Ты берёшь мой контент, но делаешь это без уважения: как работать, не нарушая авторских прав. Читайте на Cossa.ru

09 июля 2021, 10:40
2

Ты берёшь мой контент, но делаешь это без уважения: как работать, не нарушая авторских прав

Команда Jekyll&Hyde и Runetlex рассказали, как в креативном бизнесе законно использовать чужие изображения, мемы и цитаты.

Ты берёшь мой контент, но делаешь это без уважения: как работать, не нарушая авторских прав

Интернет — бездонный источник, но брать из него без спроса можно не всегда. За каждым объектом, будь это фото на стоке или цитата в паблике, стоит автор, который может разрешить или запретить его использование.

Всё разрешено и бесплатно

Ряд стандартных заблуждений звучит так:

  • всё, что есть в интернете, бесплатно;

  • всё, что есть в интернете, может быть использовано;

  • если нельзя использовать, должен стоять запрет;

  • при цитировании нужно всегда ставить знак копирайта.

Многие удивятся, но всё, что есть в интернете, является объектом авторского права: фотографии, картинки, текст.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Авторское право возникает с момента создания контента, не требует регистрации и не заверяется печатью.

Существует некая презумпция того, что любое произведение — объект авторского права. А значит, автор может разрешать или запрещать использование такого объекта.

Отсутствие запрета не является согласием.

Нельзя просто так взять изображение на стоке или мем в сети и использовать его в своих целях. Если автор решит вас проучить — не миновать крупных последствий в виде иска в суд от владельца и подмоченной репутации.

Если изменить картинку, то можно

«Если добавить надпись на мем или сделать коллаж из фото — произведение станет моим». Так думают многие. И правильно думают — производный результат будет принадлежать новому автору. Однако необходимо получить разрешение на использование контента у первоначального владельца.

Так же обстоит дело с гифками — анимированными мемами. А, учитывая, что во многих гифках использованы кадры из фильмов, заявить права на них могут гиганты вроде Paramount Pictures или 20th Century Fox. Так что последствия (=сумма штрафа) могут быть действительно серьёзными.

Сто́ит отметить, что на практике авторы и не думают охотиться на каждого «похитителя» контента. Во-первых, отследить все случаи несанкционированного использования невозможно априори. А, во-вторых, нужно признать — каждому автору хочется числиться создателем «того самого» мема или гифки.

Пример. Знаменитый «упоротый лис» долго гулял в глобальной сети. А затем кто-то начал зарабатывать, делая мерч с лисом и не выплачивая роялти (авторские отчисления). Чем, разумеется, вызвал недовольство автора Адель Морзе и побудил её заняться защитой авторских прав.

Пример. Маргрит ван Бреворт, автор знаменитого Ждуна, выиграла в суде. Роспатент зарегистрировал товарный знак в нескольких категориях, тем самым запретив его несанкционированное использование.

Почему же тогда объекты авторского права так широко распространены, если это запрещено?

Всё просто: авторы закрывают на это глаза на это и получают некое ментальное удовольствие от причастности к популярному контенту. До тех пор, пока третьи лица не начинают на нём зарабатывать.


       

Елена Паламарчук

Сооснователь креативного агентства Jekyll&Hyde


Как правило, к обычным пользователям в сети претензий нет. Однако, крупные агентства, получив контент нелегально, могут попасть в немилость сообщества, подмочить свою репутацию и репутацию клиента, а также заплатить кругленький штраф.


       

Павел Мищенко

Сооснователь юридической компании Runetlex


Важно отметить, что есть разные группы прав: личные неимущественные и исключительные. Первые охраняются бессрочно, вторые — ограниченный срок. К примеру, в России исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. А значит, лишь по истечении этого срока такое произведение становится общественным достоянием.

Мы не используем, а цитируем

Это универсальное оправдание. Конечно, в законодательстве есть случаи свободного использования, но они очень ограничены.

В-первых, разрешено цитировать чужое произведение, если вам нужно отразить творческий замысел автора. Например, когда вы пишете статью и приводите слова оппонента или авторитетного источника. Вряд ли этот аргумент сработает, когда вы размещаете известную фотографию для иллюстрации продукта клиента.

Во-вторых, необходимо указывать автора и первоисточник. Тем не менее, всюду прикрываться фразой «это цитата» так же неразумно, как утверждать, что цитату можно смело брать, если не стоит знак копирайта ©️.

Стоковый контент можно использовать везде

Это не так. И вот почему.

У стоков и изображений на них разные лицензии. И важно внимательно читать условия той или иной лицензии перед покупкой

Покупаете вы фотографию за 5, 10 или 30 долларов — всегда внимательно читайте лицензию. Круг использования может быть ограничен определённым кругом лиц, определённым носителем, определённым тиражом, определённым форматом (диджитал или аутдор).

Пример. В 2011 году «Рив Гош» попал в скандал с запуском весенней коллекции. В качестве центрального элемента дизайна была взята иллюстрация питерской художницы Юлии Григорьевой, которая продавалась на Shutterstock.

Во-первых, иллюстрация не была куплена ни одной из компаний, работающих под брендом «Рив Гош». Во-вторых, по заявлению автора, лицензия на использование этого изображения не предполагала миллионные тиражи. Тем не менее, насколько известно, суд художница проиграла.

@smilewithjul

Принт на продукции «Рив Гош»

Не все произведения можно перерабатывать

Выясните, разрешено ли перерабатывать покупаемое произведение и тем самым передавать авторское право. Проверьте, даётся ли это право на стоке или только лицу, купившему фото. В таком случае для креативных агентств процесс чуть усложняется и клиенту самому придётся выкупать на стоке фото, а затем передавать агентству на переработку.

Сотрудник не должен платить за контент со своей карты

Возвращаемся к вопросу о лицензии и праве на переработку исходного произведения. Чтобы права на стоковый контент могла предъявить компания (агентство), покупка на стоке должна быть произведена с корпоративного счёта. Если дизайнер покупает фото на стоке с личной карты, то и права на переработку остаются у него. С этим возникает сложность далее, ведь после реализации проекта агентство должно передать права на произведение заказчику.

Любой кейс с нарушением авторских прав влечёт неприятные последствия. Не только юридического и финансового характера, но и репутационного. Разобраться с последними бывает не всегда просто.

Пример. Недавно на авторских правах обожглась визажист и блогер Natalina Mua. Для очередного мерча она заказала иллюстрацию у художника, с которым давно и эффективно сотрудничала. После пошива коллекции выяснилось, что иллюстрация как две капли воды похожа на работу китайского художника bu2ma (за исключением пары деталей).

Итог: непригодность отшитой коллекции (автор отказался продавать лицензию на использование изображения), крупные финансовые потери (с иллюстратора взыскать нечего, работа без договора), резонанс в сообществе и сильно подмоченная репутация бренда.

@natalinamua

@bu2ma_ins

Как всего этого этого избежать

Чтобы не попасть в центр скандала с авторскими правами, рекомендуем следовать ряду нехитрых (и, на самом деле, очевидных) правил.

Заключайте договор с исполнителями

На любые задачи: создание иллюстрации, разработка лого, нейминга или слогана. Это цивилизованный формат работы, который защищает агентство от недобросовестных подрядчиков. По крайней мере, финансово.

Прописывайте обязательства и ответственность исполнителя

Сюда входит не только «оказать услуги надлежащего качества и в полном объёме». Но и условие, при котором материальную ответственность за претензии к авторству материалов несут и агентство, и исполнитель.

Проверяйте материал на уникальность

Что, к примеру, не сделал заказчик в примере выше про плагиат изображения. Есть простые механики вроде поиска по картинкам в сети или проверки текста на уникальность.

К слову об уникальности: в 21-м веке создавать уникальный контент всё сложнее. Всё уже придумано и перепридумано до нас. А если вам требуется разработка абсолютно нового материала и проверка его на эксклюзивность — этот процесс потребует много времени и средств.

И здесь дело не ограничится поиском в сети. Необходимо проверить товарный знак по российским и международным базам, выявить возможные препятствия для регистрации в конкретной или смежной категориях и прочее.

И если вы намерены строить сильный бренд — в такие нюансы нужно вкладываться.

Не стесняйтесь озвучивать допрасходы заказчику

Не каждый клиент знает, что на использование чужого шрифта или изображения нужно выкупать лицензию. Объясняйте заказчикам нюансы работы в креативной среде, озвучивайте юридические и репутационные последствия, включайте дополнительные расходы в договор, обращайтесь за помощью к юристам. Фиксация таких расходов в договоре снимет множество вопросов и избавит от головной боли.

Следуйте деловой этике

Случается всякое. Даже если пришла претензия, а в плагиате виноват исключительно ваш исполнитель (иллюстратор, дизайнер или копирайтер), не молчите. Дайте личный или публичный ответ автору оригинального изображения или текста. Это расставит точки над i, снизит градус эмоций и сохранит лицо агентства.

Итак, работать с чужим контентом нужно по правилам. Обычно они прописаны в договоре и продиктованы профессиональным сообществом (которое, к примеру, может отличить копирование от вдохновения референсом). Работайте цивилизованно, покупайте лицензии, уважайте исходных авторов, чтобы сохранить деньги, отношения с заказчиками и свою репутацию.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is