию компонентов, модулей и анимаций, а также документацию и рекомендации по созданию адаптивного пользовательского интерфейса. Дизайн-система значительно сокращает затраты на дизайн.

Создают «безопасные» пути для недизайнеров. При включении в процесс брендинга менеджеров, маркетологов и других сотрудников, у которых нет дизайнерского мышления и твёрдых навыков, появляются ошибки. В бизнесе это называют Pain Points — постоянные или повторяющиеся недочёты, с которыми регулярно сталкиваются компания и клиенты.

Решение — шаблоны с предстампингом (pre-stamping) для разных форматов. Это заранее подготовленные макеты, которые создают «безопасные» процессы для недизайнеров, минимизируя риск критических ошибок. Такой подход называется «Fail-safe design».

«Безопасной» тактики в дизайне придерживается и Atlassian, австралийский разработчик сервисов для управления проектами, разработки и совместной работы, таких как Jira, Confluence и Trello. Как и IBM, Atlassian создаёт высоконагруженные продукты для обработки большого массива данных. Поэтому цель дизайн-системы Atlassian — создать удобную и устойчивую систему проектирования цифровых продуктов, которая повысит производительность команды.

Как внедрить шаблоны в дизайн-процесс

Айтишники знакомы с термином технического долга, когда из-за системных ошибок накапливаются проблемы в программном коде или архитектуре продукта. В дизайне цифровых продуктов то же самое: только накапливаются не технические проблемы, а несовершенства интерфейса и пользовательского опыта (UX).

Такие проблемы возникают в том числе из-за недостатка ресурсов и недостаточного рефакторинга, актуализации существующих решений. Дизайн-долг влечёт ухудшение UX, проблемы в разработке продуктов и рост затрат на их исправление.

Шаблоны — это рефакторинг визуальных активов бренда. Они позволяют не переделывать каждый продукт по отдельности, чтобы они оставались актуальными, а сразу утверждать единую форму для ключевых решений бренда.

Как внедрить шаблоны в дизайн? Рассказываем поэтапно.

Начните. Превращение хаоса в систему кажется сложным, поэтому начните с малого — так вы преодолеете «страх белого листа». Например, введите шаблоны для соцсетей или презентаций.

Проведите аудит «хаоса». Оцените масштаб, отметьте главные болевые точки, определите, какие из них влекут большинство проблем.

Определите «ядро» и «периферию». Что критично для бренда и требует систематизации в первую очередь, а что может подождать.

Систематизируйте знания. Определите, какие процессы требуют стандартизации. Подойдите к этому серьёзно: пусть это будет не одностраничный PDF-файл и самообучение, а интерактивная среда и регулярные воркшопы для команды.

Внедряйте постепенно. Не пытайтесь исправить сразу всё. Устраните главные болевые точки, постройте фундамент, а дальше — дайте системе расти и меняться вместе с брендом.

Каких бизнес-результатов помогут достичь шаблоны

Эффект от превращения дизайн-хаоса в дизайн-систему измерить гораздо проще, чем кажется. Объясняем, как бренду могут помочь шаблоны:

Скорость. Будете реагировать на запросы рынка в 2–5 раз быстрее. Например, команда начнёт быстрее запускать маркетинговые компании и создавать рекламные материалы.

Экономия. Будете эффективнее использовать внутренние и студийные ресурсы, сократите время и бюджет на рутинные доработки.

Масштабируемость. Легче будет включать новые команды, фрилансеров и региональные офисы в готовые и понятные процессы.

Качество и консистентность. Единообразие действий стейкхолдеров, предсказуемо высокий уровень качества на любых носителях и во всех точках.

Стратегический подход. Команда будет тратить ресурсы на решение долгосрочных бизнес-задач, а не на «рисование» для очередной промокампании.

Канадская облачная платформа электронной коммерции Shopify создала свою дизайн-систему — Polaris. Ей пользуются дизайнеры, разработчики и создатели приложений внутри платформы (Shopify App).

Polaris помогла при масштабировании бизнеса — новые члены команды могли погружаться в работу уже через несколько дней, а не недель. Установленные шаблоны и правила помогли обеспечить единый пользовательский опыт на всей платформе Shopify — и для пользователей, и для продавцов.

Итоги: система как преимущество

Путь от хаоса к системе — это создание основы для предсказуемого превосходства. Бренд получает инструмент для ускорения работы команды и высвобождения ресурсов для решения задач бизнеса.

Чтобы внедрить дизайн-систему, начните с аудита визуального образа бренда:

  1. Разберитесь, где теряются время и деньги.

  2. Начните с автоматизации самого болезненного процесса.

  3. Сформулируйте результат.

Важно помнить: шаблоны не душат креатив — они создают для него устойчивую основу. И каждый раз, когда появляется соблазн «сделать красиво» вручную, стоит спросить себя: можно ли сделать это не просто красиво, а системно? Потому что настоящее мастерство в дизайне сегодня — это в том числе умение строить решения, которые работают на бренд каждый день.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is