Reedexhibitions
30 апреля, 10:45

Если вы не Дуров, не надо делать ICO

Время шальных инвестиций проходит. Рассказывает венчурный инвестор Денис Черкасов.

Если вы не Дуров, не надо делать ICO

Интерес инвесторов к ICO растёт. Интересно, что Россия, по некоторым оценкам, занимает второе место после США по объёму привлечённых таким способом средств в стартапы, при этом имея существенно меньший объём экономики и долю в мировом ВВП да и пропорцию своих стартапов в общемировом количестве.

Почему же так получилось? Мне кажется, дело в том, что концепция ICO объединила сразу две мечты. Одна — о быстром обогащении формата «Емели на печи», когда можно запустить ICO, и вдруг у тебя много денег, а ты ничего как бы при этом не делаешь или строишь на этом маркетинг. И вторая мечта — это мечта о свободе, финансовой независимости, о «монете собственной чеканки», которой можно расплачиваться со всеми, кто захочет иметь с тобой бизнес. Поэтому ICO оказалось близким очень многим российским предпринимателям, и мы видели невероятный бум осенью прошлого года.

Однако одной мечты мало, за ней должно стоять что-то весомое. Всегда нужно понимать, для чего нужен этот токен: кто, за что и с кем собирается этим токеном расплачиваться. К большому сожалению, 90% так называемых ICO на этот вопрос не отвечают. С другой стороны, скопилось большое количество избыточной виртуальной ликвидности в виде биткоинов, эфиров, которые инвесторы веерно раскидывали, не особо всматриваясь в проект. 

Корпоративный пакет 2019 на Cossa

«Корпоративные пакеты» Cossa — это особый набор из десяти рекламных опций, включающий баннеры, анонсы в соцсетях и публикации о компании.

Это самый комплексный и высокий по КПД из коммерческих форматов на Cossa.

Узнать больше >>>

Реклама

Хотя мы и читали истории про то, как важно смотреть на качество проектов, на команду — конечно же, как правило, эти стандарты не соблюдались, не были доведены до логического завершения. Поэтому моё глубокое убеждение, что только развитые структуры, вокруг которых уже сложилась экосистема или уже происходит какое-то масштабное взаимодействие, могут позволить себе выпускать токены.

Например, если бы Apple или Samsung вышли сейчас на ICO, весь спрос на токены на рынке был бы сразу же исчерпан на многие годы вперёд, поскольку у этих компаний большое количество подрядчиков, поставщиков, то есть они высушили бы ICO как класс. Но им это не нужно. У них всё хорошо с доступом к инвестиционным ресурсам. 

Но есть другой тип компаний, чьё ICO обречено на успех, — тот же Telegram, например. Почему? У него есть сложившаяся экосистема, есть пользователи, разработчики, есть постоянное взаимодействие между различными частями этой системы. Универсальная валюта, которая может ходить в этой экосистеме, облегчит взаимодействие и может стать универсальным принятым эквивалентом обмена товаров и услуг. 

Также, если захотят, свою монету легко смогут выпустить крупные банковские группы и торговые площадки — например, Яндекс, Alibaba или OZON. Но почему они этого не делают? Дело в том, что им не нужно использовать ICO в качестве средства привлечения денег, краудфандинга как самоцели. Это не значит, конечно, что им выпуск токенов совершенно не нужен для целей финансирования, но он в первую очередь позволяет таким компаниям быстрее перевести свои процессы в блокчейн. 

Сегодня ожидания от технологии блокчейн многократно превышают её реальные возможности, однако, возможно, уже в ближайшем будущем эти показатели сравняются, и тогда выпуск токенов станет логическим следствием развития блокчейна внутри этих систем. Ведь что такое блокчейн? Это, по сути, способ коммуникации людей и машин — machine2machine и machine2people (как интернет — это способ общения людей).

А пока что в подавляющем большинстве ICO остаётся краундфандингом в каком-то таком новом квазитехнологическом виде. Если посмотреть внимательно, то очень мало проектов из тех, что привлекали «безумные» деньги, имеют под собой реальную блокчейн-основу. К тому же, ещё предстоит выяснить, какие стартапы реально привлекли деньги, а какие — в основном лишь заявляли об этом.

В общем, это не первый хайп и, я уверен, не последний в финансово-технологическом мире, поэтому ждём, что будет дальше: искусственный интеллект, биохакинг? Сейчас волна ажиотажного спроса на ICO спадает, и инвесторы начинают понимать, что проходит время шальных, случайных инвестиций, приходит время серьёзной и вдумчивой работы, как и в других отраслях цифровой экономики. Однако, пока блокчейн-технология не разовьётся до должного уровня, говорить о возрождении бума ICO — теперь уже в «хорошем» смысле — я бы не стал.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Не пропустите!

5 классических факапов с репутацией
Кейс интернет-магазин "Юдашкин"
Кейс. Заполняем ресторан с помощью соцсетей: у нас две недели и 60 $ на рекламу
10+ методов дистрибуции контента в социальных медиа и на внешних площадках
От контакта к продаже: как работать с рекламой ВКонтакте для «Сбора заявок»
«О настоящем и будущем киберспорта»: интервью с Романом Дворянкиным, генеральным менеджером Virtus.p...
10 непростительных ошибок в контекстной рекламе: чеклист для новичков
Меньше денег и сплошные переговоры: что бывает, если фрилансер открывает агентство
«Азбука вкуса» и бесплатные пакеты: разбор репутационного кейса
Маркетинг в мире, где города превращаются в новые государства
«Хантеры рекомендуют на время поиска работы снизить активность в соцсетях», — Алёна Владимирская
Как оценить эффективность рекламной кампании на радио

Комментарии:

Реклама


📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой