Кто не уходит в отпуск, уйдет на больничный
Когда вы чувствуете, что устали и разбиты, скорее всего, вы без сил уже очень давно. Раньше вы не обращали на это внимания, а теперь истощены настолько, что уже нельзя не заметить. Практикующий психотерапевт Адриана Имж рассказывает о том, как следить за правильным распределением сил.
Усталость — это дар природы. Она сообщает людям о том, что с ними происходит что-то важное, а именно — ресурсы подходят к концу, пора их восстанавливать. Увы, зачастую многие из нас неправильно понимают сигналы, получаемые от организма, или вообще блокируют их поступление.
Чаще всего современные обитатели городов представляют свои силы, как планку «здоровье», горящую над персонажами компьютерных игр: сначала она зелененькая, потом желтенькая, потом — красненькая, а потом — бум, упал, умер, все кончилось. Но на самом деле все, конечно, не совсем так. Я обычно предлагаю людям визуализировать это как сотню планочек, каждая из которых имеет свое название — «интерес к людям», «желание общаться», «готовность решать математические задачи», «способность пройти два километра пешком и наслаждаться пением птиц при этом», «возможность сидеть на попе и вести бухгалтерию», «еда», «вода», «запас прочности сердца» и так далее. Когда какая-то из планочек кончается, мы можем даже этого не заметить — если полны все остальные. Но постепенно мы начинаем брать ресурсы из одной, второй, третьей. И в результате можем дойти до того, что сил не остается ни на что.
Люди часто путают интеллектуальную усталость с физической, а физическую — с общей неудовлетворенностью потребностей. Дефицит еды или сексуальной активности — это не усталость.
Что происходит, если мы не замечаем своих потребностей: мало спим, недостаточно едим, пьем воды, двигаемся, мало занимаемся сексом или интересной деятельностью, забываем общаться с приятными и близкими людьми? Постепенно наращивается количество негатива, стресса, снижается способность вырабатывать эндорфины и серотонин, повышается количество кортизола. Я люблю описывать кортизол как вещество, «выкручивающее» наш организм ради спасения жизни. Например, зайчик, увидев волка, рвет с места с максимальной скоростью, не жалея лап. И дальше выбор простой — либо зайчик убежал, либо его съели. Но ни один зайчик не будет изо дня в день вставать в шесть утра, ехать два часа на электричке, приходить к волку и говорить: «Здравствуйте, Борис Анатольевич, вот отчет. Переделать? Хорошо, переделаю к завтрашнему утру», потом весь день заниматься отчетом, периодически слыша от волка «Господи, ну вы и идиоты, всех уволю!», потом ехать обратно два часа в электричке и весь вечер смотреть канал НТВ. При таком образе жизни организм зайчика не успевает восстановиться — страдает иммунитет, мышцы, начинается депрессия. Именно поэтому многие люди, не уходящие в отпуск, уходят на больничный.
Каждый второй не успевает отдохнуть за выходные Исследовательский центр портала Работа@Mail.Ru провел интернет-опрос 2 000 работающих жителей России и выяснил, что лишь половина респондентов успевает набраться сил на новую неделю за выходные, в то время как остальные чувствуют, что им требуется еще какое-то время на отдых после субботы и воскресенья. О необходимости отдыха после «отдыха» рассказали 40% опрошенных, а 8% признались, что в понедельник просто «отсиживаются» и приходят в себя. |
Важно помнить, что в целом мы обычно живем, используя 60% эффективности, а требуем от себя — 100% (которые отложены организмом на тот самый крайний случай с волком). И именно из-за этого многие люди игнорируют первые, вторые и пятые симптомы того, что устали, и считают усталостью то, что уже давно находится за гранью. При этом удивляясь, что не восстанавливаются за выходные или две недели отпуска.
Я обычно предлагаю разделять отдых и расслабление. Отдых — это просто смена деятельности. Отдых от офисной работы может быть очень даже активным, это нормально и никакого вреда не причинит.
Например, если человек восемь часов просидел в офисе, и потом сходил на часовую тренировку, зачастую он чувствует себя лучше, чем если бы просто просидел в офисе: лобные доли отдохнули, эндорфины пошли, а мышцы, затекшие за день неподвижности, как раз поработали.
Но тут важно понимать, что деятельными мы можем быть без вреда для себя не более 18 часов в день. Дальше нужно расслабление или — еще лучше — если мы расслабляемся в течение дня хотя бы на чуть-чуть. Расслабление — это отсутствие активности, когда мы расслабляем мышцы и разум.
На самом деле, борьба с усталостью — это не «поработать десять часов в день в течение полугода, а потом полежать неделю на пляже», это тема смены образа жизни. Наверстать годы убийственного вкалывания за неделю-другую (точно так же, как и наверстать за выходные недельный недосып), не получится.
А если мы не отдыхаем достаточно, не даем себе расслабиться, то мы отнимаем у себя годы здоровой и полноценной жизни.
Автор: Адриана Имж
Источник картинки на тизере: Lift-Heavy