Средства массовой информации двадцать первого века (часть 1)
Некоторое время назад Пол Бредшоу, независимый консультант по интернет-СМИ, спросил участников сообщества об интернет-журналистике, о каких сторонах эксперимента по обратному редактированию (bottom-up editing) они хотели бы узнать больше. Одна из участниц назвала «пересмотр процесса создания газеты».
После массы поисков, формулировок и черновиков у Пола получилось несколько моделей, касающихся производства новостей, их сбора, интерактивности и новостей как бизнеса. Ниже Пол привоводит первую из них. Это — смешанная модель, её можно применить для прессы и эфирных СМИ, кроме того в неё включена онлайновая составляющая.
Алмаз новостей
Краеугольные камни медиа
Интернет-СМИ оперирует в своей работe двумя взаимодополняющими и взаимопротиворечащими факторами: скоростью и качеством (имеется ввиду извечная дилемма новостного СМИ: опубликовать новость быстрее, не тратя времени на проверку фактов, или опубликовать её проверенную, со множеством деталей, но с опозданием). Новые технологии позволяют распространять новости быстрее чем прежние средства коммуникации — радио и телевидение. Вспомним о мобильной связи и электронной почте. Вспомним о блогах, обновляемых с мобильных телефонов, вспомним про Twitter. Одновременно неограниченное пространство и время всемирной паутины, природа гипертекста, возможность увязывать всё воедино увеличивают их потенциал к более качественному широкому и глубокому описанию реальности, чем это делают бывшие короли контекста и анализа — газеты и журналы. Вспомним, как использовали Википедию во время урагана Катрина, вспомним местные (hyperlocal) сайты (например, chicago.everyblock.com, сайт о преступлениях в одном городе).Приводимая ниже производственная цепочка описывает, как большая новость может обрабатываться в редакции смешанной модели, извлекая плюсы и скорости, и качества.
- Молния. Как только журналист или редактор узнаёт о каком-то событии, редакция выдаёт короткое сообщение-молнию. Например, с мобильного телефона, Blackberry или через ноутбук с беспроводным доступом в интернет. Те, кто подписан на рассылку по электронной почте или SMS, следящие за вашим статусом на Twitter и Facebook, узнают новость мгновенно. Полноценную новость вы еще не опубликовали, но вы уже показали, что вы в курсе. Такая практика покажет читателям, что вы были первыми, что это ваша новость, она поможет повысить вашу профессиональную репутацию. Ну а если это не сенсация, молнии о небольших событиях добавят вашему СМИ немного живого шарма (по типу статуса в Twitter). Это нравится читателям.
- Набросок. Такой формат ещё не годится для печати или выхода в эфир, но прекрасно подходит для блога. В поддержку только что вышедшей молнии укажите в наброске первые имена, места, детали и обозначившиеся источники. Обновляйте набросок по мере поступления новых деталей. Задача наброска — удержать на сайте тех, кто клюнул на молнию. Но кроме того, он помогает распространить новость по блогосфере, привлекая внимание новых читателей и помогая вам попадать в топы поисковиков. В идеале набросок также привлечет комментаторов и свидетелей, которые начнут добавлять свои детали, указывать на ошибки, а то и предлагать свои заголовки. Частое обновление наброска поможет вам оставаться в топе выдачи Google News и Яндекс.Новости, которые ранжируют материалы в сюжете по времени обновления, а не по времени публикации.
- Статья/выпуск. В отличие от интернет-СМИ, лавирующих между скоростью и качеством, традиционные печатные и эфирные СМИ имеют преимущество в своей статичности и физических ограничениях самого канала. За что их любят люди, это за то, что в статье из 300 слов или трехминутном репортаже они выдают полный слепок события. По сравнению с неограниченными ресурсами интернета, здесь очень важную роль играет редактор, определяющий, что пускать в эфир или ставить на полосу. На этом этапе набросок превращается в полноценный материал, который может быть опубликован на сайте, напечатан, пущен в эфир, или всё это вместе взятое. Расписание выхода в печать или эфир определяется согласно практике конкретного СМИ.
- Контекст/подборка. Возвращаемся в онлайн. Здесь мы не ограничены размером листа бумаги и временем эфира. Так что быстрее выдавайте максимум информации по теме. Сейчас нам нужно ответить на вопросы: «сколько раз это происходило раньше?», «где посмотреть предыдущие статьи по этой теме?», «где мне найти дополнительную информацию об этом человеке или организации?», «куда обратиться за помощью?». Самая главная роль здесь принадлежит гиперссылкам. Ставьте ссылки на всё, что поможет читателям — на архив ваших собственных публикаций и на чужие сайты. В печатной и эфирной версиях вы тоже даёте контекст, но надо обязательно указать, что на вашем сайте есть ещё больше материалов по этой теме.
- Анализ/оценка. После репортажа приходит время анализа. Онлайновое издание может начать сбор самых первых комментариев блогосферы, в том числе и коментариев оставленных на собственном форуме издания. Но особенно нужно обратить внимание на реакцию участников событий и тех, кого оно коснулось. Многие оставят запись о своих впечатлениях в личном блоге, ну а для организации дискуссии лучше использовать подкаст. Пока идёт сбор и оценка такого сырого материала, печатные и эфирные СМИ могут использовать его для обновления своих выпусков.
- Интерактивность. Интерактивность требует подготовки и затрат, но при этом позволяет задействовать и информировать пользователя так, как не может больше никто. Кроме того, она помогает создавать маловостребованные ресурсы согласно теории длинного хвоста (long tail), которые обеспечивают повторные визиты на сайт в долгосрочной перспективе. Подготовка интерактивных flash-приложений займёт несколько дней, но позволит совместить гипертекст, видео, аудио, анимацию и базы данных. На форуме можно организовать площадку для обмена опытом или советами людей, переживших какое-то событие. Wiki могут сделать то же самое, но более эффективно. Чаты в реальном времени помогут читателям напрямую обратиться к журналистам, ньюсмейкерам, свидетелям, экспертам.
- Удобство. Последний этап должен быть автоматическим. Пользователь должен иметь возможность настроить информацию под себя. В простейшем случае нужно дать ему возможность подписаться по электронной почте, RSS, SMS получать извещения об обновлении данной темы, новых комментариях и т. п. Более продвинутые сервисы могут предлагать рекомендации других пользователей (типа «Прочитавшие эту статью также прочитали: ...») или продукты на основе баз данных (например, выборки информации по разным признакам и их комбинациям). Здесь завершается процесс производства, который на данном этапе объединяет метки пользователей, позволяет скачивать данные для использования за пределами сайта и т. п.
Практический пример применения данной модели
Рассмотрим типичный случай создания новости: публичная персона делает противоречивое заявление. Как это будет выглядеть на практике?- Молния. Публикуете: «Депутат Сидоров: Хватит долбаных учёных». Делаете ссылку на набросок.
- Набросок. Дайте первое описание ситуации, немного деталей, пусть читатели обсуждают и перепечатывают в блогах, делая ссылки. Следя за ними, выясняем, что Сидоров закончил филологический факультет. Журналисты тут же бросаются искать официального подтверждения, чтобы потом на его основе написать статью.
- Статья/выпуск. Берём пару комментариев из блога, добавляем их в наше видение произошедшего и печатаем эту статью в газете.
- Контекст/подборка. Собираем лучшие ссылки из комментариев, даём полную расшифровку речи депутата, собираем аудиозаписи, видео с телефона. Делаем метку «Сидоров и долбаные учёные» и помечаем ею все эти материалы, клик по этой метке приводит читателя на страницу, где собраны все материалы по данной теме.
- Анализ/оценка. Одному особенно отличившемуся блоггеру предлагаем написать статью для печати в газете. Приглашаем на беседу учёного-филолога и депутата Сидорова, они обсуждают правомерность использования термина «долбанный», суть претензий депутата к таким учёным, причины побудившие его к высказыванию и т. п. Запись беседы выходит в виде подкаста.
- Интерактивность. Посетителям нашего сайта предлагаем написать их собственное видение ситуации, особенно тех, кто по мнению Сидорова подпадает под определение долбаного учёного. Таким образом мы получаем объективное видение ситуации из первых рук.
- Удобство. Создаём на сайте специальный RSS-фид или список рассылки, который извещает об обновлении материалов, помеченных меткой «Сидоров и долбаные учёные».
Алмаз новостей
Эту модель можно схематически представить в качестве альтернативы известной модели «перевёрнутой пирамиды».Перевёрнутая пирамида — компановка текстового материала, с учётом следующих правил:Точно так же, как когда-то перевёрнутая пирамида частично была обусловлена использованием в новостной индустрии телеграфа и доминированием идей науки и эмпириокритицизма, алмаз новостей пытается отразить переход от журналистики XIX века (журналистики законченого продукта, статейной) к журналистике XX века — журналистике процесса, в которой продукт постоянно обновляется и дополняется, всегда оставаясь незаконченным. Более того, алмаз должен явно продемонстрировать недостатки и устарелость пирамиды. Ну а поскольку сам он представляет незаконченный процесс, то и его модель нельзя считать окончательной.Потом компоновка согласно этому принципу принимает такую форму:
- В самом начале статьи для удобства посетителей нужно привести краткий обзор всех рассматриваемых далее вопросов (лид). Это создается для того, чтобы пользователь, если даже не прочитает материал до конца, мог понять, о чем идет речь.
- Далее должен следовать уже постепенный переход к подробному описания проблемы. Но описание и рассказ должен идти так, чтобы пользователь, прервав чтение в любой момент, мог понимать, какой вопрос рассматривается в этой части текста.
- Лид-резюме, основанное на вопросе, который описывается / постановка вопроса / ознакомление с темой материала;
- Несколько абзацев, в которых описывается проблема/вопрос/раскрытие темы более детально;
- Абзац-предыстория или абзац-связка, который образует плавный переход к проблеме/вопросу/теме с тем, что описывалось ранее;
- Дополнительная информация о проблеме/вопросе/теме статьи;
- Дополнительная информация о предыстории или будущих путях и вариантах развития событий.
Распределённая журналистика
Здесь я хочу рассмотреть процесс поиска новостей и роль журналистики в условиях новых медиа-каналов. В прошлом веке произошло три важных для индустрии новостей вещи:- Из мира недостатка информации мы шагнули в мир информационной перегрузки;
- Мы перешли из мира, в котором правительство и компании нуждались в медиа для распространения информации, в мир, где они могут распространять её самостоятельно;
- Мы ушли из мира, в котором граждане нуждались в СМИ для получения информации, и оказались в мире, где любой гражданин имеет доступ к информации и, более того, может её производить самостоятельно.
- Получить коммерческую и официальную информацию читатель может из сети сам. Следовательно, журналист должен отыскать, разобрать/собрать и проверить реакцию читателей на эту информацию, анализируя блоги и иные источники. При таком увеличившемся количестве источников журналисту придётся копать глубже, взвешивать оценки тщательнее, выискивать темы дольше.
- Читатели могут самостоятельно давать анализ, сообщать о чём-либо, высказываться в сети. Следовательно, журналист должен выработать в себе навыки управления сообществом людей, чтобы свести воедино блоггеров и официальные источники, установить правила поставки и обработки информации, а также научиться получать от этого сообщества информацию по самым закрытым вопросам.
Распределённый журналист использует целый набор инструментов для работы с участниками процесса делания новостей. Для работы с «мозгами», «голосами» и «ушами», для мониторинга и фильтрации понадобятся орудия, ну а для «журналиста по случаю», «полезняшки», «технаря» и «толпы» важнейшую роль сыграют системы. Участники новостного процесса, отслеживаемые с помощью орудий:
- Мозг. Журналисты и сегодня активно используют всевозможных экспертов. Обычно, чтобы получить комментарий от эксперта, приходилось обращаться в профессиональные организации или образовательные учреждения. Однако часто это означало, что эксперт принадлежит к какой-то узкой группе, элите, преследующей свои интересы. Новые медиа открыли свету массу независимых специалистов в различных областях знания. При этом такой эксперт может совершенно не иметь официального признания. Тем не менее репутация его сильна благодаря богатому личному опыту или подкрепленными практикой знаниям. Распределённый журналист отслеживает таких эскпертов, подписывается на их RSS, цитирует при случае и снабжает данными, если требуется их заключение по какому-либо вопросу. Здесь нужно отметить следующее: если СМИ заведёт распределённого журналиста, ведущего собственный блог, то покажет этим свою заинтересованность в более тесном диалоге с аудиторией; а если оно наймёт видного энтузиаста с отличной репутацией для управления сайтом с пользовательским контентом, то тем самым подстегнёт аудиторию к производству этого контента.
- Голос. Новые медиа позволяют любому публиковать своё мнение, независимо от того, насколько оно состоятельно. В отличие от экспертов голос пишет хорошо, захватывающе, остроумно или в забавной манере. При этом он может понятия не иметь о настоящей природе описываемого. Иногда бывает, голос создаёт интересную графику, видео или аудио. Распределённый журналист выискивает такие голоса и приводит их в свою компанию. Если голос не может работать на компанию, то журналист активно делает гиперссылки на его материалы. Здесь нужно отметить: если вы можете сделать таким образом, что публикуя что-то у вас, пользователь автоматически публикует это в свои аккаунты на других сайтах, то вы тем самым продемонстрируете ему, что заботитесь о нём, экономите его время и усилия, а не просто воруете его контент.
- Ухо. Кто-то где-то знает, что происходит в каком-то месте, группе людей или в какой-то области. Частенько эта ценная информация проскальзывает в блогах и статусах этих людей. Распределённый журналист подписывается на RSS или e-mail-рассылку этих людей, добавляется к ним в друзья ВКонтакте и в качестве благодарности при каждом удобном случае ссылается на них, как на источник, либо участвуя в их судьбе иным образом.
- Журналист по случаю. Это человек, который натыкается на новостной повод, записывает видео на мобильный телефон, камеру или просто наблюдает событие своими глазами. Таких не подготовишь заранее, не научишь, не вырастишь. Но они сами рвутся к известным СМИ, их манит широкая аудитория, бренд, репутация. Поэтому очень важно быть именно таким СМИ, чтобы когда в вашем городе загорится мэрия, фотографии и видео прислали именно вам. Как этого добиться? Вы должны быть на связи, вам должны доверять, вы должны быть готовы заплатить за контент, вы должны постараться, чтобы люди могли легко контактировать с вами (опубликовать телефоны и адреса электронной почты, организовать загрузку контента через интернет), следить за тем, что загружается на другие сайты (YouTube, например), чтобы успеть перехватить этот контент оттуда, а еще потому что случайные журналисты не всегда осознают, какого масштаба события они фиксируют. Наконец, участвуйте в пропаганде и обучении гражданской журналистике, чтобы ваша аудитория умела определять важные события, делать съёмку приличного качества и всегда вспоминала, что это именно вы научили её этому.
- «Полезняшка». Этот человек указывает на опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки. Они исправляют ошибки и мешают разгулу на форумах. Они улучшают качество вашего контента комментируя, публикуя полезные ссылки, ставя метки (как внутри, так и на внешних сайтах), оценивая статьи.Важнейшую роль здесь играют системы: система извещения об ошибках, система обеспечивающая возможность оставить комментарий на сайте, поставить метку или закладку. Вам пойдёт на пользу, если редакция не стесняется принимать поправки и благодарит за это.
- «Технарь». Это тот, кто берёт ваши новости, объявления и другие сырые данные и размечает их на Google Maps, кто анализирует ваш контент и подсчитывает самые популярные материалы, кто создаёт виджет для Яндекса или специальный RSS-фид, а иногда просто подкидывает классную идею. Технари могут принести много пользы и настоящего креатива, но для этого вы должны открыть для них ваши базы данных, создать для этого специальные системы, API и обеспечить помощь в решении технических вопросов.
- Толпа. Люди, ранее известные как аудитория — это не просто группа людей, которые теперь могут говорить с вами напрямую. Одного разговора мало. Нужно использовать фолксономию, чтобы эта толпа подсказывала вам новостные поводы, подбрасывала информацию, помогала найти источники, чтобы она стала частью процесса сбора новостей.Мне кажется, есть два основных типа проектов, использующих толпу. Первый с её помощью облегчает поиск экспертов и информации. Второй просто использует толпу как рабочую силу для выполнения мелких задач типа обработки больших объёмов данных, написание запросов на получение информации, организация интервью. Системы, организующие этот процесс, очень важны, но не менее важно развивать системы, облегчающие эту работу и выявляющие тот один процент читателей, который делает эту работу постоянно.
Шесть вопросов после
В этой части рассмотрим, что должно происходить с новостью после публикации. Для этого мы будем опираться на традиционный список вопросов, на которые должен отвечать любой текст новости: «кто?», «что?», «где?», «почему?», «когда?» и «как?».
| Вопрос | Источник ответа |
|
---|---|---|---|
С кем ещё можно связаться? | Социальные сети | ||
Где это случилось? | Карты | ||
Когда произойдет еще что-то, связанное с данным событием? | Календари событий | ||
Почему это должно меня волновать? | Базы данных | ||
Как я могу реально повлиять на ситуацию? | Автоматизация |
Веб-страница, в отличие от печатной статьи или эфирной передачи, не имеет законченной формы. В неё, как минимум, всегда можно внести правку. Сила такой страницы заключается в постоянном нахождении по определённому адресу, и напрямую связана с её увязанностью с другими материалами (что в свою очередь обеспечивает и повышает её доступность для читателя). С момента публикации статьи на страницу можно поставить ссылку, её можно обсудить, разбить на части, поставить метки, поделиться закладкой, отправить другу по электронной почте. Всё это можно сделать прямо на вашем сайте, но в реальности всё иначе. Запомните, после публикации статья вам больше не принадлежит. Так что даже если вы организуете у себя на сайте все вышеописанные возможности, этого будет мало. Что ещё можно сделать? Посмотрим на обсуждения. Обсуждения — это хорошо. С их помощью мы лучше прорабатываем идеи, получаем альтернативные точки зрения, собираем аргументы, обнаруживаем связи, выявляем тёмные пятна, договариваемся, соглашаемся. Но это только начало. Вы наверняка часто бывали на таких обсуждениях, где все говорят, но за этим не следует никаких действий. То же самое происходит сейчас с большинством сайтов СМИ и блогов — одно бесконечное обсуждение. В этом большая проблема современных СМИ. Традиционно журналисты охотились за информацией, вынюхивали, выясняли, расследовали, но теперь у нас масса источников, информации, средств связи... Так не следует ли из этого то, что мы должны успевать делать больше? Может, нам стоит связать всё воедино? В моём СМИ XXI века после того, как статья опубликована, я бы отвечал на 6 вопросов, я бы искал связи по следующим направлениям:
- С кем ещё можно связаться?
- Что читал журналист, прежде чем написал данный материал?
- Где это случилось?
- Когда произойдёт ещё что-то связанное с данным событием?
- Почему это должно меня волновать?
- Как я могу реально повлиять на ситуацию?