Мария Поликарпова, рекрутинговое агентство «МЁД»
Около месяца назад появилось агентство, которое специализируется на поиске специалистов в области digital «МЁД» (honeyhunter.ru). Мы поговорили с Марией Поликарповой, руководителем этого проекта и узнали, зачем для одной отрасли целое агентство, что нужно, чтобы вас «схантили», на кого нужно учиться и на какие деньги можно рассчитывать.
Насколько нам известно, в России у нас конкурентов пока нет. «Пока» — потому что мы подразумеваем вероятность их появления. Что касается ситуации в Европе и США, то digital-рынок там уже на совсем иной ступени эволюции, и во многих рекрутинговых агентствах есть подразделения, отвечающий за этот сегмент, а есть отдельные агентства вроде лондонского Digital Gurus. Ну и поскольку ситуация с малым бизнесом там попроще, у них есть культура частных рекрутеров с узкой специализацией. Мария, зачем для одной отрасли выделять агентство? Обычные рекрутинговые агентства не справляются с поиском людей?
И работу, и людей сейчас ищут по знакомым, через социальные сети и сарафанное радио. Успешность рекрутера в этой сфере зависит от его понимания среды и тенденций ее развития, знания ключевых специалистов. Ни одно существующее кадровое агентство не может этим похвастаться, поэтому и вакансии в digital-секторе к ним просто не поступают. Работодатели вынуждены сами искать сотрудников, но, судя по количеству вакансий, которые мы получаем, они не справляются. Какое соотношение соискателей и работодателей в индустрии?
Здесь следует уточнить, каких соискателей и каких работодателей. Очень востребованы твердые профессионалы со стажем. И в процентом соотношении работодателей на этом уровне больше, чем соискателей. С другой стороны, большой поток желающих «начать работу в digital», и здесь уже соотношение совершенно иное. Рынок digital достаточно большой — там есть и чисто технические люди (программисты), есть творческие люди — дизайнеры, копирайтеры, есть маркетологи, PR-специалисты, управленцы. Вы всех их ищите или есть какая-то ещё более глубокая специализация?
Если вкратце, мы специализируемся на вакансиях, в которых есть слова «главный», «ведущий» и «директор». Искать, скажем, программистов нам не очень интересно, но это не значит, что мы всегда отказываемся от таких заказов. Кто больше ищет людей — агентства или рекламодатели? Многие агентства сейчас формируют отделы digital с нуля или развивают существующие, так что их потребности в человеческих ресурсах выше. Со стороны клиентов пока мало изменений, в основном происходит привычная ротация сотрудников между компаниями (прим.: эту тему немного затрагивал Михаил Гейшерик, см. «Михаил Гейшерик: состояние рынка SMM»). Известно, что в маркетинге и рекламе люди меняют работу чаще, чем в других отраслях. А как дело обстоит в интернете? Не чаще какого срока вы советовали бы менять работу? Специалисты задерживаются у одного работодателя в среднем на год и чаще всего уходят из-за того, что сам работодатель не способен обеспечить условия для развития в профессиональном и финансовом плане. В нашей сфере не стоит оценивать кандидата формально, даже если он меняет работу дважды в год. Важно выяснить, есть ли объективные причины у его нестабильности, особенно если у него достойный опыт, прекрасное портфолио и рекомендации от бывших руководителей и клиентов. Сейчас специалистов на рынке не очень много. И практически все уже работают. Получается, что вы в основном «переманиваете» людей? Отрасль растет, а специалистов на рынке не хватает — факт. Но сейчас нетрудно получить хорошее образование (ИКРа, БВШД и т. д.), начать работать и собрать хорошее портфолио буквально за пару лет, так что кандидатов начального уровня достаточно. Что касается профессионалов, то их действительно мало, но мы никого не переманиваем. Кстати, наметилась тенденция к смене специализации, особенно у управленцев: в digital стремятся перейти из других отраслей, потому что новый рынок подразумевает интересные проекты, развитие и, конечно, прибыль. Можно ли обозначить средний уровень зарплат в индустрии интернет-коммуникаций? Возможно, можно назвать несколько уровней — для начинающих специалистов, для менеджеров среднего звена и для руководителей направлений. Цифры будут очень приблизительные:10-50 тысяч рублей для первого уровня, где-то 60-120 для второго и от 120-ти—для третьего. Что влияет на стоимость специалиста? Чему учиться, чтобы продать себя дороже? Специалиста продают реализованные им проекты. Существует ряд универсальных преимуществ — таких, как знание английского, например. Дипломы и сертификаты фактически работодателей не интересуют, поэтому важно иметь прикладные навыки и знания по своей специальности, а еще лучше — смежным областям. Сейчас рынок зарплат в интернете достаточно высок, в том числе и потому, что большинство сотрудников живёт в Москве. Как вы думаете, не будут ли работодатели искать специалистов из других регионов и позволять им работать удалённо, но платить при этом в
Чуть меньше, чем в среднем по рынку рекрутинговых услуг — 15-25% от годового дохода специалиста. Рынок digital России — это рынок digital России или рынок digital мира? Почему в нашем digital так мало западных специалистов, особенно по сравнению с традиционными рекламными агентствами. Российский рынок отстает от рынка Америки, но перегоняет многие другие рынки по темпам роста. У нас не хватает профессионалов, потому что их не хватает во всем мире. Рынок digital еще совсем молодой не только в России. Какие специалисты будут востребованы через 5 лет. Чему учиться, если только начинаешь учиться?
Во-первых, возрастет потребность компаний в копирайтерах, которые совмещают в себе знания технологий и умения придумывать оригинальные идеи. Очень нужны будут копирайтеры, которые придумывают интерактивные идеи, рекламные коммуникации способные взаимодействовать с потребителями.
Во-вторых, по-прежнему будут в цене сильные дизайнеры. Я даже думаю, на них будет в стране дефицит, потому что рост digital формирует рабочие места, а образовательные учреждения не обеспечат спрос.
В-третьих, директора, продюсеры, руководители проектов, управленцы — всегда не хватает квалифицированных кадров, управляющих рекламной кампанией. Эта ситуация усугубится, поскольку каналов коммуникации в рекламе становится много — и каждый требует особого подхода. Рынок серьезно дробится на специалистов в социальных медиа, мобильных технологиях (см. «Мобильный маркетинг»), вебаналитике. А внутри каждой дисциплины есть еще категории, которыми нужно управлять. Хорошие управленческие кадры нужны будут всегда.
В-четвертых, программисты — сейчас идет война приложений. Приложения для социальных сетей, для мобильных устройств, для разных операционных систем. И, конечно же, рекламные агентства не отстают с использованием всех инновационных технологий. В рекламных, digital, веб-агентствах есть очень большой недостаток в программистах, умеющих быстро на готовых фреймворках, открытых технологиях делать брендированные программы-приложения. Я также уверена, что в ближайшее время появится много новых технологий, где потребуются специалисты узкого профиля (например, программирование под iOS).
Если у вас есть вопросы к Марии, то вы можете задать их в комментариях или на странице агентства в Facebook (facebook.com/honeyhunter.ru).
Популярные новости
23 января 2025, 14:06
21 января 2025, 10:00
20 января 2025, 12:48