Кто будет платить сбор 3% за интернет-рекламу: разбор пяти договорных схем от юриста. Читайте на Cossa.ru

Вчера в 16:20

Кто будет платить сбор 3% за интернет-рекламу: разбор пяти договорных схем от юриста

Распространённые цепочки размещения рекламы с комментариями специалиста.

Теперь за распространение интернет-рекламы в России нужно будет уплачивать в федеральный бюджет обязательные отчисления — 3% от бюджета. Под требование об уплате подпадают все, кто публикует рекламу у себя, а также агенты и посредники между ними и рекламодателями. Руководитель группы правового сопровождения eLama Анна Свободина объясняет новые правила и разбирает несколько примеров цепочек размещения рекламы.

С 1 апреля 2025 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе», согласно которым распространители рекламы и операторы рекламных систем, а также посредники между ними и рекламодателями должны будут ежеквартально отчислять в федеральный бюджет 3% с дохода от распространения интернет-рекламы. Проект постановления о процедуре исчисления и уплаты уже опубликован. Вероятнее всего, будет принят с некоторыми уточнениями.

Эффективная реклама с кешбэком 100%

Таргетированная реклама, которая работает на тебя!

Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.

Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID: 2W5zFGNJXGC.

По новым правилам обязательные отчисления будут требовать:

  • с рекламораспространителей — блогеров, владельцев сайтов, СМИ и так далее;

  • операторов рекламных систем (ОРС) — в их числе, например, Яндекс Директ и VK Реклама;

  • рекламодателей из России, заключивших договор на распространение рекламы с иностранной организацией или гражданином (в этом случае вместо распространителя рекламы заплатит рекламодатель);

  • посредников в распространении рекламы в интернете;

  • агентов, которые действуют по поручению рекламодателя.

Проект постановления разводит понятия посредника и агента — и в этом важно разобраться, чтобы понять, как всё будет работать.

Посредник работает по договору оказания услуг. В правовой терминологии это «лицо, оказывающее услуги по распространению рекламы в сети „Интернет“ в интересах рекламодателя и (или) рекламораспространителя». Агент работает по агентскому договору, это «лицо, которое по поручению и за счёт клиента совершает действия по распространению рекламы». То есть посредник оказывает заказчику услуги по размещению рекламы за свой счёт и получает за это оплату. Агент совершает действия по размещению рекламы за счёт заказчика и получает за это комиссию.

В проекте постановления есть указание на то, что понятие дохода определяется по правилам бухгалтерского учёта. Две эти договорные схемы предполагают разное толкование понятия «доход». По договору оказания услуг доходом посредника с точки зрения бухгалтерского учёта считается вся полученная от клиента выручка, включая рекламный бюджет. По агентскому договору доходом считается только агентское вознаграждение (комиссия агента). Отсюда разная база исчисления сбора в зависимости от типа договора.

Рекламораспространитель, ОРС или посредник, который заключил с рекламодателем договор оказания услуг, платит сбор с рекламного бюджета — тогда другие участники цепочки сбор уже не уплачивают. Если в цепочке несколько договоров, 3% от рекламного бюджета нужно будет заплатить с первого услугового договора. А с агентских в той же цепочке — по 3% от агентского вознаграждения.

Разберём несколько распространённых цепочек с указанием, кто и сколько должен будет платить. Оговоримся, что сами по себе эти схемы в постановлении не прописаны — это то, как мы трактуем новые правила, исходя из текста проекта постановления.

Важно! Возможно, вы как агентство или фрилансер настраиваете и ведёте для клиента рекламу, а он сам платит за неё напрямую рекламной системе, площадке или блогеру. То есть вы не участвуете в распространении рекламы и в расчётах по ней, не пропускаете рекламные бюджеты через себя. В этом случае вам не нужно платить сбор. Настройка и ведение рекламы под требования закона не подпадают — только распространение.

1. Самая простая договорная схема: прямой рекламодатель (РД) и рекламораспространитель (РР), который по договору оказания услуг размещает его рекламу.

В этом случае только РР уплачивает сбор — 3% от стоимости услуг по размещению рекламы. В договоре могут быть прописаны и другие услуги (например, подготовка контента, настройка рекламы и прочее), но сбор рассчитывается только от фактического рекламного бюджета — той суммы, которая подаётся в отчётности по маркировке.

2. Цепочка может быть чуть сложнее: между РД и РР может быть рекламное агентство (РА), которое работает с РД по агентскому договору, а с РР — по договору оказания услуг.

В таком случае агентство, которое по терминологии постановления считается агентом, платит 3% от своей комиссии, а РР — 3% от рекламного бюджета.

3. Если в той же цепочке — РД-РА-РР — оба договора услуговые, агентство считается посредником.

Сбор с рекламного бюджета взимается один раз с первого услугового договора в цепочке, поэтому в таком случае агентство уплачивает 3% от стоимости размещения рекламы — в том числе рекламного бюджета. Напомним, что сопутствующие услуги, консультации, продакшн и так далее в эту стоимость не входят.

На этом уплата сбора прекращается — то есть РР уже ничего не платит.

4. Бывает так, что в цепочке участвует не одно, а два агентства. У первого агентские договоры с РД и вторым РА, а у второго РА — услуговый с РР.

В этом случае сбор взимается со всех участников кроме РД: оба агентства платят 3% со своей комиссии, а РР — 3% от рекламного бюджета.

5. В такой же цепочке с двумя агентствами агентский договор может быть один, а услуговых — два. Первое РА в таком случае считается агентом, а второе — посредником.

Первое РА платит 3% от своего агентского вознаграждения, а 3% от рекламного бюджета вносит второе РА, заключившее с ним услуговый договор — первый в цепочке. И на этом уплата сбора прекращается.

Рассчитывать сумму сбора за плательщиков будет Роскомнадзор — на основе информации, которую они передают в Единый реестр интернет-рекламы. Если расчёт окажется некорректным, у плательщика будет 10 дней на то, чтобы направить в РКН уточнённые сведения с подтверждающими документами.

Напоминаем, что постановление, которое регулирует порядок исчисления и уплаты сбора, а также контроля за его уплатой, пока не принято. Так что здесь возможны дополнения и уточнения.

Мы следим за развитием ситуации и публикуем новости в своём канале про маркировку и законодательное регулирование интернет-рекламы. Подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего важного!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is