6 вещей о бизнесе, которые я хотел бы узнать раньше
Основатель студии делится опытом девяти лет управления агентством.
Автор: Сергей Ананьев, основатель и арт-директор студии «Молния».
Что, если бы была возможность встретиться с самим с собой в прошлом? И пускай некоторые учёные из фильмов этого делать не рекомендуют, кто-то наверняка рассказал бы о предстоящих спортивных победах, предупредил себя о чём-то важном или дал несколько советов на будущее.
1. Держи руку на пульсе
Время невероятно ускорилось. Веяния в стилях меняются одно за другим: ещё вчера все были очарованы ретрофутуризмом из 1980-х, а сегодня подавай эстетику нулевых и роскошь XX века. Точно так же происходит и с предпочтениями в оформлении сайтов: классику сменяет ретро, плитки — комплексный градиент.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Эти тенденции происходят в бизнесе в целом: друзья и конкуренты постоянно оптимизируют ресурсы, внедряют новые разработки, используют философию, чтобы достигать успеха.
Закрываться в себе нельзя, косность мышления — твой враг. Появилась новая технология — пробуй, появилась интересная бизнес-методика — испытывай. Никто не запрещает подглядывать у зарубежного бизнеса, вдохновляться чужими идеями — только так можно стать лучшим.
Высшее образование полезно, оно научит тебя думать, но если ты профессиональный дизайнер или маркетолог, то в лучшем случае твои университетские знания устареют через год после выпуска. Скорее всего, уже на этапе лекций они были не очень актуальны.
Постоянно расширяй собственные умения, внедряй обучение в команде, создавай базу знаний, чтобы не приходилось с нуля объяснять всё каждому новичку. В какой-то момент скиллов будет достаточно, чтобы можно было открыть собственную школу или курсы.
2. Будь готов к переменам и учись работать в сложные времена
Во время кризисов первым под нож идёт бюджет на маркетинг даже в крупных компаниях, что уж говорить о малом бизнесе. Тогда же обычно отказываются и от любых экспериментов с внешним видом, новых логотипов, кроме ситуационных, новых названий — кто знает, кто может оскорбиться в этот раз. Большая часть существования «Молнии» пришлась на это сложное время, но нам удалось выжить.
Было гораздо сложнее предлагать свои услуги, в первые месяцы на звонки наших менеджеров по продажам были очень депрессивные ответы, но мы прошли этот момент и смогли сохранить команду.
Любой кризис — это возможность, пусть и звучит банально. Российский бизнес, как показали последние годы, пробьётся через любой асфальт. Мы уже наблюдали восстановительный рост 2021 и 2023 годов: появлялись новые компании взамен закрытых или ушедших, приходили китайские бренды. В ушедшем году было заметно восстановление маркетинговых бюджетов, а 2024 год вполне может вернуть нам дух доковидного 2019-го.
3. Привлекай молодёжь — они подскажут как делать круто
Лучше всего к переменам адаптируются молодые люди — они понимают, что их преимущества не в наличии корочек о высшем образовании (двух, трёх, десяти), а в компетенциях, которыми реально обладают. Они в курсе последних трендов в дизайне, интерфейсе и стилистике текста и нейминге, не боятся высказывать свои идеи по поводу проектов, нацелены на профессиональный рост в сильной команде.
Кроме того, я убежден, что молодые люди искреннее: постоянно придумывают идеи для корпоративных мероприятий, делают мемы про работу, стараются поддерживать друг друга.
Ну и, наконец, молодость подогревают азарт и желание быть лучшими на рынке, а значит в рамках конкуренции это позволяет предлагать наиболее интересные решения по адекватной цене.
4. Предлагай клиентам что-то новое и не бойся рассказать о себе
Одним из условий адаптации к быстро изменяющемуся рынку в кризис является умение предложить проект «под ключ». Клиенты готовы работать с компаниями, в которых можно рассказать о своём бизнесе, ценностях компании и языке общения с конечным потребителем, и в конечном итоге получить продукт, учитывающий все эти элементы.
Если смог достичь мастерства в одной области, то расширяйся на смежные — возможно, там тоже сможешь стать лучшим. Сначала твоим основным источником клиентов будет сарафан, но не бойся вкладываться в маркетинг и оценивай результат.
Участвуй в профессиональных конкурсах и рейтингах — усилий требуется не так много, зато вскоре принесёт узнаваемость и уважение среди коллег и клиентов.
5. Уважай конкурентов, знакомься с ними, учись у них
В любом бизнесе, каким бы тесным не был рынок, важно оставаться человеком. Будь этичен, обменивайся опытом с коллегами из других компаний на конференциях или за чашкой кофе. Речь, конечно, не идёт о выдаче каких-то корпоративных секретов, но иногда чужой опыт поможет оптимизировать работу или уберечь от ошибки. Непростые времена дают возможности для новых коллабораций. Мы, например, сотрудничаем с компанией AGIMA и имеем доступ в их внутреннюю CRM. Они подбирают и передают нам клиентов, которым интересны решения на Tilda. AGIMA в курсе всех этапов нашего общения с заказчиком и знают, что тот останется доволен.
6. Начинай зарабатывать на своём увлечении
Единственное, о чём мне не нужно было бы предупреждать себя прошлого. Моя карьера началась с того, что мне просто нравилось делать коллажи в фотошопе. Я мог склеить красивую картинку для друга или афишу в альма матер за 300 рублей. Потом жизнь закрутилась, и я ушёл во фриланс, а потом стал сооснователем студии веб-дизайна.
До сих пор считаю, что лучший путь к успеху — это заниматься тем, что тебя интересует и без денег. Многие из таких увлечений сейчас вполне можно монетизировать, будь то творческие профессии в интернете или ручное изготовление красивых бытовых вещей.
Если то, что вы делаете — вдохновляет, значит вам повезло.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.